Сегодня: 19 апреля 7744, Воскресенье

Много лет тому…

… Когда наши ушли, они оставили зеркало. Высоченное стекло с низкой широкой полкой, на которой можно было сидеть. Сидеть было нельзя, о чем на стекле красовалась грозная надпись. Но – сидели. Не одно поколение. По несколько человек сразу. Отражаясь в зеркале спинами, алыми уголками пионерских галстуков.
Перед зеркалом поправляли челки и красили губы. Поднимали руку в салюте: как выгляжу? Закалывали булавками широкие в талии – не по размеру – форменные юбки. Поправляли погоны. Оттирали чернильные пятна. Барабанили. И показывали зеркалу языки!
В зеркале отражалась вся история пионерии Новочеркасска.
Ведь оно стояло в городском Доме пионеров. Наверное, всю его жизнь.
А потом пионеров не стало. Их Дом продали.
Недолго в зеркале отражались какие-то банкиры. Потом охранники. Потом строители, делающие ремонт. Потом – долго – никто. А потом запестрело: нотариусы-клиенты-продавцы-покупатели-парикмахеры-косметологи-фирмачи-мебельщики…
Но никто больше не показывал зеркалу язык. И не отражались в нем уголки пионерских галстуков.
Много лет городской Дом пионеров и школьников находился здесь, на проспекте Платовском, 80. Сюда, до войны, ходил мой отец – кормил кроликов в кружке юннатов. Недолго в школьные годы приходила я – в театральную студию. А потом, уже будучи взрослой, зашла как-то после вожатских сборов, о которых писала в газету, и осталась – на целых три года. В Городском пионерском штабе, членом совета его друзей.
… На первом этаже что-то шили умелые руки. Под звуки пианино – музыканты занимались рядом. В балетном классе у станков стояли будущие Жизели. На третьем этаже готовили очередную проказу массовики-затейники. Репетировал спектакль кукольный театр. В темном подвале печатали снимки любители фотодела. Академическая тишина царила в кружках авиамодельном и радиотехническом.
Тишина была недолгой и обманчивой. Здание вздрагивало: запевала пионерская студия Майи Дмитриевны Щетилиной. По двору вдоль остова строящегося корабля вышагивал Гена Потуданский – рождался яхт-клуб. По всем этажам здания вдруг рассыпалась барабанная дробь – начинались занятия в школе барабанщиков.
Но главная головная боль Дома пионеров звалась ГэПэШа – Городской пионерский штаб. Ребята из этой неугомонной организации проводили то школу пионерского актива, то слет редколлегий, то смотр строя и песни… Поутру уходили в поход, завалив с вечера методкабинет – базу штаба — спальниками и палатками, взятыми напрокат в клубе туристов. Уезжали в Москву (три года подряд!) к ребятам из московских штабов. Они постоянно к чему-то готовились, что-то репетировали, занимая комнаты, зал, лестницы, подоконники, выживая взрослых из кабинетов и из-за рабочих столов.
На «шумок» заходила в методкабинет директор Дома пионеров Валентина Васильевна Кармазина, уходила, прижав пальцы к вискам: «О, боже мой!».
Из стратегических соображений ее посвятили в члены совета друзей ГПШ. Когда в Дом пионеров потянулись родители, не понимающие, почему их дети сидят здесь сутками, пап с мамами взяли хитростью: на родительском собрании с концертом и чаепитием их наградили картонными медалями «За любовь и терпение».
ГПШ просто повезло, что судьба однажды занесла в Дом пионеров Евгению Ивановну Горячеву, ставшую руководителем штаба. А следом – руководителя Московского ГПШ Виктора Викторовича Озяву, Вик-Вика – как мы его называли. Что он делал тогда в Новочеркасске, для нас и сейчас остается тайной, но что он СДЕЛАЛ для наших ребят – это на всю жизнь. Уехала на Сахалин Е.И. Горячева, ей на смену пришла Галя Борисова, потом Люда Соловьева, но неизменно три года подряд ГПШ на весенних каникулах ездил в Москву к Вик-Вику, чтобы спать в спортзале на матах, занимать в 4 часа утра очередь в Третьяковскую галерею, петь в орлятском кругу с московскими пионерами.
… И все они, о ком я сегодня пишу, кроме московских пионеров, конечно, отражались в этом зеркале. И члены нашего ГПШ: Димка Холод и Костя Прохорцев, Андрей Пушкарь и Юрка Семикин, Лена Горних и Ира Шапарева, Таня Коваленко и Света Погребенкова, Сергей Шаламов и Наташа Кульбакова, Сережка Михол и Сашка Савенко, Оля Ротыч и Галя Шеповалова, Галя Попович и Оксана Козлова… И я отражалась в этом зеркале, завязывая пионерский галстук – как член совета друзей ГПШ.
2 марта Новочеркасск отметит 70 лет городскому Дому пионеров и школьников и 15 тому, чем он стал теперь – Центру эстетического воспитания школьников. Отметит в здании ЦЭВа, на улице Дворцовой, 12. Но мы обязательно соберемся на Платовском, 80, внизу, у зеркала. А вдруг глянет на нас из его глубины пионерское детство…