Сегодня: 7 декабря 1342, Пятница

По-новому
улицы Новочеркасска
черны сегодня —
от вузовцев.
И вместо звяканья
сабель и шпор
на дурнях
с выправкой цапли…

Так писал о Новочеркасске поэт-трибун В.В. Маяковский, посещавший наш город в 20-х годах минувшего XX века. Учащейся молодежи в те годы в процентном отношении к общему числу жителей города действительно было много. Но по-прежнему немало было в Новочеркасске и военнослужащих. И все также звякали шашки и шпоры краскомов, обучавшихся на Краснознаменных кавалерийских курсах усовершенствования командного состава (КККУКС) Красной Армии. Но поэт почему-то их не заметил, а помянул недобрым словом казачьих офицеров, которых в Новочеркасске давно уже не было. Что речь идет именно о них, а не о нижних чинах либо юнкерах, свидетельствует упоминание о шпорах, которые у казаков полагались лишь офицерам.
Черны от вузовцев улицы Новочеркасска в то время были потому, что студенты-политехники в первые годы советской власти продолжали ходить в черных форменных тужурках и фуражках. Особенно этим отличались будущие горные инженеры, у которых новоиспеченные студенты политехнического института, уже переставшие обеспечиваться форменной одеждой, брали форму на некоторое время. Для того, чтобы хотя бы сфотографироваться в ней для рассылки фотографий родственникам и знакомым вместе с сообщением о своем поступлении в столь престижный ВУЗ.
Но было время, когда в форменной одежде по Новочеркасску расхаживали не только студенты высшего учебного заведения, но и учащиеся средних учебных заведений – гимназисты, реалисты. Не говоря уже об учебных заведениях военного ведомства – Новочеркасском казачьем военном училище и Донском кадетском корпусе, военно-ремесленной и военно-фельдшерской школах. Поэтому, когда «во дни торжеств и бед народных» представители всех этих учебных заведений совместно с офицерами многочисленных военных учреждений, служившими и находящимися на льготе казаками выходили на улицы нашего города, Новочеркасск представлял собой захватывающую картину.
«В городе, расцвеченном флагами, с самого утра уже чувствуется какая-то особенная торжественность. На улицах офицеры, войсковые чиновники, учащаяся молодежь; все одеты в парадную форму. То тут, то там мелькают алые мундиры лейб-казаков и голубые – лейб-атаманцев. Много седых стариков в старинных мундирах, с крестами и медалями за прежние войны, с высокими насеками – приезжие издалека станичные и хуторские атаманы. Какой у них величественный и гордый вид: как на старинных казачьих гравюрах», — таким увидел и запечатлел для нас Новочеркасск в день проведения Войскового Круга донской казачий офицер С.В. Болдырев, первым из офицеров российской императорской армии удостоенный в Великую (Первую мировую) войну награждения орденом Св. Георгия.
Из записок С.В. Болдырева мы узнаем, кто еще в этот знаменательный день участвовал в торжественном акте. «К собору проследовали в полном составе Донской кадетский корпус и сотня Казачьего военного училища, гимназисты, реалисты и воинские части, все со своими оркестрами», — сообщает нам автор. И еще: «В собор съезжались в собственных экипажах и на извозничьих пролетках <…> генералы с серебряными эполетами, с блестящими на груди звездами, орденами и широкими через плечо лентами». Словом, на Войсковой Круг, который к тому времени представлял собой уже не народное собрание, а всего лишь торжественный церемониал с богослужением, собирали, в основном, организованные группы казачества, офицерского корпуса и генералитета, привлекая также еще не имеющих права голоса несовершеннолетних учащихся военных и гражданских учебных заведений.
Каждая из этих групп отличалась не только служебным положением входивших в ее состав лиц, но даже внешне: возрастом, формой одежды, наличием наград и их количеством. Реконструировав в своем воображении внешний вид всех этих групп, мы можем увидеть всю живописность предстающей перед нами картины.
С кого начнем мы свою реконструкцию? В соответствии с текстом приведенных записок С.В. Болдырева, первыми должны быть лейб-казаки с лейб-атаманцами.
Для жителей Новочеркасска 1910-х годов понятия «лейб-казак» и «лейб-атаманец» расшифровки не требовали. Для нынешних же новочеркасцев понятия эти требуют пояснений. Итак, «лейб-казак» — это не только казак, но и офицер лейб-гвардии Казачьего полка. А «лейб-атаманец» — это казак либо офицер лейб-гвардии Атаманского полка. Названия этих полков пишутся с большой буквы потому, что названия эти – имена собственные. Так же, как полки Преображенский, Семеновский и Измайловский были первыми гвардейскими полками русской армии, так Казачий и Атаманский полки стали первыми казачьими гвардейскими частями.
