Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков служит интересам каждого из нас
В целях выполнения задач, поставленных в Бюджетном послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и совершенствования организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков Приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/422 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
Этим документом ФНС России первой из государственных организаций систематизировала и регламентировала процедуры по оказанию услуг гражданам при исполнении ими обязательств по уплате налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством. При этом на первый план выносится задача по созданию оптимальных условий обслуживания налогоплательщиков.
Единый стандарт представляет собой реестр услуг, которые территориальные инспекции оказывают налогоплательщикам, и устанавливает временные рамки исполнения налоговым органом (налоговым инспектором) каждой из процедур1.
В Едином стандарте содержатся ответы на широкий спектр вопросов, которые могут возникнуть у налогоплательщиков, в т.ч., и предпринимателей, в процессе общения с инспекциями: в какой срок можно зарегистрировать фирму, поставить на учет ККТ, провести сверку платежей, получить ответ на запрос, по какой форме представить декларацию либо отчет. Все нормы и требования Единого стандарта основаны на конкретных положениях федеральных законов, статьях Налогового кодекса РФ, Приказах ФНС России. Это удобно, тем более что предусмотрена и такая услуга, как вручение информационного листка по стандартам обслуживания.
Налогоплательщиков несомненно заинтересует такой раздел Единого стандарта, как «Оказание информационных услуг». Что входит в эти услуги?
Во-первых, информирование — по письменному запросу налогоплательщика по вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов (срок — не позднее 30 дней, как, впрочем, было всегда); при индивидуальном устном обращении — в день обращения в присутствии налогоплательщика; при информировании с использованием телефонной сети — непосредственно после получения устного запроса; при выдаче информационных листков с перечнем налогов, плательщиком которых он является, и по стандартам обслуживания — в день обращения в присутствии плательщика; опубликование налоговой информации на Интернет-сайтах территориальных Управлений. Ответить на жалобы и обращения необходимо в срок до 1 месяца, на требующие дополнительного изучения и проверки -безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Необходимо отметить, что весь перечень указанных услуг реализуется налоговыми органами области постоянно. Например, с ноября 2003 года по номеру 267-47-73 в Управлении ФНС России по Ростовской области работает телефон «горячей линии», по которому только в 2005 году дано около полутора тысяч ответов на устные запросы налогоплательщиков. Телефонные справочные службы работают во всех инспекциях Дона. В целом по области только во II квартале в инспекции поступило более 15 000 телефонных обращений.
В работе Интернет-сайта областного Управления наряду с оперативным доведением до налогоплательщиков справочной и разъяснительной информации представлен весь спектр интерактивности: форум «ПТК «Банковские счета»»; анкетирование (опрос «Оценка качества бесплатных семинаров для налогоплательщиков, проводимых налоговыми инспекциями области в 2004 г.»); консультирование: размещение информации отделов и работа с письмами, поступившими от пользователей сайта.
Только за первое полугодие 2005 г. количество обращений к нашему сайту составило около 95 тысяч.
Кроме того, в инспекциях, в местах приема налогоплательщиков функционирует 31 компьютер для получения налоговой информации, в том числе, — доступа налогоплательщиков к справочно-поисковым системам «Консультант Плюс» и «Гарант», к электронной версии журнала «Российский налоговый курьер».2
В Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков отсутствует такая привычная форма информирования, как информационно-разъяснительная работа через средства массовой информации.
На этот счет необходимо дать некоторые пояснения.
Единый стандарт определяет нормативы услуг, которые налогоплательщик получает, находясь в стенах налоговой инспекции. Информационное взаимодействие налоговых органов со СМИ — это процесс иного порядка, регламентируемый другими документами. Как следует из Регламента организации работы с налогоплательщиками, руководство информированием налогоплательщиков через средства массовой информации осуществляют Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениям ФНС России, в частности, рекомендуется направлять в территориальные инспекции готовые материалы для местных СМИ и контролировать их обязательное размещение, что и делается.
Ведя информационное взаимодействие со СМИ, налоговые органы руководствуются, прежде всего, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, где сказано, что ФНС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьями 16, 21 и 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков.
Новым в связи с утверждением Единого стандарта является строгая регламентация сроков предоставления услуг. Продолжительность большинства операций установлена либо статьями НК РФ, либо федеральным законодательством, например, Законом о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо соответствующими приказами ФНС России.
