Сегодня:

(Продолжение. Начало в № 44)

Большая группа врачей работала в поликлинике сразу после окончания института, здесь же они прошли интернатуру. И они решили бороться, возглавив борьбу всего коллектива за свое право на труд и за право пациентов на обслуживание в муниципальной поликлинике. Свои доводы, один за другим, они, заметно волнуясь, высказывали в нашей беседе:
— Это наше детище, наш дом, и нам небезразлична его судьба.
— Мы хотим честно смотреть в глаза нашим пациентам.
— Частной фирме не нужны пенсионеры и ветераны, малоимущие и дети из социально неблагополучных семей.
— Поликлиника – единственная надежда на лечение для тех, кто не может за все платить большие деньги.
— Мы не могли больше терпеть унижения и оскорбления от главного врача.
— Нам стыдно, когда пациенты говорят: «Мы приходим сюда к врачам, потому что Вам доверяем. Но ваша поликлиника превращается в сарай, как вы можете это терпеть?»
— Мы хотим, чтобы нам дали возможность спокойно заниматься своим делом – лечить людей.
Бороться нужно не только хотеть, но и уметь. Никакого желания, понятно, здесь не было. Люди вынуждены были этим заняться, затрачивая на борьбу время, нервы и здоровье. Если бы они знали, что процесс будет столь затяжным и тяжким, еще неизвестно, как бы поступил каждый из них. Но теперь дороги назад у них нет.
Насчет умения — с этим совсем плохо. Врач, профессионал обычно бывает осведомлен об ответственности за качество своей работы, и не более. А тут дело совсем другое — имущество, аренда, собственник, балансодержатель, арбитражные споры… Помимо знания законов и владения юридической казуистикой, нужно умело использовать несовершенство нашего законодательства, знать пробелы в законах, что доступно только опытным юристам. Врачу с ними тягаться нечего. Поликлинике требовались поддержка властей и юридическая помощь.
На ее стороне были пациенты. Многие выражали недовольство тем, что в поликлинике нет рентген — кабинета. В администрацию города, а затем в областные и федеральные структуры пошли жалобы с просьбами направить комиссии для проверки, разобраться, как может частная фирма действовать в ущерб муниципальному учреждению, ведь к этой поликлинике территориально относятся 53 тысячи жителей города, в том числе более четырех тысяч детей. Поступали обращения и в средства массовой информации. В письме в редакцию, к примеру, говорится: «Просим прислать корреспондента, чтобы он посмотрел свежим взглядом со стороны на то, что у нас происходит».
Люди возмущались состоянием рентген-кабинета в фирме «Салвик», а также тем, что не выдаются квитанции об оплате за лечение. Если возникнет претензия к качеству работы врача, как докажешь, что ты у него был? В одном из заявлений, направленных в Управление Росздравнадзора по Ростовской области, сказано: «На стене в фирме «Салвик» висит лицензия и протокол к ней, где перечислены услуги, которые может осуществлять фирма (ксерокопию прилагаю). Рентгенологическое обследование в протоколе к лицензии не заявлено. Так на каком основании и кто позволил фирме «Салвик» делать нам, жителям Новочеркасска, рентген?!
Я сомневаюсь, что соблюдаются дозы ионизирующего облучения, и знаю, что и рентген-аппарат должен проходить периодический контроль. А кто же этим будет заниматься, если данный вид услуг в лицензии не упоминается? Кто будет в ответе за наше утраченное здоровье?»
Кстати, не дает эта лицензия и права на обслуживание детей. Подробное письмо с описанием ситуации и просьбой помочь было направлено и главному стоматологу области
В.Н. Калашникову. Конфликт вышел за пределы города.
Коллектив обратился к новому мэру, Анатолию Панфиловичу Волкову. В феврале 2005 года состоялась встреча с мэром, поликлинику представляли 16 человек. Передали ему коллективное письмо, в котором выразили недоверие своему руководителю, просили снять Саламахина с должности главного врача и расторгнуть договор аренды с ООО «Салвик».
Мэр решил выслушать всех. Часа за полтора он внимательно выслушал 16 мнений. Не обошлось и без слез. «Я двоих детей воспитываю, а меня так обзывают» — пожаловалась сотрудница, и расплакалась. Люди твердо заявили, что с таким руководителем работать не будут.
По распоряжению мэра через несколько часов в поликлинику прибыла солидная комиссия, и началась полная инвентаризация. Главврач сидел в своем кабинете, не успел уйти, его попросили передать печать. Наступил новый этап борьбы. По результатам проверки управление здравоохранения мэрии подготовило приказ об увольнении Саламахина с должности главного врача. Исполнение обязанностей главврача было возложено на Ларису Григорьевну Исаеву, врача-стоматолога высшей категории. Однако к общему ужасу суд восстановил прежнего руководителя на работе. Более того, из бюджета города пришлось выплачивать ему 120 тысяч рублей в качестве компенсации за нанесенный моральный вред. Над коллективом снова завис меч начальственного мщения… Только с третьей попытки удалось уволить главврача.
