День влюбленных 14 февраля был отмечен в нашем городе не только массовым признанием друг другу в самом светлом из чувств, но и более прозаическим занятием. Всего за несколько часов 20 тонн соли было сметено с прилавков магазинов и прочих торговых точек, и это при том, что обычно суточная продажа соли составляет примерно одну тонну. Кому-то с необыкновенной легкостью удалось «срубить» немалые деньги на одном из самых дешевых продуктов питания.
BНЕДОСОЛ «ПО-РОССИЯНСКИ»
воскресенье 12 февраля у меня кончилась соль. В смысле – в солонке. Про запас дома я ничего не держу. Несмотря на то, что живу я, как и большинство, постоянно испытывая временные трудности, жизнь меня так ничему и не научила (а пора бы уже!). Оставив кастрюлю с супом, я отправилась в ближайший киоск. Однако прогулка затянулась: пачку соли я купила лишь с четвертой попытки. В трех предыдущих магазинах только руками разводили: “Уже все расхватали!”. Употребленный продавцами глагол несколько настораживал, от него веяло полузабытой эпохой всеобщего дефицита. Верить в плохое не хотелось. Но когда вечером по одному из центральных телеканалов прошел сюжет об “исчезновении” соли в Воронежской области, сомнения в алгоритме развития дальнейших событий отпали. Поутру с криком: “Украина заблокировала поставку в Россию соли!” — народ бросился на штурм магазинов. И началось! Днем люди искали, не “выкинут” ли где соль, а вечерами смотрели центральные новости об очередном “недосоле” в очередном российском городе. На следующий день к охоте за солью присоединялись новые страждущие. Цепная реакция была запущена.
Реакция людей на сложившуюся ситуацию была крайне неоднозначной. Моя подруга была твердо убеждена, что одной пачки соли ей будет вполне достаточно, чтобы переждать всеобщий психоз. Однако такую точку зрения разделяли далеко не все. Когда у одного своего знакомого я в шутку поинтересовалась, не он ли скупил всю соль на Молодежке, он на полном серьезе посетовал: “Нет, я не успел. В “Магните” давали по 20 пачек в руки, но мне не досталось!” Счастливчики же распихивали приобретение по кладовкам, а иные, особо запасливые, вообще не волновались, давая уроки прозорливости тем, кто слепо уверовал в “непокобелимую” стабильность в стране. Кстати, общение с народом выявило немало любопытных подробностей. Оказалось, что процентов 50 наших горожан верны старым традициям и закупают впрок все, что может храниться годами. Некоторые буквально спят на стратегических запасах продуктов и предметов первой необходимости, предпочитая держать под самым святым – супружескими кроватями – мешки с сахаром, ящики с солью, коробки с мылом и спичками…
СОЛЬ У НАС ЕСТЬ И БУДЕТ
Наталья Думчус, начальник управления торговли убеждена, что соляной бум – чья-то спланированная акция.
“Ажиотаж возник на ровном месте и в немалой степени этому, к сожалению, способствовали средства массовой информации. Всю прошлую неделю в город осуществлялся ежедневный завоз соли в огромном количестве, адекватном спросу населения. К примеру, скупили в один день 26 тонн соли. Мы завезли 35 тонн. Однако повышенный спрос не мог не отразиться на цене, она сразу возросла почти в три раза, но обязательно снизиться, как только спадет спрос. Поставки соли идут к нам не только с Украины (откуда они, кстати, и не прекращались!), но и из Белоруссии, из Казахстана, с Урала. Волнения по поводу исчезновения соли были абсолютно необоснованны. Соль есть и будет».
РЕАЛЬНОСТЬ ПИРАТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В пятницу за солью в Новочеркасске уже не стояли нервные очереди. В магазинах она свободно лежала по цене…от десяти до семи рублей за килограмм, правда, развесная встречалась и по 4 рубля 50 копеек. К счастью (и чести!) для Новочеркасска, в период ажиотажа не наблюдались у нас такие картины, как в других городах, когда магазинная цена соли поднималась аж до 15 рублей, а на рынках обычная пачка “Камяной”- под проклятия покупателей — уходила за 25-30 рублей… Не дошло и до полного маразма – введения карточной системы, как в Нижегородской области. Но в целом по стране, надо полагать, организаторы искусственного соляного бума, сыгравшие на российском менталитете, цели своей достигли, и им смело можно выставлять заслуженные пять баллов. Действительно, не всем дано столь легко и непринужденно, почти изящно провернуть масштабную кампанию по удорожанию (дай бог, если временному) самого ходового товара, да еще представить главным виновником рядового паникующего потребителя! Стратеги пиратских технологий, значительно нагрев руки, уже наверняка потирают их в предчувствии новых гениальных акций. Что там у нас на очереди? Спички? Мыло? Сахар? Или уже зреют планы покруче? Мы, конечно, воробьи стреляные, но “мякины” для нас заготовлено немерено. Тут и с годовым запасом соли можно остаться несолоно хлебавши.
Фото Николая Склярова