Например, процедура госрегистрации, как это установлено соответствующим Законом, займет не более 5 дней, рассмотрение и выдача справки о состоянии расчетов с бюджетом — не более 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, уточнение и перерасчет налоговых обязательств по НДФЛ с уведомлением- не более 30 дней до наступления срока платежа, прием налоговой и бухгалтерской отчетности — в день обращения в присутствии плательщика и т.п.
Время ожидания в очереди при представлении услуг налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при «пиковых» нагрузках — не более 1 часа. Под «пиковыми», как мы полагаем, имеются в виду нагрузки, возникающие при сдаче годовой, квартальной отчетности, проведении сверок расчетов, декларационной и других кампаний.
Налоговая и бухгалтерская отчетность должна быть принята в день ее получения, в этот же день налогоплательщик должен быть извещен о получении отчетности. Декларации об объемах производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на бумажных носителях, сведения о доходах физических лиц также должны приниматься в день обращения.
Заявления на применение упрощенной схемы налогообложения рассматриваются и принимаются по ним решения в течение месяца со дня представления заявления.
В течение 10 рабочих дней должны быть приняты, зарегистрированы и рассмотрены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе за пять дней.
Также налоговые органы должны не реже одного раза в месяц публиковать сведения о создании и о прекращении деятельности юрлиц, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, размещать на сайте УФНС России по субъекту РФ перечни ИНН налогоплательщиков, серий и номеров свидетельств, признанных недействительными.
Кое-кто, в том числе, и некоторые журналисты, сомневаются в возможности строгого выполнения этих непростых обязательств: дескать, налоговые органы будут завалены жалобами на несоблюдение своих же стандартов. Вряд ли можно согласиться с подобным пессимистическим сценарием развития событий.
Процесс развития налоговой системы не останавливается ни на один день. Перелистывая страницы ее пятнадцатилетней истории, мы еще и еще раз убеждаемся, что все эти годы для налоговых органов области были временем постоянного развития. Достижения модернизации позволяют нам решать непростые задачи, в том числе, и по безусловному выполнению требований Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков.
Возьмем для примера самую первую процедуру (и по порядковому номеру, и по важности своей), прописанную в Едином стандарте — «прием налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным канала связи…». У нас есть все необходимое для ее успешной реализации.
Вступив в проект модернизации «во втором эшелоне», не входившие в число Управлений пилотной группы налоговые органы Ростовской области по ряду позиций опередили регионы, которые были пионерами данного проекта. Вот уже третий год все налоговые инспекции Ростовской области имеют техническую возможность для приема налоговой отчетности по каналам связи, оснащены необходимой техникой и программными комплексами.
В сентябре этого года Управление ФНС России по Ростовской области заключило договор с ростовским филиалом организации ЗАО «Орбита» на обслуживание налогоплательщиков, желающих предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
В 2003 году с плательщиками работал один специализированный оператор связи, в январе 2004 года их стало два, и вот недавно число операторов выросло до трех.
Это сделано в интересах налогоплательщиков — расширен выбор по условиям заключения договора и предоставления услуг, по виду программного продукта. Кроме того, что также немаловажно, работая параллельно, три оператора связи снижают цены на свои услуги.
Все это способствует постоянному пополнению списка налогоплательщиков области, сдающих налоговую отчетность по ТКС. Сегодня их число около 2900 юридических и физических лиц, что на 500 больше, чем по данным на 1 сентября прошлого года. 95 процентов налогоплательщиков, передающих отчетность по ТКС, составляют юридические лица, 5 процентов — лица физические.
В результате выполнения налоговыми органами Ростовской области Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)», удалось практически завершить укомплектование инспекций Дона серверами, повысить обеспечение лазерными принтерами и рабочими станциями высокой производительности. Внедрение высокоскоростных каналов связи позволило к 1-ому июля текущего года завершить создание единой системы телекоммуникации и обеспечить налоговые органы области качественной телефонной связью на основе IP-телефонии. Кроме того, в 2005 году обеспечен удаленный терминальный доступ к базам данных любой инспекции.
В 2004 году две тысячи сотрудников налоговой службы прошли обучение и тестирование по программному комплексу «Система ЭОД местного уровня». Недавно все инспекции области перешли на работу в системе ЭОД.
Высокая техническая оснащенность Инспекций вместе с профессионализмом сотрудников налоговых органов Дона позволяют успешно решать сложные задачи работы с налогоплательщиками. В этом убеждает нас и стабильный рост налоговых поступлений в последние годы.
Выполнение и перевыполнение плановых заданий по сбору налогов стали не просто нашей целью, а позитивной тенденцией деятельности.