Лейб-гвардейские Казачий и Атаманский полки комплектовались донцами, то есть донскими казаками. Дислоцировались они в Петербурге до самой Первой мировой войны, с началом которой полки были отправлены на фронт. Полное наименование первого из них – Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк, то есть полк этот имел шефом самого императора. Полное наименование второго – Лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, то есть полк этот имел шефом наследника престола.
В лейб-гвардии Казачьем полку красными были не только мундиры, но и шлыки шапок, тульи фуражек. В лейб-гвардии Атаманском полку эти элементы форменной одежды были голубыми. А вот лампасов соответствующих цветов в гвардейских полках не полагалось. У гвардейских казаков во всех полках были синие шаровары, на которых не было ни лампасов, ни даже выпушек. Вместо папах они носили парадные шапки из черной мерлушки с суконным полукруглым шлыком, с белым султаном и кокардой с левой стороны и с серебряной Андреевской звездой спереди.
Однако присутствие в Новочеркасске лейб-гвардейцев действительной службы возможно было лишь в случае их нахождения в отпуске. Стало быть, мелькавшие то тут, то там алые и голубые мундиры лейб-казаков и лейб-атаманцев принадлежали лейб-гвардейцам, находящимся на льготе (то есть в запасе). Служившие же в местной команде либо в расквартированной в Новочеркасске отдельной сотне казаки носили мундиры темно-синего цвета и серо-голубые (как у всей русской кавалерии) шаровары с однорядными алыми лампасами. Алыми были и суконные колпаки их слегка конических папах черного меха. Их однобортные мундиры пуговиц никогда не имели и застегивались на крючки по центру груди.
Аналогичную форму имели и юнкера Новочеркасского казачьего военного училища. С той лишь разницей, что погоны у юнкеров были не синего, как у казаков всех донских конных полков, а алого цвета, обшитые по краю серебряным галуном. Галуном обшивались у юнкеров также край воротника и обшлага рукавов (как у урядников и вахмистров).
Донские кадеты также имели синие мундиры казачьего покроя, застегивавшиеся на крючках по центру груди, такого же цвета длинные брюки навыпуск с однорядными алыми лампасами и синюю, с алым околышем, фуражку с мягким козырьком черной кожи. Их талию перетягивал суконный кушак голубого цвета, а на воротнике и обшлагах мундира красовались одинарные петлицы из серебряного галуна.
Походила на кадетскую и форма гимназистов Платовской классической гимназии. Вот только пагонов гимназистам не полагалось. Равно как и реалистам, то есть учащимся реального училища, у которых форменная одежда была черного цвета. Такими же были и фуражки реалистов, имевшие выпушку (кант) желтого цвета.
Студентам политехнического института на тужурке было положено иметь небольшие прямоугольные погончики с вензелем цесаревича Алексея, так как институт звался Алексеевским. И еще им в торжественных случаях полагалось носить шпагу. Естественно, что ничего этого в годы советской власти уже не допускалось. Так что Маяковский смог увидеть в Новочеркасске лишь донашиваемые советскими студентами старорежимные тужурки, от которых и были черны улицы Новочеркасска.
Ныне в некогда военно-бюрократическом городе, как в советское время именовали дореволюционный Новочеркасск, уже не встретишь ни «дурней» с выправкой цапли, ни «умников» в студенческих форменных тужурках. Среди форменной одежды преобладает камуфлированная: в ней ходят военнослужащие и российской армии, и внутренних войск; и пожарники, и тюремные надсмотрщики, и члены муниципальной казачьей дружины. Форменную одежду, отдаленно напоминающую казачью, в Новочеркасске можно теперь увидеть лишь в дни проведения здесь казачьих праздников да Кругов.
Неплохая задумка главы администрации нашего города об организации у здания Атаманского дворца постоянно действующего казачьего караула была реализована лишь на период празднования 200-летия Новочеркасска. Однако сшитые в спешке 10 комплектов обмундирования, отдаленно напоминающего лейб-казачье периода правления императора Александра II, после окончания торжеств покоятся теперь в военном училище связи, курсанты которого облачались в него в дни юбилейных торжеств. Обмундирование это требует доработки с целью более полного его соответствия прототипу: чтобы облаченные в него юноши действительно выглядели лейб-гвардейцами, а не казачками с запяток господских карет.