Сегодня: 29 апреля 2740, Понедельник

Ну, нет на свете человека, который не был бы потребителем! Потребляем мы всё: пищу, одежду, услуги. И вступая в контакт с продавцом, как бы шагаем на некую землю, где действует свой отдельный закон – «О защите прав потребителей». Конечно, на этой земле действуют и другие законы России, и Конституцию здесь никто не отменял, но! Закон «О защите прав потребителей» — здесь главный. Давайте вместе учиться жить по нему: со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Только договоримся сразу: решили – так решили. А значит, будем соблюдать и требовать. Знать и применять. Запасемся терпением. И поставим во главу угла Чувство Собственного Достоинства.
Согласны? Начали!

Все мы таскаем за собой сумки, портфели, дипломаты и др. И заходя после работы в магазин, не расстаемся с ними. И тут нам говорят (или пишут): сдайте сумки в камеру хранения. И мы сдаем – с документами, ключами, сотовыми телефонами, другими ценными и важными вещами, при этом зная, что «администрация ответственности за ценные вещи не несет». Или распихиваем это все по карманам, привлекая внимание весьма криминальных типов, всегда готовых наши карманы опустошить.
А обязаны ли покупатели при входе в магазин сдавать сумку? Если да, то на каком основании? И несет ли магазин ответственность за сданные вещи покупателей?
В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Бывает, что и местные власти или ведомства принимают свои, местные или ведомственные документы, которыми уточняют требования закона. Например, если со своей сумкой вы приедете в Москву и зайдете в магазин, можете смело с нею не расставаться: в пункте 13 Методических указаний розничной торговли Москвы записано, что нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения.
Так что все эти ячейки с ключиками или «тети с номерками» — это для вашего удобства, а не для удобства магазина. Хотите – пользуйтесь. Не хотите – «спасибо, не надо».
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).
Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. Это не так.
Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они по своей воле сдают свои вещи на хранение в закрывающиеся кабинки с номерными ключами (наверное, некоторым так удобнее), то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества. Вот выдержки из Закона «О защите прав потребителей»:
Cтатья 886. Договор хранения
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Для безвозмездного договора хранения (который предполагается при сдаче вещей посетителей в “камеру хранения”) с этой целью продавец должен принять все меры для предотвращения возможности гибели имущества или повреждения.
Статья 891. Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи
1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.
2. Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).
3. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах.
Статья 902. Размер ответственности хранителя
2. При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Вот оно — самое главное: в случае если что-то случится с вашей сумкой, сданной в камеру хранения, вы имеете полное право требовать возмещения убытков.
А еще, выходит, что сообщение об отсутствии ответственности (безответственности?) магазина покупателю – не что иное, как введение его в заблуждение. Такое действие незаконно. И ответственность за него наступает – уже по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителя»). Можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, и магазин (юридическое лицо) будет оштрафован на сумму от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, а его директор – от 10 до 20 МРОТ.
Что же в итоге? Берите сумку (портфель, дипломат, чемодан, наконец!) и смело идите в магазин. И спокойно глядя в глаза работникам торговли, скажите: «Я не буду сдавать ее в камеру хранения», а если решите сдать, напомните продавцам об ответственности за сохранность ее содержимого.