Обратимся к не столь давней истории. В 1998-м году поступление налогов и сборов на территории Ростовской области, контролируемых налоговыми органами, составило 7395,6 млн. рублей, в т.ч. «живыми» деньгами — 4980,6 млн. рублей или 67,3%.
В 2004-м году было обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых налогов и сборов в размере 54269 млн. рублей. Таким образом, был достигнут рубеж в два млрд. долларов США. Все поступления в бюджетную систему страны обеспечены только живыми деньгами. Показатели 1998 года превышены на 46,9 млрд. рублей, или в 7,3 раза.
Вектор роста налоговых поступлений в бюджет остается неизменным и в нынешнем году. За 9 месяцев 2005 года в бюджетную систему Российской Федерации (включая поступления в государственные внебюджетные фонды) поступило 42,9 млрд. рублей, что на 13,6% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. В консолидированный бюджет Ростовской области поступило более 20 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. И эти показатели, несомненно, отвечают интересам экономического и социального развития России и Донского края.
У налогоплательщика есть конституционная обязанность уплачивать налоги. И мы призваны помочь ему исполнять эту обязанность. Именно на пути доброжелательного, бережного отношения к налогоплательщику видится дальнейшее развитие налоговой системы, которая сегодня вполне обрела черты сервисной службы. Об этом еще раз свидетельствует утверждение Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, в соответствии с которым донские налоговики сегодня уже работают.
М.Ю.ТУПЧЕНКО,
заместитель руководителя Управления ФНС России по Ростовской области
***
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ!
МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФНС РОССИИ № 13 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СООБЩАЕТ РЕКВИЗИТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — Г. НОВОЧЕРКАССК
Город Новочеркасск
ОКАТО администрации муниципального образования 60427000000
346430,61 Новочеркасск
Платовский пр-кт,59,б
Код ВКТМО 61000000459
ИНН/КПП 6150022660/615001001
ОГРН1026102224884
***
бзор арбитражной практики
1. Постановление кассационной инстанции ФАС СКО от 28 июля 2004 г. по делу № А53-4116/2003-С6-3 (Ф08-3012/04-1268А).
ЗАО «Рогачевское» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИМНС РФ № 13 по РО, в том числе в части доначисления НДС в сумме 723 535 руб., соответствующих пеней и штрафа по данным выездной налоговой проверки.
Судом доводы кассационной жалобы общества в части незаконности доначисления НДС признаны судом несостоятельными ввиду следующего:
1) между копиями Главной книги, изготовленными в ходе проведения проверки, и Главной книгой, представленной заявителем в судебное заседание, имеются расхождения. Поскольку данные копии Главной книги, изготовленной в ходе проведения проверки, положены в основу при составлении акта выездной налоговой проверки, суд обоснованно не принял Главную книгу, представленную заявителем в судебное заседание, поскольку в ходе проведения выездной налоговой проверки этот экземпляр Главной книги проверяющим представлен не был;
2) судом обоснованно не приняты представленные заявителем в судебное заседание счета-фактуры 1999 года, изготовленные на бланках, отпечатанных типографским способом в 2000 году;
3) доводы общества о том, что в счетах-фактурах не должно быть расшифровки подписей подписавших их лиц отклонены судом ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Пунктом 2 указанной статьи и пунктом 13 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, установлен перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов. В указанный перечень, в частности, входят наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с расшифровкой.
2. Постановление кассационной инстанции ФАС СКО от 9 августа 2005 г. по делу № А53-4998/04-С6-22 (Ф08-3617/05-1451А).
Инспекция обратилась с исковым заявлением о взыскании с ООО «Эфест» налоговых санкций в связи с доначислением НДС по данным, выявленным в ходе выездной налоговой проверки. В удовлетворении кассационной жалобы ООО «Эфест» на решение суда первой инстанции отказано ввиду следующего.
Судом установлено, и не отрицается обществом, что исправления в счета-фактуры внесены самим обществом, что является нарушением установленного порядка. При таких обстоятельствах суд цервой инстанции правомерно не принял исправленные самим обществом счета-фактуры в качестве основания для производства вычетов.
Суд также установил недоказанность налогоплательщиком товарности сделок — приобретения, оплаты и принятия товаров (работ, услуг) на учет. Несмотря на неоднократные предложения, ООО «Эфест» не были представлены товарно-транспортные документы, свидетельствующие о вывозе товаров от поставщиков и его доставке обществу, перевозочные документы. Представленные суду в качестве доказательств акты о взаиморасчетах не содержат ссылок на счета-фактуры или другие документы, по которым был произведен зачет.
