Сегодня:

Новочеркасский театр лишь на двадцать лет моложе города. Как и каждой столице, новому городу театр был положен по статусу, да и не только по статусу, но и просто в силу востребованности этого вида искусства народом. Донской историк В.Д. Сухоруков свидетельствует, что в 1825 году в Новочеркасске «заведён небольшой театр, на коем играет приезжающая сюда… труппа актёров». Этот год и принято считать годом основания театра в нашем городе.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Первый новочеркасский театр представлял собой «огромный дощатый балаган», который располагался на Атаманской улице, рядом со зданием присутственных мест. В 1859 году в Новочеркасске учреждается театральная дирекция и театр получает финансирование из войсковой казны, то есть приобретает статус государственного учреждения культуры.
В 1866 году для городского театра по проекту архитектора А. Кампиони было построено новое здание, правда, деревянное. Оно стояло тоже в центре города, в районе сегодняшнего училища связи. На открытие нового театра пригласили известного актёра Николая Рыбакова (его статуэтка в роли Несчастливцева из пьесы Н. Островского «Лес» стала призом первого российского фестиваля «Комплимент»).
В 1893 году на сцене новочеркасского театра дебютировала Вера Комиссаржевская. Через десять лет, уже знаменитой актрисой, она приезжала в Новочеркасск на гастроли.
Имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской театр получил в честь её столетия, в 1964 году. Список имён замечательных актёров, работавших на новочеркасской сцене, очень обширен, так же, как и перечень спектаклей, которые театр все эти годы дарил своим зрителям. Театр успешно гастролировал, знакомил зрителей разных городов со своими работами.
Но не всё так благостно было в жизни новочеркасского храма Мельпомены. Были моменты, когда остро стоял вопрос: «Быть или не быть новочеркасскому театру?». И кто знает, каким бы был на него ответ, если бы не его «атаман» — Леонид Шатохин (казачьим театр стал в 1991 году). Здесь он появился очень своевременно, в тревожном для театра 1990 году, когда некоторым чиновникам казалось, что этот очаг культуры намного разумнее закрыть, распустить труппу, а здание использовать в качестве места для проведения разных мероприятий. И не раз Леониду Ивановичу приходилось отстаивать право театра и его коллектива на существование.

«БАТЬКА АТАМАН»
С художественным руководителем театра я познакомился весной 1993 года. Первое впечатление — личность очень многогранная и неоднозначная. Навсегда запомнились его слова: «Актёры — как дети». И все эти годы я вижу, что Леонид Иванович к своим коллегам так и относится, по-отечески внимательно, но вместе с этим и очень требовательно, местами даже чересчур сурово. Л. Шатохин — великолепный актёр и этим даром удачно пользуется («в мирных целях», конечно). Он как-то сказал мне, что есть разные модели театров. Его театр — это «театр-дом». Именно такую концепцию и исповедует Шатохин.
На репетиции, если замечает какую-то небрежность, халатность, необязательность, может вдруг гаркнуть, так, что замигают софиты: «У вас два пути: или любить театр, или в нём не работать!», и тогда все трепещут, и на сцене воцаряется звенящая тишина. Только твёрдой рукой можно удержать штурвал этого корабля с творческой командой на борту. Только железная воля, требовательность, самоотверженность Л. Шатохина позволили сохранить театр, и не только сохранить, но и поднять его на заметную, даже из столицы, высоту.
«Кадры решают всё», а в творческом коллективе — особенно. Только где эти кадры брать? Л. Шатохин открыл на базе театра филиал Ярославского Государственного театрального института имени Ф. Волкова. Кадры стали воспитывать на собственной сцене. Молодые талантливые актёры пополнили труппу «свежей кровью». Благодаря этому, театр получил безграничные возможности для реализации практически любого творческого проекта. Многие молодые актёры сумели раскрыть своё дарование в умелых руках художественного руководителя театра.
-Только энергетика молодых людей может по-настоящему зажечь зал, — говорит Леонид Иванович, — но это не значит, что мы не ценим опытных актёров. Без них, конечно, не обойтись. Но всё же ставку мы делаем на молодёжь.
Знаю, что опытные актёры немного обижаются на художественного руководителя, но это «светлая» обида. Просто все в труппе очень-очень хотят работать. Много работать. В этом смысл жизни каждого человека из этого коллектива.

