Сегодня:

Он был титулярный советник,
Она – генеральская дочь.
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь…

Это четверостишие было написано еще в дореволюционный период, но впервые услышать его мне довелось уже после полувекового юбилея Октябрьской революции. И не только услышать: на эту тему была даже отснята короткометражная интермедия, главные роли в которой исполняли украинские юмористы Тимошенко и Березин, больше известные как Тарапунька и Штепсель.
Штепсель изображал титулярного советника, Тарапунька – генерала, дочери которого ответить титулярному советнику взаимностью мешала социальная рознь. Создавалось впечатление, что чин титулярного советника был столь ничтожен, что обладатель оного не мог даже надеяться на взаимность. Однако выяснить точное положение чина титулярного советника среди прочих статских (гражданских) чинов в советское время было довольно сложно. Ведь табель о рангах после отмены в ноябре 1917 года всех дореволюционных чинов и званий практически не публиковалась.
Когда же мне впервые довелось познакомиться с табелью о рангах, то я с удивлением узнал, что статский чин титулярного советника соответствует армейскому чину штабс-капитана. Не знаю, как в дореволюционную пору, но в советское время выдать дочку за капитана не было зазорно даже для генерала. Ибо выдавать дочек за генералов возможно было лишь в пушкинскую эпоху (за обладателя такого чина, как вы помните, была выдана Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин»). Не только потому, что дворяне в то время зачастую женились в весьма зрелом возрасте, но еще и потому, что генералами в то время нередко становились в возрасте довольно молодом.
Капитан русской императорской армии по своему служенному положению был на ступень выше капитана советского и нынешнего российского. Чин этот (после отмены в 1884 году чина майора) предшествовал чину подполковника. И хотя погоны капитана имели лишь один «просвет», так как капитанский чин относился к чинам обер-офицерским, титуловали капитанов «Ваше высокоблагородие» — в отличие от других обер-офицеров, титуловавшихся «Ваше благородие».
Армейскому чину «капитан» соответствовал казачий чин «есаул», который, как правило, присваивался сотенным командирам. Есаулами обычно становились, как образно выразился однажды руководитель Донского военно-исторического клуба ростовчанин И.В. Карасев, «где-то ближе к пенсии». Поэтому когда бард Розенбаум, исполняя свои песни «казачьего» цикла, поет «Задремал под сосной есаул молоденький», знающим людям сразу же становится понятно, насколько глубоко автор овладел темой. Режет слух знатокам титулований также фраза «Не буди казака, Ваше благородие!». Ведь есаул — это уже «высокоблагородие», а посему тревожить его никто из «благородий», соблюдающих субординацию, не посмел бы. Сделать это могли лишь лица, по своему служебному положению стоявшие выше есаула.
А выше есаула в казачьем полку стояли лишь войсковой старшина (заместитель полкового командира) и сам полковой командир в чине полковника. И к тому, и к другому положено было обращаться «Ваше высокоблагородие». Их чины соответствовали статским чинам надворного и коллежского советников.
Теперь самое время дать пояснения относительно самой табели о рангах. Как могли уже заметить читатели, слово «табель» в прежнее время было отнюдь не мужского, а женского рода. Табелью о рангах в Российской империи называлось положение о порядке прохождения государственной службы, к которой относились службы статская, военная и придворная. Документ этот был издан в 1722 году и имел силу закона.
Закон состоял из расписания чинов по четырнадцати классам и пояснительных пунктов к ним. К каждому из классов были приписаны введенные в Российской империи чины: статские, военные, придворные. Таким образом, во всех родах государственной службы сложилась единая шкала соответствий чинов. Но со временем в отдельных видах государственной службы (например, службы военной) отдельные чины либо ликвидировались, либо изменили названия. Поэтому таблицы чинов периодов правления Петра I и Николая II отличаются друг от друга.
В XVIII веке среди армейских чинов в табели о рангах числился чин V класса «бригадир», который соответствовал гражданскому чину этого же класса «статский советник». В статье «Донское дворянство» уже говорилось о том, что первым армейским чином, которым российские самодержцы стали жаловать донских военачальников, был именно чин бригадира. Но император Павел I ликвидировал этот армейский чин, не тронув при этом гражданский чин статского советника. И когда на киноэкраны страны вышел фильм Н.С. Михалкова «Статский советник», то знакомым лишь с современными воинскими званиями россиянам было сложно понять, какое положение в обществе занимает герой нового кинопроизведения известного кинорежиссера. И автору этих строк приходилось давать такое его трактование: «Чин статского советника соответствовал существовавшему в XVIII веке чину бригадира, который в то время был промежуточным между чином полковника и чином генерал-майора».
