Три года в Ростове действовала организованная группировка, специализировавшаяся на «честном отъеме» пенсионных денег у Министерства обороны в пользу бывших офицеров военнослужащих. Вот только законную прибавку к пенсии военные пенсионеры получали на жестких условиях: или отдавай половину, или вообще ничего не получишь. Но на скамье подсудимых, как водится, оказался «стрелочник», подполковник в отставке Юрий Бушмакин. Журналистское расследование «ЮР» показало, что все главные действующие лица этого военно-пенсионного криминала вышли сухими из воды.
Государство должно пенсионерам Министерства обороны просто сумасшедшие деньги, по разным подсчетам самих отставников — больше 300 млрд. рублей. Столько набежало с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года, когда офицерам запаса полагалось проиндексировать пенсии в связи с 25-процентным повышением должностных окладов действующим офицерам. Еще по закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» этим самым лицам полагается продовольственный паек — в денежном его выражении. Минобороны за паек выплачивает, но только из расчета 20 рублей в сутки вместо 70, установленных для военнослужащих главным продовольственным управлением военного ведомства. Ну и еще много чего в этом законе о пенсионном обеспечении бывших воинов написано: штурманам полагаются одни доплаты, пограничникам другие, проходившим службу в тридцатикилометровой зоне вокруг чернобыльской АЭС — третьи. В таком путаном документе и генералу без поллитры не разобраться, не говоря уже о прапорщиках. Попробуй, составь иск в суд, а потом еще поспорь в заседании с подкованными военкоматскими юристами — никаких денег не захочется.
КТО СМЕЛ, ТОТ И СЪЕЛ
Но не зря говорят, что мир не без добрых людей. Нашлись-таки желающие порадеть за интересы отставников, и оказалось, что судиться с государством российским, сначала издающим законы, а потом их не исполняющим, — дело весьма прибыльное. В Ростове этим занялась «группа юристов» во главе с адвокатом Казанцевым, в Сальске — юридическая фирма «Коринев и партнеры».
Коринев с партнерами оказались самыми ловкими ребятами: сначала они собрали с отставников по 10 тысяч рублей аванса, а потом, чтобы, видимо, не очень утруждаться, просто… сфабриковали решения Ростовского гарнизонного военного суда о выплате задолженности пенсии на общую сумму 5 миллионов 105 тысяч. Но это было только начало. Всего в течение года юридические робингуды «восстановили социальную справедливость» на 20 млн. рублей. Каждый пенсионер получил 350-400 тысяч, после чего половину отдал в виде «отката» юристам. Вот только бумаги, сфабрикованные умельцами из юридической фирмы, оказались довольно грубыми подделками, от подлинных документов они отличались весьма существенно. Остается только гадать, как всего этого не заметили многоопытные финансисты облвоенкомата, выплатившие такие гигантские суммы.
Следствие по этому делу тянется уже полтора года, но так пока и не дошло до суда. А когда все-таки дойдет, всех доверчивых пенсионеров могут заставить вернуть государству незаконно полученные деньги. И не половину суммы, а всю — вместе с «комиссионными», отданными аферистам.
«СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ-2»
В Новочеркасске представлять интересы своих товарищей в судах взялись два офицера в отставке, активисты местного отделения Партии пенсионеров, Варавка и Сидляр. В весьма зрелом возрасте у них открылся вдруг талант настоящих — и при этом весьма толковых — стряпчих (так называли в дореволюционной России частных поверенных и ходатаев). Все юридические тонкости военно-пенсионного вопроса они изучили настолько досконально, что с 2002 по 2004 год выиграли в Новочеркасском суде 1200 дел по искам военных пенсионеров, которые получили от 2,5 до 60 тысяч рублей каждый. Размер вознаграждения «народные юристы» установили себе скромный — до 20 процентов отсуженной суммы. Но как-то «пенсионная разведка» донесла доморощенным адвокатам, что один юрист облвоенкомата отсудил у своего родного Министерства обороны сразу 390 тысяч рублей. Как оказалось, пенсионный закон можно «выкручивать» так, что государство окажется должно большие деньги. Наши герои решили не отставать: они воспользовались опытом «коллеги» и выиграли в Новочеркасском суде в два приема аж 241 дело на суммы уже до 300 тысяч рублей. Вот только с получением денег возникли большие проблемы. Пенсионный отдел облвоенкомата за год не исполнил решение суда. Вместо этого новочеркасских военных пенсионеров собрал начальник пенсионного отдела городского военкомата Майоров и предложил им… помощь в истребовании с Минобороны долгов за 70 процентов «комиссионных».
