Сегодня:

В эти постпраздничные дни городские средства массовой информации, живописуя произошедшие в Новочеркасске события, не перестают твердить о посетившей наш город представительнице рода Романовых – о Марии Владимировне. При этом ее называют Великой княгиней, титулуют Ее Императорским высочеством и сообщают, что впервые она приезжала в Новочеркасск в 1993 году для участия в церемонии перезахоронения праха атамана Платова.
Кроме года первого приезда Марии Владимировны в Новочеркасск, все остальные сведения не соответствуют действительности. Да, эта представительница рода Романовых действительно приезжала в наш город в июне 1993 года со своей матерью Леонидой Георгиевной и с сыном Георгием. Но к тому времени прах М.И. Платова был уже перезахоронен и памятник ему воссоздан. У этого памятника и была встречена семья представителей рода Романовых бывшим в то время главой муниципального образования г. Новочеркасска Н.И. Присяжнюком, пригласившим для встречи гостей трех офицеров и десяток кадет недавно возрожденного Донского императора Александра III кадетского корпуса. В числе тех офицеров был и автор этих строк.
Из прибывшего из Ростова автомобиля вышли две женщины – среднего и старшего возраста – и мальчик лет 12-ти. Их приветствовал глава муниципального образования. Гости подошли к кадетскому строю. В разговоре выяснилось, что в начале сентября 1992 года, когда отмечалось 180-летие Бородинской битвы и наши кадеты присутствовали на реконструированном военно-историческими клубами сражении, там же находились и наши гости. Георгий немного пообщался с ребятами-кадетами примерно такого же, как и он, возраста. Затем гости удалились в здание Атаманского дворца, в котором в то время размещалась горадминистрация. Пока представительницы рода Романовых находились на приеме у ее главы, их сын и внук Георгий лакомился черешней, взобравшись на росшее во дворе дерево.
Затем представителей рода Романовых принимал у себя атаман станицы Средней П.А. Барышников. В их честь он дал торжественный обед. Так что Марии Владимировне, прибывшей в Новочеркасск 10 сентября уже во второй раз, было что вспомнить о первоем ее пребывании в нашем городе.
Однако что знают новочеркасцы о той ветви рода Романовых, которую представляет Мария Владимировна? За исключением немногочисленных в нашем городе монархистов, которые почему-то ориентируются на мнение монархических династий Европы, никто ничего не знает. Но существует еще и Объединение членов рода Романовых, которое имеет свое собственное мнение, отличное от мнения монархических династий Европы и российских монархистов.
Мария Владимировна представляет так называемую Кирилловскую ветвь рода Романовых. Во время перезахоронения останков последнего российского императора Николая II, членов августейшей семьи и их верных слуг, состоявшемся 17 июля 1998 года в Петербурге, представители этой ветви потребовали, чтобы им были оказаны особые почести, с чем остальные Романовы не согласились. Вот и пришлось представителям Кирилловской ветви остаться в Москве и довольствоваться присутствием на проводившейся там панихиде.
Что поделаешь, не признает зарубежное Объединение членов рода Романовых ветвь Великого князя Кирилла Владимировича с ее неправомерными претензиями не только на главенствующую в Доме Романовых роль, но и на российский престол. Но, как мы видим, есть в России заинтересованные лица, питающие к этой семье особое пристрастие. Именно они 12 лет назад организовали и широко афишировали ее турне по России, в ходе которого Мария Владимировна впервые и побывала в нашем городе.
Да, Мария Владимировна до замужества была княжной, но отнюдь не Великой. Да, в девичестве она носила фамилию Романовых. Но и княжеский титул, и свою прежнюю фамилию, и права на российский престол она утратила, выйдя замуж за принца Прусского (Гогенцоллерна). Все дочери Князей Крови Императорской приняли титулы и фамилии своих мужей. Так почему же исключение должно делаться для бывшей княжны Романовой Марии Владимировны, 1953 года рождения?