Хорошо еще, что Павел I в тот раз не изменил название чина «генерал-майор», который существует и в наше время. Ведь более высоким генеральским чинам он дал в тот раз новые названия. При этом генерал-поручики стали генерал-лейтенантами, а генерал-аншефы, в зависимости от принадлежности их к тому или иному роду войск, с тех пор именовались генералами от инфантерии (то есть от пехоты), от кавалерии, от артиллерии и инженер-генералами (именно в чине инженер-генерала закончил свою карьеру известный новочеркасцам Франц Сент де Воллан). Обладателей всех этих чинов современники неофициально именовали «полный генерал». Чин «полного генерала» относился к чинам II класса – его обладателям до вершины карьерной лестницы оставалась всего одна ступень.
Но именно эту последнюю ступень мало кому удавалось преодолеть. Ведь «полных» генералов было много, а чин I класса (у военных он звался «генерал-фельдмаршал», а у гражданских – «канцлер»), как правило, был один. Самый известный из русских полководцев – А.В. Суворов – сумел получить его (обойдя полдюжины генерал-аншефов) лишь за ликвидацию всенародного восстания поляков – за взятие Праги (предместья Варшавы), после чего капитулировала и сама Варшава. «Ура! Варшава наша!», — доносил полководец Екатерине II в традиционной для него сжатой форме. «Ура, фельдмаршал!», — отвечала ему императрица. После получения столь радостного для него известия престарелый полководец стал перепрыгивать через стулья, называя фамилии генерал-аншефов и приговаривая: «И этого обскакал, и этого…».
В конце жизни Суворов был удостоен императором Павлом I высшего воинского чина «генералиссимус». Но этот чин был скорее почетным, так как в табель о рангах он не входил и, следовательно, классным чином не являлся. Ошибочно мнение о том, что А.В. Суворов был единственным в истории России генералиссимусом. Ведь таковыми до него были: Ф.Ю. Ромодановский (1695-96); А.С. Шеин (с 1696); А.Д. Меншиков (1727); принц Антон Ульрих Брауншвейгский (1740-1741), бывший мужем Анны Леопольдовны – правительницы Российскй империи с 1740 г. по 1741 г. при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче. А вот в истории СССР генералиссимус Советского Союза действительно был один – И.В. Сталин.
До введения эполет (а затем и звездочек на них) разным чинам было положено различное шитье на их мундирах: офицеры имели золотое или серебряное шитье на воротнике и обшлагах, генералы дополнительно к этому имели еще шитье по борту мундира, а фельдмаршалам сверх этого полагалось еще и шитье по всем швам. Интересно, что ливреи лакеев лиц 6-го класса также имели галунную обшивку по воротнику и обшлагам, 3-5 классов – по борту, а 1-2 классов – по всем швам. Лицам 1-2 классов полагалось ездить в каретах с двумя форейторами (то есть с кучерами, сидящими на лошадях), лица 3-4 классов должны были ездить шестернею без форейторов, 5-8 классов – четвернею, а 9-14 классов – парой.
Титулование чинов разных классов также разнилось. К лицам, имевшим чины 1-2 классов, положен было обращаться «Ваше высокопревосходительство», 3-4 классов – «Ваше превосходительство», 5 класса – «Ваше высокородие», 6-8 классов – «Ваше высокоблагородие», 9-14 классов – «Ваше благородие». Все гражданские чины были ликвидированы декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
Воинские же чины (офицеров и генералов) и воинские звания (нижних чинов) отменены в армии декретом СНК от 16 декабря 1917 года «Об уравнении в правах всех военнослужащих», а на флоте – приказом наркома по морским делам от 13 января 1918 года «О демократизации флота». Однако в мае 1918 года на Круге спасения Дона казаками было принято решение: «Все декреты и иные законы, разновременно издававшиеся как Временным правительством, так и Советом народных комиссаров, отменяются». Круг этот «не боялся упреков в стремлении возвратиться к старому режиму». Поэтому он постановил: «Всем частям, участвующим в защите Дона, немедленно принять свой воинский вид и одеть, кому положено, погоны и прочие знаки отличия». При этом титулование заменялось словом «господин» с добавлением к нему воинского звания – от «господин казак» до «господин генерал».
Петровская «Табель о рангах» ушла в прошлое. Но мы все же дадим нашим читателям представление о ней, приведя сравнительную таблицу хотя бы гражданских, армейских и казачьих чинов перед 1917 годом.

Классы Чины
гражданские армейские казачьи
I Канцлер Генерал-фельдмаршал
II Действительный тайный советник Генерал от инфантерии, от артиллерии, инженер-генерал Генерал от кавалерии
III Тайный советник Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант
IV Действительный статский советник Генерал-майор Генерал-майор
V статский советник
VI Коллежский cоветник Полковник Полковник
VII Надворный советник Подполковник Войсковой старшина
VIII Коллежский асессор капитан есаул
IX Титулярный советник Штабс-капитан Подъесаул
X Коллежский секретарь Поручик Сотник
XI Корабельный секретарь
XII Губернский секретарь Подпоручик Хорунжий
XIII Провинциальный секретарь; сенатский (синодский, кабинетный) регистратор Прапорщик (после 1884 г. – чин военного времени) Прапорщик (после 1884 г. – чин военного времени)
XIV Коллежский регистратор