Сегодня: 18 апреля 3136, Суббота

За “бумажной” дверью

Приятно сознавать, что не вымерло еще племя энтузиастов, борцов с коммунальными трудностями и бюрократизмом. Именно такие люди часто обращаются в редакцию нашей газеты, исчерпав все остальные способы воздействия на медлительную и лживую систему городского коммунального хозяйства. Среди тех, кого давно знают и крайне не любят в Департаменте городского хозяйства (ДГХ) и МУП «Жилремонт», не последнее место занимает Вячеслав Александрович Автономов. Энергичный пенсионер, бывший военный стал главным активистом и ходатаем в делах дома № 78 по улице Макаренко.

Ужасы Нового городка

Дом по улице Макаренко, 78, бывший некогда общежитием, имеет вполне типичный набор проблем. 1) Состояние подъездов, куда без содрогания может войти только закаленный местный житель. Штукатурка и окраска практически отсутствуют, почтовые ящики покорежены так, что почту туда бросать бессмысленно. Окна и двери до последнего времени просто отсутствовали, но ремонт, который был недавно над ними совершен, достоин отдельного рассказа. 2) Состояние электрической проводки наводит на мысль о скором и неизбежном пожаре. Электрощиты стоят нараспашку с искореженными дверцами, а сама проводка, подобно паутине, свисает со стен и потолка сырого и затхлого подъезда. Однажды щиток первого этажа взорвался и сгорел. Как оказалось, юные экспериментаторы засунули в незапертый щиток живую кошку. Кошка тут же перестала быть живой, аварию ликвидировали, а щитки жильцам предложили запирать на самостоятельно купленные замки. 3) В отдельных квартирах течет кровля. Кто-то из жильцов терпит и ждет, кто-то ремонтирует свой участок кровли за собственные деньги.
4) Подвалы затоплены и забиты мусором. Летом обитатели второго этажа просто не могут открыть форточку, поскольку из подвала тянет неодолимым зловонием. Кстати говоря, именно в этом подвале в прошлом году был случайно обнаружен несвежий труп молодого человека. Теперь дом по Макаренко, 78 так и называют: «Дом с трупом».
Другие проблемы тоже есть: отопление и канализация. Здесь тоже пока далеко от идеала, но хотя бы что-то коммунальщиками было сделано. С грехом пополам обе системы все же работают. И хотя в комнатах холодно, батареи в квартирах выделяют некоторое количество тепла. «Кочегары топят, стараются, просто трубы забиты»,- поясняет Вячеслав Александрович, показывая в окно на котельную, до которой меньше ста метров.
Еще одной бедой дома является то, что около половины квартир в нем сдаются внаем квартирантам, зачастую молодым и не отягощенным культурой поведения. Понятно, что жить самому в таких условиях неприятно, а молодежи нужна лишь крыша над головой. Это тоже является козырем в бюрократических играх. «Зачем ставить вам остекление подъездов, если его все равно разобьют?»
План по отпискам перевыполнен
Первые письменные обращения жильцов, которые организовал В.А. Авто- номов, датируются 2004 годом. И надо признать, что ни одно из них не осталось без ответа. Всего за три года жители получили 9 официальных ответов за подписью зам. главы администрации Новочеркасска Е. Мавдрикова и директора ДГХ Н. Шуваева (хотя ответы, разумеется, сочиняют не они, в уголке каждой бумаги имеется фамилия исполнителя, подсунувшего документ на подпись). Очевидно, ответственные за коммунальное хозяйство города лица хорошо уяснили себе требования закона: на обращения граждан надо отвечать обязательно и в пределах предусмотренного законом срока. Иначе можно поплатиться. Совсем другое дело, что именно будет содержаться в этих официальных ответах. А содержится там по большей части неправда. Структура подобной отписки очень хорошо известна многим горожанам. «В ответ на Ваше обращение от такого-то числа сообщаю: в такой-то период в доме проведены такие-то