Очередное заседание президиума Совета директоров, по сути, было посвящено двум
самым актуальным темам – экологической ситуации в городе и состоянию оплаты труда новочеркасцев.
Серьёзность рассматриваемых вопросов подчёркивалась представительностью участников встречи. Помимо членов президиума Совета, эти проблемы обсуждали мэр города А. Волков, его первый заместитель С. Бондарев, глава городской Думы В. Золоторенко, депутат Законодательного собрания Ростовской области В. Лукьянов и ещё несколько его коллег из депутатского корпуса Новочеркасска. Разговор продолжался два с половиной часа и был далёк от формального “слушали — постановили”.
Экологическая ситуация в нашем городе вот уже несколько лет тревожит городское сообщество. И эта тревога небеспочвенна. Статистические данные, которые были приведены в докладе начальника отдела по охране окружающей среды Н. Милина, не могут вселять оптимизм. В Новочеркасске, как и в любом городе с развитой промышленностью, выбросы вредных веществ в окружающую среду стали большой проблемой. В воздухе, почве, поверхностных водах специалисты обнаруживают 146 наименований опасных соединений. Это — оборотная сторона технического прогресса, и чувствительный удар по здоровью населения. Среди первичных заболеваний у нас на первом месте болезни органов дыхания. По мнению специалистов, не только промышленность повинна в загрязнении окружающей среды. Почти треть всех вредных выбросов приходится на долю транспорта. Если высота труб нашей ГРЭС больше 200 метров, что позволяет выводить её выбросы далеко от города и даже области, то многочисленные выхлопные трубы автомобилей — вот они — у нас под носом.
С промышленников за вред экологии спрашивают очень строго. Их обязывают строить специальные сооружения для очистки вредных выбросов, применять в производстве новые технологии, они обязаны возмещать ущерб окружающей среде в денежном выражении, в виде взносов в разные экологические фонды, и все эти меры дают ощутимые результаты. Та же ГРЭС в последние годы постоянно снижает объём выбросов за счёт перехода на новые технологии, в результате монтажа всё более прогрессивных систем очистки. Её примеру стараются следовать и другие крупные предприятия, а вот транспортная нагрузка на экологию не уменьшается. Число машин на улицах города растёт, растёт число транспорта с двигателями, выбросы которых не соответствуют нормам. Каждый из нас видел чёрные шлейфы гари за автобусами и грузовиками.
По словам начальника ГИБДД УВД г. Новочеркасска В. Волкова, когда идёт плановая проверка двигателей в автохозяйствах предприятий, то, как правило, превышений вредных выбросов не фиксируется, но после завершения проверки, водители уже регулируют карбюраторы по своему усмотрению. В результате машина, может быть, и начинает бегать быстрее, но объём вредных выбросов возрастает. Владельцев машин с неисправной системой наказывают, штрафуют руководителей таких предприятий, но “воз и ныне там”.
По мнению участников дискуссии, городу нужны мобильные пункты для контроля транспорта и окружающей среды. Скорее всего, такие пункты, которые представляют собой автомобиль с набором средств контроля, в городе появятся. Мэр города А. Волков сообщил президиуму Совета директоров о том, что есть и перспектива реализации программы экологического оздоровления Новочеркасска, но это потребует очень больших затрат. Словом, проблема экологии постоянно в поле зрения власти города и общественности, подвижки в её решении есть.
Заседание продолжилось докладом начальника отдела труда Управления труда и социального развития С. Сакунова об уровне оплаты труда на городских предприятиях.
Положительные моменты — отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы, заметное повышение её на многих предприятиях. Средняя заработная плата на крупных предприятиях достаточно высока и растёт регулярно. “В порядке” энергетики, связисты, машиностроители, металлурги. Но есть в городе и такие организации (в основном это “общества с ограниченной ответственностью”), где официальная заработная плата составляет 800, 1150, 740 и даже 720 рублей. Понятно, что за такие деньги никто работать не будет, значит, действуют “серые схемы”, когда зарплата идёт на руки работнику без должного бухгалтерского оформления и, конечно, без начислений налогов и отчислений в установленные законом фонды. Ситуацию попыталась прояснить руководитель “Союза предпринимателей Новочеркасска” М. Поволоцкая. Она выдвинула ряд аргументов, суть которых можно свести к тому, что директор малого предприятия вынужден экономить на всём, чтобы сохранить жизнеспособность своей организации. Непроизводственные расходы съедают немалую часть прибыли, иногда контролирующие организации действуют за гранью закона.
— Но предприятие работает? — спросил мэр.
— Да, — ответила М. Поволоцкая.
— Значит оно рентабельно? — снова задал вопрос А. Волков.
— Да, — снова согласилась Марина Валерьевна.
— Значит и должно действовать в рамках закона, — сделал вывод Анатолий Панфилович, — а если к вам приходит контролёр-вымогатель, ведите его ко мне, будем разбираться!
— Мы работаем в таких же условиях, — возразили М. Поволоцкой директора других городских предприятий, — и мы также платим за всё, что положено, но при этом у нас заработная плата идёт “всветлую”.
— В условиях рыночной экономики “на поле” должны остаться те предприятия, которые могут работать по всем правилам, — сказал мэр, — платить работникам реальную заработную плату, делать все отчисления, нести все накладные расходы. На каждом предприятии обязательно должен быть профсоюз и заключён коллективный договор.
Президиум Совета директоров решил на одном из своих заседаний в первом полугодии 2006 года рассмотреть ход выполнения Соглашения по установлению минимального размера оплаты труда на предприятиях города. На эту встречу решено пригласить всех работодателей, которые либо держат в чёрном теле своих работников, выплачивая очень низкую зарплату, либо явно применяют “серые схемы” расчётов с ними.
Фото Николая Склярова