Сегодня:

В минувшую пятницу начальник управления торговли и бытового обслуживания Наталья Думчус ответила на вопросы СМИ.

Право на пиво
– С 1 июля изменяется порядок реализации спиртных товаров. Что в этой связи должен знать покупатель?
– Действительно, с 1июля право розничной реализации алкогольной продукции будут иметь только юридические лица, частные предприниматели этого права лишаются. С чем связаны изменения? По-моему, закон направлен прежде всего на борьбу с некачественной алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте. Судите сами: если раньше за нарушения порядка реализации алкоголя на предпринимателя налагался штраф от трех тысяч рублей, то теперь за нарушения придется заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч. Так что с первого июля покупатель, приобретающий алкоголь, может быть уверен в том, что проданный ему продукт полностью соответствует существующим требованиям. Если же вы обнаруживаете, что продажу спиртного по-прежнему осуществляет частный предприниматель, знайте: алкоголь как минимум реализуется незаконно, а как максимум – является фальсификатом. Впрочем, я думаю, что городские предприниматели в массе своей законопослушны и не станут идти на столь вопиющие нарушения закона.
– К слову о нарушениях. Хотя продажа спиртного и сигарет несовершеннолетним запрещена, юные новочеркасцы с легкостью могут приобрести и то, и другое. Как с этим борется управление торговли?
– Такая проблема действительно существует: к сожалению, некоторые недобросовестные продавцы не считают нужным исполнять закон. В этом направлении управление торговли работает совместно с УВД – протоколы по статье административного кодекса, запрещающей отпуск алкоголя и табака лицам, не достигшим восемнадцати лет, составляют именно милиционеры. В этом месяце у нас запланированы соответствующие рейды. Кроме того предприятия, реализующие алкогольную продукцию, получили предписания проверить отделы, реализующие спиртное, и обновить таблички, извещающие о недопустимости продажи подобных товаров несовершеннолетним.
Общепит: проблемы и их решение
– В городе нет ни одного детского кафе. С чем, по-Вашему, это связано? Существует ли выход из создавшегося положения?
– Причина отсутствия детских кафе заключается, прежде всего, в том, что экономически выгоднее иметь заведение, в меню которого представлен широкий ассортимент блюд, в том числе – и алкогольная продукция. Сейчас много говорится о повышении рождаемости, необходимости повернуться лицом к детству, однако вопросы потребительского рынка при этом не затрагиваются. Между тем, если бы предприятия и предприниматели, занимающиеся этим видом деятельности, могли бы рассчитывать на поддержку со стороны государства, вопрос решился бы сам собой.
– А как вообще обстоят дела в сфере общественного питания?
– В сравнении со среднеобластным показателем на душу населения, предприятий общепита у нас пока не хватает. Недостаточно обеспечены кафе отдельные микрорайоны, нет в городе заведений со специализированной кухней – казачьей, китайской и т. д… Впрочем, в этой сфере наметились определенные подвижки: в районе Александровского сада будет открыто кафе с донскими блюдами, появится новое кафе и в обделенном общепитом мкр. Октябрьском. В общем, управление торговли способствует и будет способствовать тому, чтобы в Новочеркасске открывалось как можно больше кафе – как детских, так и общего пользования.
– Существующие предприятия общепита нередко приносят неудобства проживающим поблизости горожанам: люди жалуются на громкую музыку, играющую после двадцати трех часов…
– Громкая музыка в неурочный час – это нарушение общественного правопорядка. Хотя подобные вопросы – прерогатива управления внутренних дел, мы также рассматриваем жалобы горожан и контролируем работу кафе и ресторанов. Судя по результатам – более или менее успешно. Если жители испытывают неудобства, связанные с соседством заведений общественного питания, они должны не терпеть шумы и музыку, а обращаться к нам. Горожане имеют право на отдых, а следовательно, предприятия общепита должны корректировать свою работу так, чтобы не мешать людям.
Рыночная экономика
– Перейдем к работе городских рынков. Какие товары летом имеют небольшой срок годности? На что в первую очередь должен обращать внимание горожанин, приобретающий товар на рынке?
– Ни для кого не секрет, что больше всего нареканий – как со стороны покупателей, так и со стороны контролирующих служб – вызывает продукция, реализуемая именно на рынках. В случае возникновения каких-либо проблем мы обязательно составляем протоколы, налагаем административные взыскания, однако постоянный контроль безусловно необходим. Весной все девять новочеркасских рынков подверглись совместной проверке управления торговли, Роспотребнадзора и ветеринарного надзора. На сегодняшний день все сделанные замечания устранены, и рынки работают с соблюдением всех существующих норм и правил. Что касается скоропортящейся продукции, то это, прежде всего, товары, реализация и хранение которых требуют соответствующего температурного режима: майонез, консервы, мясо-молочная продукция должны храниться в соответствующих условиях и реализовываться в кратчайшие сроки. На это и стоит обращать первостепенное внимание.
– Мясо, молоко, яйца обязательно проверяются в ветлабораториях. Контролируется ли качество фруктов и овощей? Можно ли быть уверенными, что предлагаемая на рынке “зелень” не содержит нитраты и пестициды?
– Да, действующие на территории города лаборатории делают и этот анализ. Именно поэтому управление торговли и бытового обслуживания заинтересовано в том, чтобы торговля овощами и фруктами осуществлялась на рынках, то есть в местах, где весь товар тщательно проверяется. Контролеры перед тем, как обилетить продавца и выделить ему торговое место, обязательно запрашивают у него лабораторное заключение. Если такового нет, предпринимателя отправляют за справкой, подтверждающей отсутствие в продукции нитратов и нитритов. В случае необходимости эту справку (как и сертификат соответствия на товар, реализуемый в розничной сети) может потребовать сам покупатель.
– Существуют ли в Новочеркасске места, в которых дачники могут продать продукцию с собственной грядки?
– Разумеется. Во-первых, дачные овощи и фрукты можно продать на рынке, тем более, что плата за место взимается дифференцированно, в зависимости от того, какое количество товара реализовывает продавец. На практике это означает, что предприниматель, привезший тонну огурцов, и горожанин, продающий ведро черешни с собственного участка, заплатят совершенно разные суммы. Во-вторых, в городе существуют так называемые “зеленые ряды” – их можно найти на улицах Народной, Первомайской, Гвардейской, Калинина, Буденновской, Чехова. А отличить дачников от частных предпринимателей можно как по количеству реализуемого товара, так и по документам, в которых указывается, откуда продукция завезена на рынок.

