«У нас строятся школы, детские садики, театры, кинотеатры…».
(Мэр города А.П. Волков, телеканал «Культура», 24 мая 2005 г.).
Сказки «про Новочеркасск» по центральному телевидению так увлекательны: просто фантастическое кино! Но жить в нем намного интересней. Можно, например, организовать экспедицию и пойти на поиск тех самых новостроек – объектов, указанных мэром. Можно установить награду – тем, кто найдет. (Просьба не предлагать объекты, прошедшие ремонт, а только – построенные!) А можно, взяв калькулятор (пальцев на руках не хватит), попробовать подсчитать, чего мы лишились в последние годы: книжные магазины, продуктовые магазины, больницы, те же садики, школы…
Тихо и незаметно исчезла из списков действующих школа № 18. Детей перевели в 17-ю, педагогов – кого куда. Огромное 3-этажное здание передано муниципальному центру туризма и экскурсий, и его преподаватели сейчас спешно оборудуют там кабинеты для занятий с детворой, потому как ходят слухи, что они там не надолго. И правда: заглянет большой дядя, увидит пустующий кабинет, решит, что «вам много дали», и … отправится центр туризма в очередную экскурсию – искать себе домик скромней. А этот, нескромный, отремонтируют, как водится, да продадут. Потому что зданиями в Новочеркасске не бросаются, тем более – в хорошем месте, у самого вокзала.
Впрочем, все это слухи.
Слухи ходят не только в районе бывшей 18-й школы. Ими полнится вся земля от улицы Александровской до самой железной дороги, откуда по кривым с безымянными переулкам непроезжими тропами добираются дети в школу № 2. «Будет у нас, как в 18-й», — шепотом говорят родители и учителя, оглядываясь по сторонам. Нынче ведь громко не скажешь. Разве что в «Частную лавочку» позвонишь, не называя своей фамилии.
Чего же боятся во 2-й школе, и почему всю прошедшую неделю у нас в редакции не смолкал телефон?
Говорят, что Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 не прошла в прошлом году аттестацию. Причиной стала не плохая работа учителей, а давно построенное здание. В этом здании всегда уютно и тепло, потому как котельная своя, в подвале, и огоньку дает исправно, хоть и топится, по старинке, углем. Вот она-то, котельная, вне закона, потому что есть предписание вывести ее из здания – ради пожарной безопасности школьников.
Неаттестация школы, говорят, стала в прошлом году причиной с заминкой в выдаче аттестатов выпускникам: якобы школа поставила на них свои печати, а управление образование сказало «низ-зя». Но все-таки дети школу закончили, а управление своим «низ-зя» подтвердило, что знает о наличии проблемы.
Но 1 сентября вновь пришло, дети снова пошли в школу. Начинался отопительный сезон, и в школе появились пожарные. Нет, не с новым предписанием, а чтобы установить пожарно-охранную сигнализацию.
Вот тут-то слухи и потекли…
Родители учащихся отправились на вещевой рынок, что за Азовским рынком, на улице Энергетической. Не делая покупок, они прошли его до конца и уперлись в забор 2-й школы. И остановились. И подумали, что рынок на том не остановится, тем более что он уже «скушал» тир, который лет 40 назад строили на субботниках тогдашние школьники.
Если к территории рынка прибавить нынешний школьный двор, то здание школы отлично в него вписывалось, измени оно свое назначение. И правда, чем не гостиница для приезжих торговцев?
Так говорили. На рынке и около. А еще здесь ходили слухи, что хозяин рынка (неофициальный, конечно) – большой милицейский чин области, наш бывший земляк. А у него, сплетничали тетки на базаре, есть подход и к пожарным, и к гороно…
Школа не хотела превращаться в базар – даже по линии слухов. Родители учеников хотели знать, что ждет их детей на самом деле. А им добавляли слухов. Говорили, что детей переведут в школу № 12 – она не догружена. Обещали, что возить их туда будут школьным автобусом, который по такому случаю купят.
Говорили, говорили… На улицах, во дворах. Пришла пора говорить на собраниях. Родительских.
На собраниях, говорят, рождались письма. Адресованные мэру и начальнику управления образования. Мамы с папами писали, что волнуются в связи с неаттестацией школы. Просили ответить, что ждет в ближайшем будущем учеников. Наверное, они просили помочь с котельной: нашлись же деньги на подсветку собора, новые памятники и фейерверк!
Родители писали письма и ставили подписи. Но письма, по слухам, из школы никуда не ушли. То ли учителя забоялись, то ли лично директор. А может, кто-то пообещал проблему школы решить, лишь бы шума не было.
И шума пока нет. Так, шумок. А под шумок, сами знаете, очень легко кого-нибудь скушать или закрыть. Под маркой «ремонт» и «временно». Чтобы шума поднять не успели, да и шуметь уже было некому.
Так что «разбазаривание» школьного имущества, глядишь, не за горами. Ведь школа «благодаря» котельной – в подвешенном состоянии. Можно ее не трогать, не замечать, а можно (когда нужно) задумчиво «посочувствовать»: «А котельная у вас того… Так и не вынесли… Ну что ж мы теперь можем… Вы ж предписание не выполнили…». Ждать помощи от управления образования не приходится: каждая школа теперь – юридическое лицо, со своим бюджетом, в котором, понятно, на реконструкцию котельной – 0 руб. 00 коп.
Может, на депутата надеяться? Так депутат по этому округу – И.А. Горбатов, зять мэра. Поэтому все зависит от того, как он на здание по ул. Александровской посмотрит. Если как на школу – одно дело, если как на гостиницу – совсем другое. Может, лучше бы ему на нее совсем не смотреть? А то как приглянется…
В школе № 2 сейчас обучается более 400 человек. Детей в классах – по норме. Занимаются в две смены по «шестидневке». Есть столовая, спортзал, теплые туалеты, двор – все что положено. В школу идут дети, у которых здесь учились мамы, папы, дедушки и бабушки. И старшие поколения довольны тем, как обучают младших.
Оставить бы все как есть и сделать немного лучше. Вынести эту чертову котельную! И мы с удовольствием написали бы о 2-й школе: слухи о ее смерти оказались преувеличенными.