«КОМПЛИМЕНТ»
Юбилейному вечеру, который состоялся 18 сентября, предшествовали шесть вечеров спектаклей первого российского театрального фестиваля «Комплимент». В Новочеркасск приехали русские драматические театры из Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Волгограда. Желающих принять участие в фестивале было больше, но не все смогли это желание осуществить. В последний момент сорвался приезд Кабардино-Балкарского театра.
— Идея фестиваля родилась из моей поездки по поручению Союза театральных деятелей с ревизией по театрам Юга России, — сказал Леонид Шатохин. — То тяжёлое положение, в котором находятся эти театры, вызывает большую тревогу. Они просто никому не нужны (я имею в виду учредителей). Это не проблемы театров, это проблемы их учредителей, которые не выполняют постановление Правительства России, обязывающее поддерживать театры, выделять им средства на постановки. Театры не имеют возможности гастролировать, им очень тяжело существовать. Единственный выход — обменные гастроли, но на это тоже нужны деньги, а их нет. Поэтому сейчас мы создаём Федеральную программу, которая получит необходимое финансирование, послужит поддержкой национальным русским театрам и позволит вести культурный обмен. Для нашего «горячего» региона значение этого трудно переоценить. Кроме этого, мы получим право просить у нашего Федерального агентства по культуре средства на постановки. Крупному городу, с населением в полмиллиона, в котором развита промышленность, не трудно содержать театр, но в республиках Северного Кавказа экономическое положение очень сложное. Федеральная власть должна понять, что если мы хотим понимания между людьми, то во всех областях, которые касаются духовной жизни, такие обмены культурными ценностями необходимы. Люди рады к нам приехать, для них ценно общение. И ещё одна вещь, которая нас роднит: у нас близкий менталитет, темперамент, мы понимаем друг друга. Это тоже очень важно.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ АФИША
Новочеркасскому зрителю показали две комедии — «За чем пойдёшь, то и найдёшь» А. Островского (Чеченский театр) и «Женитьба» Н. Гоголя (Ингушетия); два музыкальных спектакля — «Про Федота-стрельца» А. Манжиев, Л. Филатов (Калмыкия) и «Бабий бунт» Н. Птичкин, М. Шолохов (г. Новочеркасск); две драмы — «Васса Железнова» М. Горький (Карачаево-Черкессия) и «Хуторяне» А. Копкова (г. Волгоград).
В составе жюри были представлены специалисты достаточно высокого уровня: Людмила Фрейдлин — председатель секции критики ростовского отделения Союза театральных деятелей; Анастасия Ефремова — президент благотворительного фонда Олега Ефремова (г. Москва); Наталья Загробян — театральный критик и журналист (г. Ростов); Александр Еняхин — театровед (г. Москва); Нина Шалимова — критик и театровед (г. Ярославль); М. Бушнов — председатель жюри, народный артист СССР, лауреат многих премий (г. Ростов).
Я посмотрел все шесть фестивальных спектаклей и побывал на пяти обсуждениях, не был только на обсуждении работы чеченского театра. Поэтому в рассказе о ней будут только личные впечатления.
Комедия А. Островского «За чем пойдёшь, то и найдешь» — для театра очень благодатный материал. «Женитьбу Бальзаминова», как ещё называется эта пьеса, ставил и наш театр (с блеском ставил). Памятна и киноверсия этой веселой истории. Чеченский Бальзаминов, народный артист Чеченской республики и республики Алания А. Джамаев, видит Бог, очень старается. Но всё вместе мало похоже на русскую классическую комедию.
Зритель принял спектакль очень доброжелательно, включился в игру, предложенную актёрами, простил им все недоработки, и в финале щедро наградил аплодисментами.
Работа ингушского театра «Женитьба» лично мне очень понравилась. Жюри тоже неплохо отозвалось об этом спектакле. «Грамотный, очень азартный», «спектакль, с которого начинает быть заметным профессиональный уровень всего фестиваля» — такие оценки были даны специалистами работе театра из Назрани.
Исполнители главных ролей — Подколёсина (А. Льянов) и Кочкарёва (Р. Куштов) — создают замечательный актёрский дуэт. Остальные персонажи — Яичница, Жевакин, Анучкин, сваха, тётка, невеста, слуга Степан — очень индивидуальны, по-гоголевски ярки, неповторимы и самобытны. Спектакль получился очень динамичным, очень весёлым, полным авторской иронии, а в финале — особой «гоголевской» грусти.
Драма М. Горького «Васса Железнова» в постановке русского театра из Карачаево-Черкесии настроила зрителя на раздумья. «Спектакль, который заставляет тратиться душой», — сказала о «Вассе» Людмила Фрейдлин. Оформление постановки решено в черно-серой гамме, созвучной беспросветной жизни купеческой семьи начала 20 века. Много интересных актёрских работ — Прохор (заслуженный артист КЧР В. Вартанов), Михаил (В. Беляев), Наталья (Н. Захарова). Жюри особенно отметило исполнителя роли Павла — Альберта Маликова. Как потом оказалось, он ещё студент первого курса театрального учебного заведения.
На спектакле калмыцкого театра «Про Федота-стрельца» было негде яблоку упасть. Зрители заняли все приставные стулья и едва не висели на балконах. Интерес к «Федоту» понятен — замечательная пьеса Леонида Филатова широко известна и любима народом. Однако то, что показала труппа из Элисты, к работе Филатова имело очень отдалённое отношение. Утренник для взрослых (только без Деда Мороза) — возможно, но не «Федот». Это с редким единодушием отметило и жюри. Замечателен царь (заслуженный артист России А. Щеглов), заметен генерал (заслуженный артист Калмыкии В. Карабаш), всех остальных хочется назвать артистами мюзик-холла. Самое печальное, что в спектакле пропал автор — Л. Филатов. «Спектакль не состоялся», «показан хороший театр, а не спектакль», «русского мюзикла не бывает» — было резюме жюри. Однако многие зрители приняли эту постановку «на ура».
Для меня спектакль нашего театра «Бабий бунт» был премьерным, я смотрел его первый раз. И не помню, когда и какой работе комиссаржевцев я ещё так аплодировал, до боли в ладонях.
Мне понравилось всё и все. Замечательное оформление спектакля (художник С. Неделькина), отличная постановка (Л. Шатохин), великолепные актёрские работы. Основной лирический дуэт — Настя (Е. Климанова) и Николка (Е. Шапошников), председатель Стешка (Л. Шатохин) в калошах и с «потфелею», его грозная супруга Марфа (заслуженная артистка России И. Шатохина), Захар (А. Иванков) со своей Семёновной (В. Иванкова), перечислять можно всех персонажей. Великолепны режиссёрские находки — брызги реальной «донской» воды, которыми окатывают зрителей первых рядов «купающиеся» девушки; здоровенный огурец, который грызут по очереди голодные казаки, и запах от которого идёт по залу; настоящий барбос Колчак, который появляется на сцене — всё «работает», все настраивает зрителя на весёлую игру, а весь спектакль, в целом, даёт огромный заряд положительной энергии. Чего и требовалось, собственно говоря.
Мнения жюри разделились. Одной критикессе не понравилось оформление, другой — театровед усмотрел в спектакле «совковую» оперетту. Но были и другие оценки: «работа очень современная, и очень нужная молодому зрителю», «есть хороший юмор, живые лица, живое дыхание».
На мой взгляд, спектакль очень хорош. Зритель всё узнаёт, понимает и принимает все условности, и он не может не воспринять сильнейший поток положительной энергии, который идёт со сцены. Отличная работа, отличного актёрского ансамбля!
Последней в фестивальной афише была драма Волгорадского донского казачьего театра «Хуторяне» А. Копкова. Работа очень добротная, сделана в лучших традициях классического театра. Действие происходит в начале 20 века. На сцене изба (без одной стены), и зритель становится свидетелем взаимоотношений отца и детей в небедной крестьянской семье. Отец — полновластный правитель, семейный тиран, в финале драмы погибает от руки одного из своих сыновей, а его место на семейном «троне» занимает старший сын.
Жюри очень понравилась эта работа: «деревенский король Лир», «воссоздан подлинный дух народной жизни», «интеллектуальная драма на хуторскую тему». В спектакле много очень хороших актёрских работ, но… при этом зритель не сразу улавливает смысл происходящего. Не сразу становится понятно, о чём же всё-таки речь. Хотя, может, в этом и кроется замысел режиссёра — заслуженного артиста России В. Ляпичева, который, кстати, неплохо справился с ролью преемника отцовской власти — Павла.
Подводя итог этому фестивальному марафону, можно сказать, что те из зрителей, которые побывали на всех спектаклях, а таких было немало, получили массу интересных впечатлений.