Реклама – двигатель торговли
– Из жалоб горожан: попытался приобрести в салоне мобильный телефон, оказалось, что его стоимость отличается от ценника на 400 рублей. Кто виноват? Как вести себя потребителю?
– Оценить ситуацию “заочно” довольно сложно: кто прав, кто виноват, мы обычно выясняем на месте. Однако нельзя не отметить, что “лидирующее” место по жалобам занимают именно салоны мобильной связи. Если вы попали в подобную ситуацию или считаете, что вас обидели, произвели неверный расчет и т. д., и т. п. – обращайтесь в управление торговли (письменно или по телефону горячей линии 2-22-20). От вас потребуются только ваши личные данные – обращения по вопросу защиты прав потребителей не могут быть безымянными. Все заявления фиксируются и рассматриваются, по каждому из них проводится служебное расследование. Результаты передаются в письменном виде или по телефону (в зависимости от того, как поступило обращение). Кроме того, каждый недовольный потребитель может посетить нас лично – во вторник или четверг с девяти до пятнадцати часов. Главное – не молчать, а информировать нас о возникающих проблемах в сфере торговли и обслуживания.
– Еще один случай произошел в довольно известном в городе магазине, торгующем бытовой техникой. Во время рекламной акции покупатель выбрал товар, подходящий ему по цене и качеству. На кассе выяснилось, что реальная цена на выбранную технику ниже, чем до начала скидок, но выше, чем заявлено на ценнике. Имело ли место нарушение прав потребителя?
– Повторюсь еще раз: каждый такой случай должен разбираться отдельно. И все же не стоит забывать: реклама для того и существует, чтобы продвигать товар в массы, и полностью доверять ей не следует. К покупке любого товара – и до скидок и после – следует относиться с должной внимательностью. Хорошо осмотрите товар и ценник, не стесняйтесь задать все интересующие вас вопросы (в том числе и те, которые касаются стоимости) продавцу-консультанту. Имейте в виду: ценник ВСЕГДА должен соответствовать реальной стоимости товара, требуемой у покупателя на кассе. Наличие расхождений – это повод для обращения в отдел по защите прав потребителей.
О насущном
– Расскажите о ценообразовании на хлеб: из чего складывается цена, каковы прогнозы на будущее?
– Основным поставщиком на территории города было и остается ОАО “Хлеб”, производящее около семидесяти процентов всего потребляемого новочеркасцами хлеба. Оставшиеся тридцать процентов производятся восемью мини-пекарнями и завозятся из других городов. Цена на хлебобулочные изделия складывается из стоимости сырья, производственных затрат (электроэнергия, транспортные расходы и т. п.) и торговой надбавки. Шестьдесят процентов стоимости готового изделия – это стоимость муки, так что цена хлеба в будущем в значительной мере зависит от расценок на сырье. Новочеркасская цена на хлеб на сегодня – одна из самых низких в области. Связано это, прежде всего, с тем, что цена на социально значимые товары (т. е. входящие в потребительскую корзину) контролируется лично мэром города Анатолием Волковым. То есть возможное повышение сдерживается не только рынком, но и городскими властями. Руководство ОАО “Хлеб” с пониманием относится к требованиям администрации, и это дает повод считать, что наш хлеб и впредь будет оставаться одним из самых дешевых.

Фото Николая Склярова
row['name']