работы (заменены два патрона и 10 электролампочек). Дом включен (или не включен) в план текущего ремонта на следующий год. Ремонт подъезда (кровли, канализации) будет осуществлен в срок до такого-то сего года». Через год в следующей бумаге с большим сожалением сообщают, что «в связи с большим объемом общестроительных работ выполнить ремонт в вашем доме не представляется возможным. Ремонт будет включен в план на следующий год». И так может длиться очень долго. Теоретически, бесконечно. Все это – отнюдь не единичные случаи, а стиль работы. Приходилось встречать и вовсе уж многотомную переписку, наполненную обещаниями по поводу предстоящего ремонта. Иногда у жильцов возникает странное чувство: они настоятельно просят сделать ремонт подъездов, кровли и электропроводки, а им в ответ обещают выполнить ремонт козырьков над подъездами и смотровых окошек подвала, о чем никто даже не заикался. Понятно, что думают люди по поводу такого бумаготворчества. Вот только несколько мнений: «Видал я бюрократов, но такого уродства еще не встречал!»; «Там же одна сплошная брехня!»; «Сказали бы людям правду, что сейчас возможности нет, но к определенному сроку ремонт точно сделаем, неужели бы не потерпели?» Остальные высказывания жильцов не могут быть приведены в газете. 9 раз людям обещали и 8 раз обманули (сроки по 9-му ответу еще не прошли, но оптимизма что-то нет). Такое ощущение, что в недрах аппарата ДГХ крутится какая-то механическая отписочная машина, не глядя штампующая стандартные ответы со стандартными обещаниями, исполнять которые совсем не обязательно.
Ремонт по­нашенски!
В октябре 2006 года в первом подъезде многострадального дома наконец-то «были выполнены работы по остеклению окон и замене двери подъезда». Об этом с гордостью поведали жильцам в очередной казенной бумаге, рожденной в недрах ДГХ. После чего терпение В. Автономова лопнуло и он горячо попросил нашу редакцию прислать корреспондента, чтобы сфотографировать эти “новейшие достижения строительной мысли”. Посмотреть действительно было на что. Оконные рамы оказались сделаны из различных по форме, размеру и окраске кусочков дерева, сколоченных сверху тонкими рейками, чтобы не развалились сразу. Впрочем, фрагменты стекол уже стали из этих хлипких «оконных рам» осыпаться. Вместо перекосившейся на петлях, но все еще могучей старой двери, вход в подъезд теперь охраняют двери совсем другого типа с очень оригинальным дизайном. Две половинки подъездных дверей составляют легкие межкомнатные двери б/у с огромным пустым проемом под установку стекол. Чтобы в проемах не слишком гуляли сквозняки, кто-то из коммунальщиков позаботился заткнуть их упаковочным картоном, явно подобранным на ближайшей мусорке вместе с остальными материалами, пошедшими на этот, с позволения сказать, «ремонт». Не знаю, можно ли найти другое определение содеянному специалистами 3-го участка МУП «Жилремонт», кроме слова «издевательство», на котором настаивают все жильцы.
Послесловие
«Вы предвзято относитесь к работе коммунального хозяйства и не понимаете, как много там проблем!» — частенько приходится слышать автору этих строк. Это не так. Мне не раз доводилось писать на темы коммунального хозяйства. Я прекрасно понимаю, как далек существующий объем финансирования «коммуналки» от минимально необходимого. Я понимаю, что жилой фонд за последние двадцать лет практически не знал капитальных ремонтов и его износ доходит до 80-90 %. Я понимаю, какой тяжелый груз лежит на плечах работников коммунального хозяйства. Тяжелый труд в любую погоду, не подкрепленный ни достойной заработной платой, ни благодарностью жителей города. Не понимаю я только одного: зачем нужно постоянно врать жильцам и обижаться на рассказ журналиста о том, что он увидел собственными глазами?

Фото автора