Поколение политехников второй половины 1950-х годов хорошо помнит, какой ажиотаж вызывал каждый новый номер институтской сатирической газеты «Пылесос». Ее редактором и главным исполнителем сатирических рисунков, а чаще очень сложных композиций, был молодой ассистент кафедры горных машин Юрий Коженцев.
«Героями» этих композиций были не только студенты-разгильдяи, но и казалось, неприкасаемые преподаватели и администраторы вуза.
За один лист «Пылесоса» («Институтский конвейер») американская делегация, посетившая НПИ, предлагала автору большие доллары.
Позже Коженцев со своей командой выпускал городскую сатирическую газету «Крокодил идет по городу». И снова успех. Выпуски ждали, около них толпились…
Друзья, коллеги по кафедре буквально заставили Юрия Тимофеевича «остепениться», т.е. завершить и защитить кандидатскую диссертацию. С этой задачей он справился достойно и стал кандидатом технических наук. Но художник в нем был сильнее технаря, поэтому в дальнейшем своим научным направлением он избрал художественное конструирование машин. Начал готовить наглядные пособия, писать методички, а потом и книги по эргономике и основам композиции, иллюстрируя их собственными рисунками. А параллельно рисовал значки, эмблемы, эскизы оформления институтских корпусов и отдельных помещений. Рисовал в многотиражку «Кадры индустрии». Рисовал для души. Так появились тематические альбомы, навеянные процедурами в Трускавецком санатории, поведением студентов на лекциях и в быту, собраниями, конференциями. Его особенно привлекали красивые девушки и женщины, а также уродовавшие себя супермодницы.
Простыми средствами (тушь, акварель, гуашь) он добивался поразительных результатов.
Осуществил Юрий Тимофеевич и свою главную мечту – открыть в университете новую специальность. В этом году состоялся первый выпуск инженеров-дизайнеров. К сожалению, уже без него. Четыре года назад профессора кафедры культурологии и дизайна Ю.Т. Коженцева не стало.
Вспомним…