Сегодня:

Начальник опытного производства Донского филиала Центра тренажёростроения Сергей Замуреев, показывая свои мастерские и лаборатории, рассказал мне о том, как однажды вертолётчики, осматривая новое изделие новочеркасцев — тренажерный комплекс Ка-50 «Чёрная акула» отозвались о нём очень скептически: «Эта игрушка ничего не имеет общего с настоящей боевой машиной!» Ему предложили испытать тренажёр в деле. Через некоторое время опытный боевой вертолётчик покинул кабину «игрушки» весь в поту. «Полетал по-настоящему!» — сконфуженно признался ас. Воображаемый полёт, с имитацией всех условий полёта реального, потребовал от него предельного напряжения сил. «Игрушка» оказалась совсем не игрушкой.

Тренажёры, которые делают у нас в Новочеркасске, помогают космонавтам, морякам, летчикам освоить управление сложной техникой без отрыва от земли, исключая на 100% риск и намного удешевляя процесс обучения. Тренажёр — сложный комплекс, который воздействует на сознание и подсознание человека и вырабатывает у него навыки, необходимые в его будущей работе. Каждый такой комплекс — плод напряженного труда высококлассного штата инженеров, конструкторов, учёных.
— Сегодня мы решаем задачу, которая позволит максимально приблизить ощущения человека, который обучается работе с механизмом на тренажёре, к его ощущениям на реальном рабочем месте, — сказал мне Александр Душенко, заместитель директора ДФЦТ, — конфликт между виртуальным и реальным мироощущением человека есть, и мы должны максимально приблизить тренажёр к реальному объекту.
Принятая в прошлом году Федеральная космическая программа, определяющая перспективы освоения космоса до 2015 года, ставит перед российской наукой большие задачи. Когда-то успешное освоение космического пространства нашей страной было наглядным примером превосходства социализма над «загнивающим капитализмом». Сегодня космос уже не политика, это реальный шанс на выживание человечества. Земные недра истощаются, необходимо искать новые ресурсы для энергетики. Взоры учёных обращены сегодня на ближайших соседей — Луну и Марс.
Российские учёные работают над созданием нового транспортного корабля многоразового использования «Клипер», который предназначен для лунной и марсианской программ. Перед тренажёростроителями, соответственно, стоит задача создать тренажёр для работы на этом космическом корабле.
— У нас появились технологии создания тренажёров, которые позволяют снизить затраты при их изготовлении, — говорит Александр Григорьевич, — громоздкую конструкцию реального транспортного средства, при сохранении внешнего и внутреннего вида, мы делаем легкой, разборной, транспортабельной и, что главное, не такой затратной, как реальный объект. Оператор (космонавт, летчик, машинист) пройдя обучение на тренажёре, должен довести свои навыки до автоматизма. Человек, с одной стороны, самое уязвимое звено всей системы управления, а с другой — самое мобильное. Лишь человек может принять нужное решение в нештатной ситуации, там, где автоматика будет бессильна. Другая задача, которую мы сегодня решаем, это моделирование окружающей среды. Из космоса мы «опускаемся» на сушу, на воду, под воду, где действуют более сложные, чем в безвоздушном пространстве принципы взаимодействия сил и других факторов. Здесь у нас идёт работа в тесном сотрудничестве с учёными ЮРГТУ. Там большой потенциал теоретиков, у нас — практиков.
Одним из больших совместных проектов, который получил воплощение в прошлом году, стал наш космоцентр «Астрон». Для нас он открывает новые перспективы коммерческой деятельности. В ЮРГТУ созданы учебные и научно-исследовательские лаборатории, которые позволяют создать цепочку: теория — лаборатория — производство, что позволяет повысить выпуск специалистов, готовых к практической деятельности. Там открыта специализация «Тренажёрные системы», где студенты готовятся для работы у нас.
В 2005 году два выпускника ЮРГТУ получили приглашение для работы в Центре подготовки космонавтов и отзывы о них очень хорошие. Эта практика найдет своё применение и в дальнейшем.

В прошлом году Государственные премии за разработку новых тренажёрных технологий были вручены генеральному директору — генеральному конструктору Центра тренажёростроения Валентину Шукшунову, директору Донского филиала Центра тренажёростроения Валерию Фоменко, его первому заместителю Георгию Безрукову.

Когда я попросил Александра Григорьевича назвать наиболее заметных членов коллектива тренажёростроителей, мой собеседник задумался.
— Их так много?» — спросил я.
— Их ОЧЕНЬ много! — воскликнул Александр Григорьевич, — но я не могу не назвать нашего главного технолога Рубена Харагозяна, начальника опытного производства Сергея Замуреева, ведущего специалиста по моделированию окружающей среды Александра Евченко, начальника отдела Евгения Бондаря, системотехника Романа Трейлоба. Всего у нас работают сегодня 180 человек, и ежегодно штат пополняется новыми специалистами. Работы у нас всё больше и больше.

Фото автора
row['name']