Сегодня: 29 апреля 9751, Четверг

08.10.2005 года в 8 часов 30 минут по московскому времени, в Городском доме культуры, где в данный момент ютится атаманское правление Войска Донского реестрового, состоялась долгожданная встреча казаков-станичников со своим окружным атаманом. Донцы возлагали большие надежды на эту встречу, так как с недавних пор перестали понимать, каким образом выбранный всенародно атаман выполняет свои обещания помогать в развитии казачьего движения. Их надежды оправдались: станичники получили полное разъяснение по всем интересующим их вопросам.
К своим непосредственным коллегам – станичным атаманам и казакам окружной атаман пришел в сопровождении охраны, которая находилась возле него всю встречу (да и не мудрено, ведь задать свои вопросы явилось около сорока человек). Какова мотивировка такого недоверия, остается загадкой. Как и предполагалось, на встречу окружной атаман, он же мэр города, явился без казачьей формы. Объяснение этого поступка самое простое: в рядах Российской Армии он получил звание генерал-майора, а в казачьем Войске – только полковника. Естественно, что для генерала весьма неудобно надевать форму на несколько чинов ниже. Отказ выйти в люди в форме полковника принципиален и категоричен. Остается лишь гадать, зачем генерал Российской Армии пошел в казаки, если даже форму носить не хочет. При всем при этом его административный аппарат на протяжении последних лет избавился от огромного числа специалистов ЖКХ, фактически заставив некоторых инженеров и начальников участков работать таксистами и посудомойками в Ростове. Эти люди не погнушались перейти в низший разряд, дабы сохранить благополучие семей.
Обращение атамана к собравшимся на «Вы», то есть: «Вы объединились…»; «У Вас в округе…»; «Вы сделали…» и так далее явно говорит о том, что загадочный атаман никоим образом не отождествляет себя с казачьей средой, что еще больше запутывает его роль в развитии казачества в Новочеркасске. В связи с чем вопросы казаков приобрели несколько другой окрас. Выяснилось, что атаман, все-таки, больше мэр, нежели казак и отвечал он на вопросы станичников как мэр.
Среди вопросов, на мой взгляд, самыми насущными являлись следующие: судьба здания по ул. Московская 70; плачевное положение Муниципальной Казачьей дружины, работа с молодежью, продажа зданий по остаточной стоимости казакам, отсутствие тренеров для занятий спортом с детьми, отсутствие помещений у станицы Ново-Баклановской (поселок), положение с Уставом округа, жесткий прессинг предпринимателей от казачества, отсутствие магазина с казачьей атрибутикой типа «Казачья лавка». На все эти вопросы казаки получили слегка неожиданные, но исчерпывающие ответы.
Станицу Новочеркасскую реестровую из здания выселять не будут в отличие от всех остальных организаций, но будет ли продлен договор аренды в 2007 году — неизвестно. Казаки Муниципальной дружины не должны быть унижены мизерной зарплатой и вопрос о повышении ее до приемлемого уровня будет ставиться перед атаманом Войска Донского Водолацким. Для занятий с молодежью уже существует соответствующий отдел в Администрации города, который дублировать смысла не имеет. Туда же, точнее, в отдел по физкультуре и туризму, отправили казаков за тренерами для детских секций. По Уставу округа сложилась ситуация интересная: новый устав уже скоропостижно приняли, а старый отменить забыли. По этой причине округ живет сразу по двум Уставам, в принципе, не противоречащим друг другу. В создании магазина казачьей атрибутики атаман пообещал всяческую поддержку, если найдется человек, который займется организацией данного предприятия.
Остальные вопросы об отсутствии помещений у станицы, отсутствии выделяемых в аренду зданий для казачьих предприятий, прижимании казачьих предпринимателей — слились в один длинный диалог, суть которого попробую передать поподробнее. Станице Ново-Баклановской атаман посоветовал так и собираться на птичьих правах в ДК НЗСП, пока не выгнали, даже шутливое предложение заменить памятник В.И.Ленину на памятник А.П. Волкову в обмен на пару комнат для нужд станицы положительной реакции не возымело. Во всем остальном атаман был однозначен: никакой продажи зданий по остаточной стоимости не будет. Если его экономисты признают нерентабельной сдачу зданий в аренду, то и аренды тоже не будет. Все будет продаваться по максимальной стоимости с молотка, как книжные магазины, за которые получено около 1,5 млн. в твердой валюте. Особо подчеркивалось, что может быть продано любое здание, если администрация города увидит в этом целесообразность. В данный момент уже готовятся к продаже рынки Сенной и Казачий (Хотунок). По Сенному рынку вопрос еще будет решаться с экономистами, так как на нем уже находилось несколько казачьих предприятий в связи с его предполагаемой передачей казакам на 49 лет в 2003 году. (В 2002 году здание по пр. Ермака, 93 так же передано казакам на 49 лет, оно числится за ними, однако находится там совсем другая контора. На кого идут долги по арендной плате и коммунальным услугам – скрыто туманом). В случае ущемления интересов предпринимателей им обещана какая-то компенсация, которую будут обсуждать отдельно за закрытыми дверями Администрации.