Этого активисты Партии пенсионеров потерпеть не могли — мало того, что появился конкурент, так он еще и собирался «играть на их поле» с их клиентами.
Сначала партийцы официально обратились с жалобой в областной военкомат: дескать, обратите внимание, что у вас там творится. И получили официальный ответ, что Майорову из Новочеркасского военкомата объявлен выговор, еще двум бывшим сотрудникам облвоенкомата «в целях исключения утечки служебной информации, касающихся личных дел пенсионеров», запрещен доступ в архив и отделение автоматизации ЦСО областного военкомата.
«Вины других лиц, указанных в ваших жалобах, в том числе работника облвоенкомата Бушмакина Ю. А. в содействии адвокатам и определении стоимости услуг, в ходе проверки не обнаружено», — написал в ответе и. о. военного комиссара Ростовской области В. Толмачев. Подмахнул он эту бумагу в ноябре 2004 года, а спустя два месяца, в январе 2005-го, оперативники ФСБ арестовали военкоматчика Бушмакина.
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА
Пожалуй, эта история могла бы стать сюжетной основой психологической драмы. Столько в ней бушует человеческих страстей.
На тихой новочеркасской улице отставной офицер Геннадий Овчинников передал пакет с мечеными купюрами своему товарищу Юрию Бушмакину. Когда-то они служили в одном полку, дружили семьями, в последние годы поддерживали приятельские отношения. Теперь Бушмакин сидит на скамье подсудимых. По его версии, боевой друг и товарищ попросил помочь с получением прибавки к пенсии, которую Министерство обороны должно через военкоматы выплачивать всем отставникам, но не выплачивает. Бушмакин ведь, хоть и давно ушел в запас, однако продолжал работать в областном военкомате в секретном отделе, вольнонаемным. И «решал вопросы» с помощью неких юристов под предводительством адвоката Казанцева.
Адвокаты не только по доверенности вели дела отставников в судах, но еще и выходили на «нужных людей», которые могли обеспечить исполнение судебных решений. Это было самое главное: не просто выиграть процесс, а выбить потом по нему деньги. Именно эти «юридические услуги» и обходились бывшим офицерам в кругленькие суммы: от половины до двух третей всего отсуженного.
Бушмакин утверждает, что Овчинников с этими условиями согласился, но когда получил триста тысяч рублей «дополнительно начисленной пенсии», отказался отдать, как выражаются нынче, «откат». Этим он якобы здорово подставил Бушмакина, который поручился за него перед «юристами».
Сам Овчинников рассказывает эту историю несколько иначе: Бушмакин, дескать, сам предложил ему свою помощь в выбивании долгов с Минобороны, ни о каком «откате» при этом речи не шло. Но когда он получил деньги, Бушмакин, как посредник в сделке, стал требовать отдать ему 70 процентов всей суммы, начал угрожать по телефону. И Овчинникову ничего не оставалось, как написать заявление в управление ФСБ по Северо-Кавказскому военному округу. Военные чекисты и провели всю операцию по задержанию Бушмакина.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Расследование «ЮР» военно-пенсионного дела только в одном субъекте ЮФО — Ростовской области — показало, насколько обширен этот бизнес по «честному отъему» у Министерства обороны миллионов и миллионов рублей. А если копнуть в масштабах всего округа? А если задаться вопросом, до каких высот и до каких звезд на погонах доходили пенсионные «откаты» в структурах Минобороны? Сколько перепадало судьям и судебным исполнителям? На эти вопросы пока нет ответов. Вернее, эти ответы никому не нужны.
Подполковник Бушмакин 58-ми лет, инвалид второй группы, отвечает за всех. Он один сидит на скамье подсудимых и упорно играет роль стрелочника. Возможно, именно такой вариант вполне устраивает и следователей, и прокуроров. Ведь трудно поверить, что никто из правоохранителей не знал про все эти судебные дела, тянущиеся уже три года, и сумасшедшие «откаты»?
И последние новости с военно-пенсионного фронта: во всех донских городских и районных судах дела по военным пенсиям отныне рассматривать запрещено, теперь со всеми исками надо обращаться только в Октябрьский районный суд города Ростова. К одной единственной судье Савыриной. Так, конечно, легче «руководить процессом» — судья Савырина иски пенсионеров просто отклоняет. Проблема в который раз решается за счет бывших военнослужащих.
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону признал подполковника Бушмакина виновным по ст. 163 («Вымогательство») и приговорил к десяти месяцам лишения свободы. Восемь из них он уже отсидел, находясь в следственном изоляторе.
Статья перепечатана с согласия редакции газеты и автора.