Одной из тем, которая привлекла внимание Президента Российской Федерации Владимира Путина во время его недавней прямой линии с россиянами, было положение, сложившееся на рынках. Тех самых «народных супермаркетах», где одни находят для себя товары по самым привлекательным ценам, а другие рабочие места. Президент говорил о том, что на рынках не дают торговать своей продукцией фермерам, о том, что там вольготно чувствуют себя перекупщики, что некие сообщества диктуют ценовую политику, что промышленные товары вытесняют продовольствие, что там вообще продают продукцию сомнительного качества.
— Насколько это имеет отношение к рынкам Ростовской области и нашего города? — этот вопрос я задал директору предприятия «БТ и К» Роману Павловичу Барышникову, в чьем ведении находится «Центральный рынок» — крупнейший в нашем городе.
— Для нашего рынка всё это не типично, — уверен Роман Барышников, — для рынков столичных городов, Москвы, Питера — возможно, для периферийных, таких как наш — нет. На столичных рынках есть определённый дефицит мест. Он связан с тем, что цены на местную продукцию там выше, чем у нас, где эти фрукты или овощи выращены. Даже оптовая цена в Москве будет намного выше нашей розничной, поэтому наши фермеры и едут со своей продукцией в крупные города. А там, и действительно, спрос рождает предложение, там есть конкуренция, есть и сообщества, которые диктуют свои правила. Там с этими вещами надо, безусловно, бороться.
— Получается, наши фермеры везут свои огурцы-помидоры в Москву, а мы тут что едим?
— Заметную часть овощной продукции в межсезонье у нас составляет импорт, например, из Турции. Привозные овощи и фрукты у нас бывают дешевле тех, что выращены на нашей земле. Вот такой сложился парадокс. Фермер думает о выгоде. В Москве он, даже сдав свой товар оптом, получит больше, чем будет продавать его в розницу у нас. А нас кормят реализаторы, которые закупают товар на местных оптовых рынках, например, в Ростове. Туда товар попадает разными путями, и с полей местных овощеводов, и с плантаций зарубежных фермеров. Мы сами заинтересованы в том, чтобы на местных рынках, в том числе и на нашем, Центральном, торговали местные товаропроизводители. У них и товар будет свежее и цены ниже, а это очень привлекательно для покупателей.
— Но я заметил, что некоторые хозяйства предпочитают торговать с машин, стоящих за пределами рынка.
— Правильно заметили. А знаете почему? Потому, что если они торгуют просто на улице, то у них отпадает необходимость платить за торговое место, не нужно заботиться о каких-то документах. Продали что привезли, и поминай, как звали. На рынке у продавца должен быть целый пакет нужных бумаг — на землю, на качество продукции, санитарная книжка и прочее. Кроме того, всё это предполагает и налоговую ответственность. Зачем всё это на улице? Поэтому такие продавцы часто оправдываются тем, что им не предоставили место на рынке. Хочу сказать, что для товаропроизводителей место у нас найдется всегда. В нашей Ассоциации рынков Ростовской области, членом президиума которой я являюсь, решено выходить на фермерские хозяйства, и, через закупочные предприятия, брать у них продукцию, избавляя от необходимости искать пути её сбыта. Ассоциация, кстати, объединяет полсотни рынков во всех городах области.
— Кто вообще торгует у вас?
— Торгуют те, у кого это хорошо получается. Во всяком случае, если вы имеете в виду национальную принадлежность реализаторов, то для нас она не имеет никакого значения. Главное, что у этих людей все документы в порядке — регистрация, прописка и так далее. За этим должны следить, и следят соответствующие органы. Наше дело — предоставить человеку место для торговли, которое должно быть чистым, светлым и нужного размера.
— А как на счёт давления этих завсегдатаев в плане установления цен?
— Этого у нас нет. Если я об этом узнаю, то человек будет выдворен с рынка, и больше он у нас торговать не будет. Был у нас случай, когда с жалобой ко мне обратился продавец, приехавший из пригорода. Сказал, что ему не дают торговать. Я немедленно послал администратора в ряды, человеку нашли место, поставили его с товаром, и он благополучно отторговался. Просто, может быть, люди не решаются обращаться в случае каких-то конфликтов, а напрасно, администрация рынка и лично я, всегда на стороне производителя продукции, в каком бы объёме он её не продавал — пусть это будет ведро яблок или машина. То же самое относится и к любителям обмануть покупателя. У нас есть специальный работник, который отвечает за весовое хозяйство, он следит за состоянием весов и разновесов — гирь. Кроме того, у нас проводятся рейды с участием представителей Управления торговли, милиции, Роспотребнадзора. Нарушители наказываются. Например, одна из таких, не в меру ловких женщин, которая обманывала покупателей, до сих пор ходит за мной и просится на рынок.
— Кроме овощей и фруктов, на рынке мы видим и колбасы, и сыры и бакалейные товары.
— Отвечу так: если будет жесткий запрет, то этих товаров у нас не будет. Но что будет в этом случае? Пострадают и мелкие производители, и покупатели. Ведь не секрет, что для того, чтобы войти только с одним наименованием товара в сеть крупного предприятия торговли, производитель должен заплатить круглую сумму. Это может быть по карману большим предприятиям, но не мелким. Куда им деваться со своими сырами, колбасами, маслом?
— Другой вопрос — в каких условиях это продается.
— Правильно. Для такой продукции у нас имеется специальный павильон с холодильными прилавками. Но тут есть и ещё один момент. Человек заявляет свой товар как белое сало, которым разрешено торговать, и идет за прилавок, а сам выкладывает колбасные изделия. Начинаешь с ним разговаривать, а он заявляет: «Вот чек, я заплатил за торговое место! Если вы не даёте мне торговать, то это нарушение договора, и мы будем разбираться в суде!» К таким недобросовестным предпринимателям мы принимаем меры, место им стараемся не предоставлять, но тут необходима помощь и контролирующих органов.
— Я заметил, что продовольствие занимает лишь половину площади рынка.
— Да, мы предоставляем свободные площади и реализаторам промтоваров. Это тоже люди, живущие в нашем городе, и они предлагают товары, нужные горожанам, если бы это было не так, то и покупателей у них бы не было. Но я хочу подчеркнуть, что эта группа товаров занимает у нас свободные площади, а в приоритете у нас всегда были и будут люди, которые выращивают продукцию полей, садов и огородов своим трудом.