По выделению помещений также Атаман заверил, что если казаки хотят получить что-либо в свое пользование, то он не будет препятствовать их участию в аукционах наравне с кавказскими, славянскими и столичными предпринимателями, так как ему все равно, кто купит у него муниципальную собственность независимо от национальности. На вопрос: «Что будет, когда все продадут?» — атаман ответил по принципу: там видно будет.
Странность заключается в следующем. Новочеркасск строился почти полностью на средства местных жителей и пожертвования зажиточных казаков, крестьян и купцов. После революции это все хоть и было реквизировано, но, тем не менее, осталось народным добром. Теперь то, что принадлежало всем, распродается, а асфальта на улицах и количества капитально отремонтированных домов не увеличивается. Иными словами, потомки тех, кто строил, как и те, кто содержал в советское время, останутся не у дел. Лично мне кажется данное положение дел совсем не демократией или демократией в самом негативном ее проявлении.
На одном из кругов атаман, он же мэр, обратил внимание на то, что если мэр – атаман, а значит казак, то следовательно все в городе делается казаками и на благо казаков. На встрече определили, кто же больше всего делает для города. Оказалось, отнюдь не коренные жители. Не они выделили деньги на ремонт кинотеатра, детскую площадку в городском парке и т.д. Видимо, деньги, которые администрация города выдаивает из населения в виде налогов, не в счет.
По делам округа атаман высказался тоже однозначно. Никаких денег в округ он вкладывать не собирается. Да и не может вложить по одной простой причине. Городской бюджет не может себе позволить лишние структуры, а те крохи, которые на казачество выделяют свыше, проходят мимо Новочеркасска, так как окружной атаман ни разу не посетил круг атаманов, где эти деньги распределяются. Там, в качестве наблюдателя присутствовал его заместитель, который не имеет права полноценного голоса.
Думаю, казаки еще долго будут отходить от откровений загадочного атамана, тем более после его ответа на вопрос о местных предпринимателях. В частности, было сказано, что за окном капитализм со своим звериным оскалом, а в таких условиях (человек человеку – волк) выживает только красивый, сильный и богатый. Тем самым он указал верный путь к процветанию донского края. Об уме, морали и честности, которые прививали нам в школе, дома и на работе, не было сказано ни слова. К этим словам не нужен комментарий. Хочется лишь молить бога о том, чтобы казаки вняли мудрым словам, избавились от химеры под названием «совесть» и начали вести дела по вышеупомянутой рекомендации. Откуда при этом возьмется богатство, ответить затрудняюсь, но административные органы сразу почувствуют на себе последствия своих рецептов.
К гордости «ЧЛ», атаман высоко оценил оперативность газеты. Он с горечью поставил на вид станичникам, что сведения из самых узких кругов (даже совета атаманов) просачиваются в оппозиционную прессу. Не спасают даже глухие стены недостроенной администрации и охрана на входе. Что ж, спасибо за такую высокую оценку. От себя могу добавить – казаки выходили из здания ДК молча, с полным сумбуром в мыслях.
P.S. Это моя последняя статья о реестровом казачестве. Больше статей не будет до тех пор, пока их инициаторами не станут сами казаки. Почему мною было принято такое решение? Причин несколько.
Во-первых, не хочу подставлять братьев-казаков под горячую руку атамана. Во-вторых, все попытки как-то повлиять на ситуацию в городе посредством пера к успеху не привели. Невзирая на гневные письма горожан, статьи и прочее, остановить переоценку ценностей из исторических в коммерческие не удалось. Распродажа приобрела массовый характер, а многоэтажные дома ветшают быстрее, чем пишутся отчеты о проведенных в них капитальных и текущих ремонтах. В других сферах жизни ситуация такая же. Видимо, не за то перо взялись или еще не наступило время, когда «верхи не могут», а «низы не хотят». Напомню лишь о том, что бывший атаман Недвигин создавал в городе не только коммерческие предприятия, но и производственные, и спортивные школы, тем самым увеличивая количество рабочих мест. Более того, предшественник нынешнего мэра, хотя и славился задержками по заработной плате, не распродавал городской фонд даже в условиях гиперинфляции, когда она достигала 2000% в год. Горько видеть горожан, с которыми новоявленные дворяне ведут себя как с холопами собственной дворни. Хочу надеяться, что лет через тридцать какой-нибудь шустрый предприниматель сроет могилы нынешних отцов города дабы построить на этом месте более экономически выгодный Мак-Дональдс. Я посчитаю это наивысшим проявлением справедливости.