Что может быть общего между профессией киномеханика и водителя? На первый взгляд, казалось бы, ничего. Ну, разве что, колеса. И у автомобиля они есть, и в старом кинопроекторе их два. Если же покопаться в истории, то окажется, что обе эти профессии очень тесно связаны между собой. В начале прошлого века в отдаленных деревнях, в небольших поселках с нетерпением ждали машину-кинопередвижку, которая “несла в массы” одно из самых важнейших искусств – кино.
Почему, накануне профессионального праздника Дня автомобилиста я вдруг заговорила о кино? Дело в том, что именно благодаря ему, мой герой нашел свой путь в жизни. Закончив восьмилетку, Валерий Дмитриевич Носов уже знал, что свою жизнь свяжет с кино. Опыт работы уже был. Он, еще учась в школе, подрабатывал помощником киномеханика в Новочеркасском кинотеатре “Победа”. Поэтому, куда идти учиться дальше, вопрос не стоял. Конечно же, в школу киномехаников. В 1959 году, имея за плечами “хлебную” профессию, он пошел, как и многие его сверстники в ДОСААФ, осваивать профессию водителя. Нужны ли в армии киномеханики – это вопрос спорный, а водители всегда в почете.
Но судьба распорядилась по-другому. В армию его не взяли. После окончания водительских курсов, директор ДОСААФ предложил ему поработать на машине “Походный автоклуб”. Киноаппаратурой он владел хорошо, а опыта вождения еще не было. Обе профессии Валерию Дмитриевичу нравились одинаково, поэтому он сразу же согласился. ГАЗ-51, который был оборудован будкой-кинопередвижкой, запомнился ему на всю жизнь. Ее мой герой называет “ликбезом” на колесах. За четыре года его автоклуб продемонстрировал сотни учебных и научно-популярных кинофильмов. Приходилось работать и на полевых станах, и на фермах, в заводских цехах и на агитплощадках. С просветительской миссией Валерий Дмитриевич объездил всю Ростовскую область.
Когда его “кормилица” попала под сокращение, встал вопрос – куда идти работать дальше? Один хороший знакомый составил ему “протеже”, как это назвали бы сейчас, в пассажирское автохозяйство. В 1964 году профессия водителя автобуса была настолько популярной, что даже по знакомству пришлось ждать месяц, чтобы приняли в штат. И вот наступил день, когда Валерию показали его первое рабочее место – автобус ЗИС-158. Машина была настолько старой, что ее не рисковали регулярно выпускать на рейсовые маршруты, а использовали только на подмене.
— Это была своего рода проверка на профпригодность, — вспоминает Валерий Дмитриевич. – Сумеешь поддержать “старушку” в рабочем состоянии – быть тебе хорошим шофером.
За два года ЗИС, за которым бережно ухаживали Валерий Носов и его напарник — Иван Старцев ни разу не подвел хозяев. И когда автобус отправляли на списание, расставались с ним, как со старым и верным другом.
В.Д. Носов прошел проверку на профпригодность и зарекомендовал себя как специалист высокого класса, его с радостью приняли в “бригаду отличного обслуживания”, которая автобусами ЛАЗ обслуживала три основных городских маршрута – 4,10 и 12. Водить автобус так, чтобы было удобно пассажирам – это только полдела. Сложность работы на этих автобусах заключалась совсем в другом. Шаловливые мальчишки, из стоящих в салоне полуавтоматов по продаже билетов, “выкручивали” целые ленты билетиков. Поэтому в конце смены разница в кассе иногда получалась не в пользу шофера.
— Приходилось свой рубль, а то и два докладывать в кассу, — вспоминает В.Д.Носов.- За мальчишками не набегаешься, а марку “бригады отличного обслуживания” держать надо.
В разговоре со своим собеседником я заметила, что все чаще он поправлял меня и говорил, что он не водитель, а шофер. До этого мне казалось, что это слова синонимы. Но как объяснил мне шофер с 40-летним стажем, это совсем два разных понятия. Если водителем может быть любой, то шоферами становятся только мужчины, которые не только баранку своего “железного коня” могут вертеть, а и чувствовать, «чем живет и дышит” его автомобиль. Шофер не только определит любую поломку в машине, но и без посторонней помощи может ее устранить.
Самым счастливым в своей шоферской биографии Валерий Дмитриевич считает день, когда в автопарк предприятия “пришли” новые “Икарусы-180”, в простонародье называемые “гармошками”. Ощущение после холодных и неуютных ЗИСов и ЛАЗов было такое, как будто бы восседаешь на царском троне. Салон для пассажиров вместительный. А кабина водителя – так просто сказка. Удобные водительское кресло и приборная панель. И что самое главное – зимой в автобусе тепло. Едешь и не нужно думать, что вот-вот замерзнет лобовое стекло, и его нужно будет оттирать ото льда специально приготовленной тряпочкой с солью. Год работы в таких комфортных условиях, и напрочь забылись отмороженные руки и ноги, постоянные простуды. Сейчас Валерий Дмитриевич уже как шофер с огромным стажем не может себя представить за рулем отечественного автобуса. Любой импортный, даже с большим пробегом – более надежный, чем наш отечественный. Жаль, конечно, но практика говорит не в пользу отечественного производителя.
Вот уже более 20 лет шофер В. Д. Носов возит пассажиров по городам Северного Кавказа, сейчас он работает на маршруте «Новочеркасск – Пятигорск». О том, что 40 лет назад он остановил свой выбор на этой профессии, нисколько не жалеет. Несмотря на то, что еще пять лет назад у него наступил пенсионный возраст, расставаться с любимой работой он не собирается: во-первых, зачем уходить, когда здоровье позволяет, а во-вторых, как можно оставить родное предприятие, которое в настоящее время остро нуждается в водительских кадрах.
Признаться честно, я была приятно удивлена, когда узнала, что, наездив по стране более 5 млн. км, Валерий Дмитриевич не допустил ни одной, даже маленькой аварии, и в своем послужном списке не имеет ни единого замечания по работе. За это он награжден знаком Министерства транспорта РФ “За работу без аварий I степени”.
Оглядываясь назад, мой герой сожалеет лишь об одном, что ушло в прошлое водительское братство. Сейчас, случись поломка на трассе, никто не удосужиться остановиться, чтобы предложить помощь. Да и пассажиры стали совсем другие. Поневоле начнешь изучать основы психологии, чтобы уметь к каждому из них найти подход.
Валерий Дмитриевич не только отличный шофер, но и замечательный отец. Два его сына выросли. Один – офицер, второй – пошел по стопам отца и тоже работает шофером, правда, военным. Полгода назад товарищи по работе поздравили В.Д.Носова с рождением правнука. Так что профессию шофера есть кому продолжать.
Фото Николая Склярова