Почему же так получилось? Поясняет начальник управления здравоохранения мэрии Г.П. Солощенко:
— Мы впервые так плотно столкнулись с подобной ситуацией. И потом, всегда надеешься на порядочность человека, который руководит учреждением. К моменту моего прихода на эту работу, все главные врачи в медицинских учреждениях уже были. Чтобы разобраться, кто и что из себя на самом деле представляет, нужно достаточно длительное время. Саламахин обманул меня в истории с рентген-кабинетом. Он пришел и сказал, что в поликлинике рентген-кабинет не работает, нет аппарата, а в фирме «Салвик» есть. Давайте, мол, мы поставим свой аппарат в рентген-кабинете. Больным, которые обслуживаются по ОМС, будут делать рентгеновские снимки бесплатно, а тем, которые идут в «Салвик», за деньги. Был 2002 год, с бюджетом ситуация сложнейшая, это был выход из положения. Чем все обернулось — стало видно позднее. Да, было так, я не отрицаю. Но каким образом рентген-кабинет оказался у него в аренде, мне непонятно. Моего согласия на это не было. Он ввел всех в заблуждение. Утешает, что теперь уже видно: мы не ошиблись с назначением нового главного врача. Год назад вы бы ужаснулись тому, как выглядела поликлиника. Произошли радикальные перемены. Сделан ремонт, установлены новые приборы и аппараты. Сразу видно, что средства, получаемые от платных услуг, затрачены на развитие производства. Вот и задумаешься: что же делалось в течение предшествующих четырех-пяти лет, и куда уходили средства от протезирования, если за год можно сделать такое!
Поликлинику поддерживает и заместитель главы администрации по административно-правовым вопросам Любовь Николаевна Бурлуцкая. По ее мнению, Саламахин, к сожалению, не исключение:
— Во время перестройки многие руководители воспользовались своим положением и стали организовывать какой-то семейный бизнес. При этом Саламахин ввел в заблуждение руководителей Комитета по управлению муниципальным имуществом, заявив, что в поликлинике слишком много неиспользуемой площади и есть возможность сдать ее в аренду частной медицинской фирме. Ему пошли навстречу, выделили площади. Но он, как та лиса, которая у зайца просилась переночевать. Он попросил еще площади, введя в заблуждение теперь уже управление здравоохранения. На мой взгляд, как юриста, Саламахин был уволен справедливо, но он стал оспаривать увольнение в суде. После того, как суд восстановил его на работе, представляете, что было!.. Коллектив заявил, что саботирует это решение суда, что категорически не согласен с восстановлением, и весь коллектив уйдет из поликлиники, если Саламахин переступит ее порог. Нужно было принимать экстренные меры, потому что найти сразу столько квалифицированных врачей и весь остальной персонал невозможно. В такой обстановке мы прежде всего думали о людях, которые нуждаются в медицинской помощи. Поликлиника расположена в «спальном» районе. Там, в основном, контингент какой — пенсионеры, инвалиды, старики. Мэр города как собственник имущества обязал Солощенко издать приказ о досрочном расторжении договора с Саламахиным без объяснения причин, есть такая статья в Трудовом Кодексе. Что и было сделано. Суд поддержал, счел увольнение обоснованным в соответствии с законом и Уставом города. Прошла кассация в Областном суде, где была подтверждена законность этого решения. Слава Богу, коллектив теперь не лихорадит, идут весьма положительные отзывы о его работе.
— Но, самый главный мой вывод — досадно, что мы во время не смогли рассмотреть наклонности руководителя и заменить его, — добавила Любовь Николаевна. Тогда бы не дошли до такой ситуации, в которой оказалась сейчас поликлиника в своей борьбе с частной фирмой. Получается, к сожалению, что мы, как администрация, руководство города не можем ей сейчас помочь, так как все договора на аренду были заключены законно, и расторгнуть их нет оснований. Хотя есть отдельные нюансы, мы будем этим заниматься и не оставим коллектив один на один со своими проблемами.
У главного врача поликлиники Ларисы Григорьевны Исаевой глаза усталы и грустны.
— Да, мы все уже очень устали, — говорит она. – Для нас сейчас главная проблема – добиться передачи рентген-кабинета и досрочного расторжения договора аренды. Поликлинике нужно развиваться, для нормальной работы необходим рентген-кабинет, нужны условия для работы персонала. На месте, занимаемом фирмой «Салвик», мы бы оборудовали отделение для приема детей, их положено принимать отдельно от взрослых. Мы уже полтора года боремся за очевидные вещи, но все наши обращения — как об стенку горох. Администрация города нам помогает, мэр помогает, главный стоматолог области тоже на нашей стороне, Минздрав помогает, все сочувствуют, пытаются помочь, а воз и ныне там, потому что бывшей администрацией площади сданы в аренду до… 2014 года.

(Окончание следует)

Фотоколлаж Николая Склярова
row['name']