3. Дело № А53-5039/2005-С6-37 по заявлению ООО «Актис» о признании незаконным решения МИ ФНС России № 13 по РО от 30.03.2005 г. № 10493
Утверждение общества о том, что на суммы платежей по налогу на имущество по итогам отчетного (не налогового) периода не могут быть начислены пени, суд посчитал ошибочным, руководствуясь позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении его Пленума от 28.02.01 № 5. В пункте 20 названного постановления указано, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовые платежи исчисляются по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, исчисленной по правилам статей 52-55 НК РФ, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за отчетный период.
Суд согласился с доводами инспекции о том, что налоговая база при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество определяется не расчетным путем (как это имеет место, например, при исчислении авансовых месячных платежей по налогу на прибыль), а исходя из реальных финансовых результатов деятельности налогоплательщика за отчетный период. В свете изложенного действия инспекции, начислившей пени на суммы авансовых платежей (за 1 полугодие и за 9 месяцев 2004 г.) по налогу на имущество, не уплаченные в установленный законом срок, суд осчитал законными.
4. Иск МИФНС РФ № 13 по РО к ООО «НЭВЗ-Стройзаказчик» о взыскании штрафных санкций, в т.ч. доначисленных по налогу на прибыль (дело № А53-0814/2005-С6-48).
Суд, согласившись с доводами инспекции, посчитал, что штрафные санкции начислены законно и обоснованно в связи со следующим.
Контрагент ООО «НЭВЗ-Стройзаказчик» ЗАО «Донской строительный союз» незаконно зарегистрировано по подложному паспорту, т.е. юридически не существует, не представляет отчетность в налоговый орган и не осуществляет налоговые платежи в бюджет. Из этого следует, что недобросовестность ООО «НЭВЗ-Стройзаказчик» при выборе контрагента создала непосредственную угрозу недополучения государством I налоговых платежей.
Налогоплательщик при выборе партнеров по гражданским правоотношениям обязан проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых отношений.
ООО «НЭВЗ-Стройзаказчик не предпринял всех необходимых мер по проверке контрагента, в частности, при заключении договора не осуществил контроль за подписанием его со стороны ЗАО «Донской строительный союз» надлежащим лицом. Лицо, подписавшее договор от имени учредителя «Донского строительного союза» А.Е. Кочетова, таковым не является, что подтверждается показаниями самого А.Е. Кочетова, а также несоответствием подписи Кочетова в его паспорте и подписи, сделанной от имени Кочетова в договоре.
1. Уместно напомнить, что сегодня действует еще один основополагающий документ, разработанный для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками, — это Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами.
Регламент предназначен в большей степени для работников налоговых инспекций, в нем расписана организация всего процесса обслуживания налогоплательщиков — от приема налогоплательщиков, приема и регистрации деклараций, выдачи справок, до порядка проведения сверок расчетов и индивидуального и публичного информирования. Строго следуя Регламенту, можно исключить любые проявления бюрократизма в работе инспекций и превратить процесс общения с инспектором в необременительное для налогоплательщика занятие.
2. Вернувшись к Регламенту организации работы с налогоплательщиками, можно вспомнить еще об одном виде услуг — публичном информировании. Это, прежде всего, семинары, а также использование стендов. Новым в Регламенте является установление перечня той информации, которая обязательно должна присутствовать на стендах в инспекциях.
Так, в соответствии с Регламентом, на стендах с организационно-распорядительной информацией должна размещаться следующая информация: режим работы инспекции ФНС России; реквизиты инспекции, коды классификации доходов бюджетов РФ и ОКАТО, о семинарах, круглых столах и т.д., адреса Интернет-сайтов ФНС России и УФНС России по субъекту Российской Федерации, координаты специализированного оператора связи; номер телефона отдела работы с налогоплательщиками, телефона «горячей линии» в дни проведения декларационной и других кампаний.
На тематических стендах должна быть размещена информация о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), в т.ч. нормативные правовые акты, порядок оплаты госпошлины за госрегистрацию юрлиц и ИП, образцы заполнения документов, порядок получения выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП; образцы заполнения заявлений о постановке на учет, снятии с учета в налоговом органе; порядок учета физических лиц, не относящихся к ИП, порядок получения ИНН, а также информация о порядке представления налоговых деклараций, календарь налогоплательщика; коды бюджетной классификации; обзоры приказов ФНС России; порядок оформления платежных документов на уплату налогов, образцы заполнения платежных поручений и другое; информация о регистрации и снятии с учета ККТ; информационные материалы по местным налогам и сборам, по на