Под таким заголовком в газете «Советская Россия» (№ 95 от 16 июля с.г.) опубликовано письмо жительницы нашего города С.В. Поветкиной. Она поведала читателям, как ее супруг – ветеран войны и инвалид II группы, — использовал свое «монетизированное» право в так называемом санатории зурабовского типа, который находится в Ростове и называется «Ростовский». Впечатление от этого письма, от порядков в этом заведении удручающее, в чем читатели могут убедиться, прочитав его. Дело в том, что этим злополучным 122-м законом ветеранов обманули буквально по всем пунктам, включая и санаторно-курортное лечение. Для этого якобы «на конкурсной основе» выделили немалое количество подобных здравниц исключительно и только для льготников. Однако абсолютное большинство из них – это не более как переименованные в санатории пансионаты, профилактории, даже некоторые базы отдыха, не имеющие никаких лечебных факторов, располагающих лишь минимальным набором медицинского оборудования. Несколько таких заведений имеются и в нашей Ростовской области, в том числе три – в самом Ростове: упомянутый «Ростовский», один из бывших пансионатов (возле гребного канала) и бывший профилакторий «Ростсельмаша», названный санаторием «Надежда». Вот в этой «Надежде» в апреле с.г. довелось побывать автору этой статьи, который выдержал там чуть более половины 21-дневного срока путевки и убежал оттуда.
Цель моей поездки была не в том, чтобы отдохнуть, а чтобы посмотреть на этот обманный беспредел, в чем и не ошибся. В этой связи мне хотелось бы поделиться с читателями своими отрицательными впечатлениями, предупредить уважаемых ветеранов, чтобы они не проявляли поспешности для получения путевок, чтобы потом не сожалеть и не уезжать оттуда досрочно.
Большинство льготников – люди не только слишком пожилого возраста, но и имеющие набор зачастую необратимых заболеваний. Многие передвигаются лишь с помощью костылей, нередко падают даже на ровном месте от повышенного давления, получают травмы. И вдруг все они на срок путевки оказываются под одной крышей. Впечатление такое, что оказался в ходячем лазарете или во временном доме престарелых. Если к тому же добавить, что в своем почтенном возрасте я был там не только почти молодым и здоровым, но и самым красивым! Созерцая все это, там можно заболеть и здоровому…
Следует также заметить, что некоторые врачи, поддаваясь на уговоры своих пациентов или проявляя сердобольность, нередко оформляют путевки и таким, кому не только санаторий, но и выезд даже в Ростов противопоказан.
Теперь о самой этой «Надежде». Более-менее положительное – это размещение. Две раздельные, через тамбур, комнаты, по два человека в каждой, хотя санузел уже на четверых. Есть горячая вода, нужная мебель, в некоторых комнатах и телевизор. Однако все остальное – со знаком минус или вопросительным. Единственные лечебные факторы – относительно чистый воздух по сравнению с нашим городом и… пузырьки в минеральной воде бутылочного типа. Есть минимум устаревшей физиотерапевтической аппаратуры и для снятия ЭКГ, даже аппарат для УЗИ, однако реальные показания которого почему-то расходятся с врачебными заключениями. После окончания рабочего дня и в ночное время на весь 6-этажный корпус остаются дежурить лишь двое – дежурная медсестра и вахтер при входе в корпус. К этой же медсестре по утрам выстраивается двухчасовая очередь – для получения предписанных лекарств и измерения кровяного давления. Эта же медсестра зачастую по несколько раз в день, а бывает и ночью, вызывает городскую скорую помощь, по понятным причинам. Лекарства выдаются, как правило, на весь срок путевки. При этом характерно, что почти все лекарства – производные, заменители, более дешевые по стоимости и менее эффективные. Типа, например, брынцаловской «Нош-бры».
Лечащие врачи по вызову-приглашению принимают лишь в день приезда, а в другие дни – это забота или настояние самих пациентов. Нет лаборатории, чтобы сделать какие-либо анализы – крови и другие. Нет и приходящих, приглашаемых консультирующих врачей – окулиста, хирурга, уролога, крайне нужных для людей такого возраста. Сестры-массажистки не имеют элементарного опыта. Питание — не более как терпимое, ничего санаторного даже по названию. Как в обычной столовой былого 3-4 разряда. Некая условная диета (по запрету сахара, например) только для диабетчиков. Всем остальным по любому номеру диеты пища одинаковая и без предварительного заказа, как должно быть в любом настоящем санатории. Компот – из граненых стаканов, изредка — апельсин устаревшей давности.
Совершенно плохо обстоит дело с транспортом. Ближайшая остановка городского автобуса в полутора-двух километрах. Такое же расстояние до ближайшего магазина. В самом здании этой «Надежды» или рядом нет не только ларька с товарами первой необходимости, но и газетного киоска. Библиотека, которую никто не посещает (плюс к этому – два дня в неделю выходные), получает лишь один экземпляр одной областной газеты «Молот». Решение транспортной проблемы даже не предполагается по причине «отсутствия средств». Туда и обратно люди добираются на такси или автобусом «с пересадкой», то есть пешком. Спасибо лишь родственникам, имеющим собственный транспорт, которые привозят сюда и отвозят домой своих близких. Рядом с «Надеждой» внешне прекрасная зеленая роща, однако походить там, отдохнуть невозможно – мусор, грязь, непролазные канавы, зловоние.
Вот такова зурабовская затея по части «монетизации», его беспардонная ложь не только этим льготникам, но и президенту, о чем пишут и показывают по телевизору.
Наконец, еще об одном слегка прикрытом обмане. От так называемого «соцпакета» (450 рублей для инвалидов войны) можно отказаться, получая взамен эти деньги с 1 января 2006 года. Можно отказаться от части «пакета», что многие в нашем городе уже сделали. Для этого необходимо до 1 октября с.г. подать заявление в свое отделение пенсионного фонда. Однако для абсолютного большинства льготников сделать это практически невозможно! Дело в том, что получение санаторной путевки связали с получением лекарств, а проезд электричкой — с проездом к месту санатория. Как быть, если санаторий этому льготнику противопоказан, но нужны только лекарства? Не нужна электричка, но нужен проезд к месту санатория? Как в том анекдоте: «Петух стоит 100 рублей, а лошадь – один рубль. Но лошадь без петуха не продается».
И еще один обман – от военных пенсионеров – инвалидов войны отобрали право на путевку в военные санатории, хотя там множество людей, никогда не имевших отношения к армии, по «рыночной стоимости».
В заключение хотелось бы знать, в каком санатории намерены отдыхать М. Зурабов, а также министр здравоохранения Ростовской области и начальник этого ведомства в нашем городе? Может быть, в «Ростовском» или в «Надежде»? Милости просим!
Инвалид войны, житель Новочеркасска В. Пик.
P.S. В дополнение к статье просил бы опубликовать несколько строк из бланка Заявления об отказе от набора (части) социальных услуг. Вот они:
«В 200__ году прошу производить ежемесячную денежную выплату в полном размере, отказываюсь от набора социальных услуг (нужное подчеркнуть):
а) полностью (в соответствии с п. 1 ст. 6.2 федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»);
б) в части дополнительной бесплатной медицинской помощи, в т.ч. предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), представлении при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (в соответствии с п. 1 ст. 6.2 федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»);
в) в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6.2 федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»).