Почему же Кирилловская ветвь так рьяно отстаивает свои несуществующие права возглавлять в зарубежье Дом Романовых и быть претендентами на российский престол? Видимо, потому, что права эти их предки не раз теряли еще в императорской России, а после пресечения царствующей ветви рода Романовых решили во что бы то ни стало возвратить их. В связи с этим в зарубежье в 1993 году В. Малеевским была даже выпущена брошюра с характерным названием «Самозванцы». Пользуясь ею, рассмотрим основные причины, по которым Кирилловская ветвь Романовых не может ни возглавлять находящийся в зарубежье Дом Романовых, ни претендовать на российский престол (к слову сказать, никто из Романовых, присутствовавших на перезахоронении, претензий на престол не предъявлял).
Итак, пращур нынешних претендентов на российский престол – Великий князь Владимир Александрович (сын императора Александра II) – в свое время нарушил основные государственные законы, женившись на неправославной, в связи с чем предпринял попытку изменить в свою пользу статью 40 этих законов, а после восстановления первоначального текста этой статьи Александром III лишился со своими потомками права на российский престол.
Сын Владимира Александровича, Великий князь Кирилл Владимирович, сочетался браком в Тергизе (Бавария) со своей двоюродной сестрой – разведенной Великой герцогиней Гессенской, принцессой Викторией-Милютой Саксен-Корбуг-Готской, не испросив на это высочайшего разрешения российского императора, за что и был лишен им права на въезд в Россию.
А в дни февральской революции 1917 года Великий князь Кирилл Владимирович (дед Марии Владимировны), будучи уже контр-адмиралом и командиром гвардейского флотского экипажа, еще до отречения своего двоюродного брата – императора Николая II, прикрепив на грудь алый бант и став под красный флаг, привел своих гвардейцев к Таврическому дворцу присягать Государственной Думе и Временному правительству. Однако эти его действия не помешали ему в эмиграции объявить себя главой Дома Романовых, а затем и «императором», с чем согласились весьма не многие из членов царственного Дома.
Сын Кирилла Владимировича – Владимир Кириллович, будучи правнуком императора Александра II, титула Великого князя иметь уже не мог, а был просто князем, но «крови императорской». Однако он не только незаконно пользовался титулом Великого князя, но и действовал как царская особа: раздавал титулы и ордена (что и делает сейчас Мария Владимировна). К тому же женился он тайно – на Леониде Георгиевне, которая к тому времени была уже не княжной Багратион-Мухранской, а миссис Кирби. Дело в том, что перед этим она развелась со своим первым мужем – банкиром мистером Кирби, который до нее был женат на дочери известного банкира Янкеля Шиффа, щедро финансировавшего революцию в России.
Сторонники Кирилловской ветви утверждают, что Леонида Георгиевна, также обладавшая княжеским титулом, побывав в первом замужестве, все же не утратила его. По этому поводу их противники резонно вопрошают: почему же в таком случае утратила княжеский титул ее сестра Елена, бывшая замужем за Лаврентием Берия? При этом получается, что если Елена – тетя Марии Владимировны, то Лаврентий Павлович – ее дядя.
Никто не отвергает того факта, что Мария Владимировна – праправнучка императора Александра II. Но такая степень родства уже не позволяла ей быть даже Великой княжной. Да, до своего замужества она была княжной Романовой. Но выйдя в 1976 году замуж за принца Франца Вильгельма Прусского (Гогенцоллерна), она утратила этот титул. Поэтому-то ее отец – Владимир Кириллович – и присвоил незаконно своему зятю титул русского Великого князя: для того, чтобы дочь его после замужества числилась русской Великой княгиней. Предвидя возможность появления династии Гогенцоллернов-Романовых, Объединение членов рода Романовых выразило свой протест против этого «самовольного поступления князя Владимира Кирилловича», а также против его решения провозгласить свою дочь единственной наследницей российского престола.
Но вскоре у «наследницы» появился свой наследник – Его Королевское Высочество принц Георгий Прусский. В связи с этим Объединением членов рода Романовых было сделано заявление о том, что «счастливое событие в королевском Прусском Доме не касается Объединения членов рода Романовых, так как новорожденный принц не принадлежит ни Императорской Российской Фамилии, ни Дому Романовых».
Через всю цитируемую брошюру лейтмотивом проходит одно, но несколько раз повторяемое утверждение: только Всероссийский Земский Собор изберет достойного преемника св. царя-мученика Николая II. Но что нам, россиянам, до этого утверждения? Выборность у нас медленно, но верно, заменяется назначениями. Так что созыв Земского Собора, да еще Всероссийского, нам явно не грозит.