ЮБИЛЕЙ
Итоги фестиваля решили совместить с празднованием 180-летия театра. В юбилейный вечер публику «угостили» целым набором великолепных работ новочеркасцев. Были показаны сцены из спектаклей, которые в разные годы шли на нашей сцене: «Плоды просвещения», «Гроза», «Дочь русского актёра», «Кукольный дом», «Горе от ума», «Гамлет», «Записки сумасшедшего». Комиссаржевцы ещё раз показали высочайший уровень мастерства. Об этом говорил и соучредитель фестиваля «Комплимент», мэр города Анатолий Волков:
— Я не перестаю восхищаться талантом артистов нашего театра. Я считаю, что в нашей области и в стране он — один из лучших. Я хотел бы выразить всему коллективу театра самые искренние слова любви и признательности. Я желаю вам долгой творческой жизни, чтобы вы как можно дольше радовали своим искусством Новочеркасск, Дон и всю страну!
Мэр подарил театру компьютер: «Чтобы вы могли учитывать и хранить в нём все свои достижения и успехи», сказал он.
От имени духовенства театр поздравил Благочинный Новочеркасского округа, иерей, Олег Добринский:
— Прекрасно, что мы с вами делаем одно дело — мы ставим заслон мракобесию!
Коллектив театра поздравляли коллеги из ростовского музыкального театра, театра кукол, шахтинского театра «Пласт».
От имени атамана Всевеликого Войска Донского, его заместитель, С. Бузняков, вручил участникам фестиваля и ряду артистов театра грамоты и юбилейные медали «200 лет Новочеркасска». Несколько «комиссаржевцев», от министерства культуры области, получили юбилейные шолоховские медали. М. Бушнов от имени ростовского отделения Союза театральных деятелей вручил большой группе сотрудников театра почётные грамоты «за вдохновенное служение театру» и денежные премии. Особо был отмечен машинист сцены Виктор Пашников, который из 70 лет своей жизни, 50 прослужил в нашем театре.

ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ
Дипломы за участие в фестивале «Комплимент» получили все театры. Кроме этого, чеченский театр получил диплом «за возрождение театра» и награду «за сценографию спектакля «За чем пойдёшь, то и найдёшь».
Театр из Ингушетии получил приз «за оригинальное прочтение русской классики» — постановку «Женитьбы» Н. Гоголя.
Актёр Карачаево-Черкесского театра Альберт Маликов был отмечен за исполнение роли Павла в драме «Васса Железнова», в номинации «актёрский дебют». Исполнительница главной роли в этой драме, Любовь Петрова, награждена «за лучшую женскую роль». «За лучшую мужскую роль второго плана» отмечен Виктор Вартанов — «Прохор».
Калмыцкий театр, показавший «Федота», получил приз «за отвагу жанрового эксперимента».
Лучшим исполнителем мужской роли был признан Анатолий Трусов — «Урлов», из «Хуторян» волгоградского театра. Его сценическая супруга «Катерина» — Тамара Тарасова, получила приз «за лучшую женскую роль второго плана».
Новочеркасцам вручён приз «за актёрский ансамбль» в спектакле «Бабий бунт». Лучшим дуэтом признаны «Настя» — Елена Климанова и «Николка» — Евгений Шапошников.

«ПОД ЗАНАВЕС»
Я смотрел спектакли с первых рядов и видел, как с лиц актёров струился пот. Было заметно, что у некоторых рубашки промокали насквозь. Труд «лицедеев» тяжек. Они работают «собой» — своими чувствами, эмоциями, работают на износ, без жалости и пощады к самим себе, иначе на сцене нечего делать. Хотя слово «работают» здесь не совсем уместно. Они в театре просто живут, безропотно «несут свой крест и веруют»…

Фото автора и Николая Склярова
row['name']