В интервью Антону Сергееву в газете “Новочеркасские ведомости” в конце прошлого года прокурор Новочеркасска Николай Георгиевич Радюкин сказал, что новая нормативная база, которая действительно способствует существованию общества в рамках закона, приобретает черты европейской правовой системы защиты прав граждан
Сегодня прокуратура Новочеркасска совершает истинно европейский жест, протягивая дружескую руку прессе. Благодаря этому шагу нашим читателям станут известны завершенные уголовные дела в подробностях, предоставленные журналистам “В”, что называется, из первых, прокурорских, рук. Публикация (первый “блин” — в предыдущем номере еженедельника) предполагается в следующих выпусках “В”.
— Нам, журналистам “В”, очень хочется сотрудничать с прокуратурой, чтобы быть единственно верным источником информации для жителей города, иначе уделом новочеркасцев останутся только слухи. А вам это нужно?
— Исходя из корпоративных интересов и нашего прошлого опыта, многим хотелось бы, чтобы о нашей деятельности знали как можно меньше. Разумеется, как и в любой профессии, в нашей тоже есть свои секреты, как и тайны следствия. Но, как показывает история и опыт, чем больше закрытости, тем меньше законности. Хочется нам или нет, но только пресса — это тот институт, который делает информацию доступной, а деятельность правоохранительной системы прозрачной и понятной. И это укрепляет законность. Тем более журналисты, как правило, стоят на позициях защиты интересов обиженных…
А правоохранительная система, тем более пока еще настолько далекая от совершенства, как наша, случается, ущемляет интересы граждан…
Мое мнение о роли прессы — только положительное. Поэтому мы стоим на точке зрения расширения связей с общественностью. Мы допускаем журналистов к нашей работе. Потому что без вашей деятельности невозможно создание широкого понимания правового пространства в нашем обществе.
— В последние годы множество людей, молодых и не очень, испытывая огромную потребность в знании законов, пошли учиться на факультеты права. Означает ли это, что юридическая грамотность общества за последние годы очень сильно повысилась и стала чуть ли не поголовной?
— Количество не всегда переходит в качество. Масса коммерческих вузов, обладая большими претензиями на правовое образование, не имеет ни традиций, ни специалистов, которые создавали бы эти традиции, давая соответствующий уровень юридических знаний. Может быть, и можно оценить положительно такое распространение юридических знаний, но лишь только как расширение кругозора граждан. Сдвиг есть, но основная масса людей своих прав и гарантий не знает. А дипломированные юристы, работающие в госструктурах, защищающие наши интересы в суде… Не всегда можно сказать, что их работа отвечает требованиям правового пространства и времени.
— А как вам удобнее, чтобы мы знали свои права, или нет?
— Чем общество юридически грамотнее, тем реальнее соблюдение законности в нем. Но, если исходить из корпоративных интересов, то говорить с человеком, который знает свои права и аргументированно отстаивает свою позицию, сложнее. Проще с теми, кто не знает своих прав, и недобросовестные люди этим пользуются. Если бы чиновники госслужбы просто выполняли свои обязанности, которые заключаются в соблюдении прав собственности и гарантий экономических свобод, то это облегчило бы ситуацию в обществе. Потому что к нам часто идет народ по вопросам не нашей компетенции. Приходится вмешиваться. Мы надзираем за единообразием соблюдения закона независимо от местных обычаев и общепринятых правил поведения.
— На бытовом уровне люди иногда пугают друг друга прокурором. С чем к вам обращаются чаще всего?
— Наибольшее количество жалоб на нарушение прав в области жилищно-коммунального хозяйства — непредоставления льгот, установления неправильных тарифов, неправомерного отключения газа и тепла. Достаточно много обращений по поводу нарушения трудовых прав — невыплаты заработанных денег, незаконного увольнения. В прошлом году чаще всего обращались по поводу монетизации льгот. Есть обращения по поводу неправомерных действий чиновников администрации и сотрудников правоохранительных органов — людей, которые, наоборот, по долгу службы должны не нарушать, а защищать права граждан…
— Спасибо за признание позитивной роли прессы, постараемся не разочаровать.
Фото Николая Склярова