Взгляд
сердитого гостя
Уважаемая редакция! Я случайно купил вашу газету, вероятно у вас в городе есть и другие, но мне ее посоветовала киоскер: «Читайте, здесь написана правда». Я прочитал про смерть старика в Сбербанке. Страшно… Зав этим отделением не должна там больше работать.
Но я хочу написать вам о другом – как мы с товарищем провели выходной день в вашем городе.
Я учился в Ростове, в РИСИ (Ростовский инженерно-строительный институт – «ЧЛ»), а мой друг был из Новочеркасска и часто ездил домой к родителям. Часто приглашал меня. Потом я уехал в Подмосковье, и вот почти через 20 лет попал в Ростов в командировку. Со мной был еще один москвич, мой коллега по работе, который никогда не был в ваших краях. И мы решили в выходные дни устроить себе культурную программу. Я предложил поехать в Новочеркасск и Старочеркасск, т.к. он сказал, что ему интересно узнать о казачестве. Я был у него вроде как гид и всю дорогу от Ростова рассказывал, что Новочеркасск – это прекрасный город, столица донского казачества.
Мой коллега чертыхнулся, когда прекрасная трасса Ростов-Москва ушла налево, а мы покатили по подобию проселочной дороги – в ямах, ухабах, наспех наложенных латках и без какой-либо разметки. Вместо традиционного приветствия типа «Ростовчане приветствуют вас!» или «Добро пожаловать в Краснодар!» нас встретила огромная лужа и «мертвый полицейский» возле поста ГАИ. Удручающее впечатление произвело ограждение на въезде в город.
Наверное, надо было ехать сразу в центр, но мне захотелось навестить «места боевой славы». Я вспомнил старые адреса и попросил коллегу проехать по знакомым мне улицам. На улице Народной, где жил мой сокурсник по РИСИ, мы чуть не потеряли колеса… Мне стало стыдно перед хозяином автомобиля, и я отказался от своей затеи.
Конечно, мы попали в музей и в собор. Конечно, они произвели на нас огромное впечатление. Но в целом… В городе не осталось ничего казачьего – только в музее. Центральная улица (я помню ее еще как улицу Ленина) вся в разноцветном пластике, названия магазинчиков и т.п. на английском языке. Какая-то варварская смесь кусочков старинных зданий и дешевой крикливой современщины. Провинциальный городишко, который пыжится стать Америкой.
Конечно, мой коллега интересовался событиями 1962-го года. Я рассказал ему все, что знал об этом. Повел его на площадь, где расстреляли людей. И обалдел! Площади не оказалось! На ее месте примитивный фонтан – такие сейчас нувориши ставят в своих дворах. Кто это сделал? Зачем? Как вам не стыдно, горожане?! Говорят, коммунисты хотели уничтожить память о преступлении советской власти в Новочеркасске в 1962 году. Им, при их правлении, это не удалось. Теперь это удалось вашим новым начальникам?
Кстати, интересное место – центр вашего города. Машину поставить некуда: везде запрещены остановки и стоянки. Мы вертелись по кругу, пока не пристроили машину у «Макдональдса». Захотелось перекусить, но не в «Макдональдс» же идти – решили поискать что-нибудь из донской кухни. Нашли единственное «общепитовское» заведение с неказачьим названием «Рандеву». И никакого подобия «Донской ухи», «Казачьей кухни» или чего-нибудь самобытного!
В общем, мы решили пообедать уже в Старочеркасске – там наверняка что-нибудь есть.
Нам хотелось посмотреть в городе что-нибудь еще. Я вспомнил, что у вас была в парке культуры и отдыха (Александровский парк – «ЧЛ») какая-то историческая диорама знаменитого художника (народного художника СССР Н.В. Овечкина – «ЧЛ»), но я ее никогда не видел. Мы походили по парку и не нашли, спросили у местных жителей, и они нам сказали, что диорама сгорела. Мы поднялись на курган, где, думали, горит Вечный огонь. Он не горел, и все было забито мусором.
С испорченным настроением мы пошли обратно к машине и тут, обходя здание вашей новой Администрации, увидели его «тылы» — недоделанные, нештукатуреные, чем-то напоминающие дома-руины Сталинграда. А с фасада все было в ажуре!
Впору было смеяться. И мы смеялись, а мой коллега все повторял: «Рожу красим, а шею не моем!»
Мы уехали в Старочеркасск и получили от его осмотра прекрасное впечатление. Отлично пообедали. Единственно, что омрачило наше путешествие, то, что нам рассказали, что старочеркасский музей хотят закрыть для посетителей, а здание храма и др. передать епархии – священнослужителям.
Господа жители донского края! Подумайте: у вас сохранилось уже совсем немного истории – зданий, традиций и т.п. Без этого ваш край будет никому не интересен.
P.S. Говорят, вашим городом управляет казачий атаман. Если это правда, да переизберите вы его, если в казачьей столице донской ухи не поесть!