Сегодня:

включая и старейшую школу Новочеркасска — школу №3. Ее здание было построено в 1875 году по проекту войскового архитектора А.А. Кампиони, в прошлом — мужская классическая гимназия.
Сегодня, когда с фасада школы №3 уже сняты строительные леса, когда, все идущие или проезжающие мимо, невольно засматриваются на это очень красивое сооружение, можно сказать, что новый учебный год начнется, действительно, во ВСЕХ школах города. В Новочеркасске их сегодня двадцать пять: двадцать три обычных и две вечерних. В каждой их них сегодня идёт подготовка к новому учебному году. И это не только ремонт, но и обеспечение учебно-методической базы образовательного процесса, выбор нового содержания образования, учебных планов, организация профильного обучения и прочие преобразования.

ЛЕТОМ ОТДЫХАТЬ НЕКОГДА
— Ещё неизвестно, что труднее, — говорит начальник управления образования Павел Панкратов, — работать в течение учебного года, или решать весь комплекс “летних” задач: выпускные экзамены, оздоровительная кампания, подготовка к новому учебному сезону. Кстати, за июнь в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях у нас отдохнуло 4000 ребят.
С Павлом Викторовичем мы несколько раз договаривались о встрече, и она состоялась лишь с третьей попытки: время сейчас для начальника управления самое напряжённое.
— В подготовку учебно-материальной базы входит не только ремонт классов и зданий, продолжает он, — не последнее место в ней занимает подготовка к отопительному сезону. Часть школ отапливается своими котельными. На угле или на газе. Есть котельные встроенные, есть отдельно стоящие. Требования к этим сооружениям постоянно ужесточаются. Встроенные котельные необходимо выносить за пределы школьных зданий, и эта работа планомерно выполняется. Везде надо привести в порядок оборудование, оформить многочисленные допуски, решить вопросы с контролирующими организациями, запастись топливом для угольных котельных. Это та работа, которая не столь наглядна, как ремонт зданий, но без которой никак не обойтись.
А что касается косметического ремонта, то, по словам Павла Викторовича, в этой, традиционно “народной стройке” принимают участие коллективы школ, ученики и их родители.
— В этом году на текущий ремонт учебных заведений выделено порядка трёх миллионов рублей, — говорит П. Панкратов, — сумма не такая большая, учитывая объем работ, но достаточная для подготовки школ к началу занятий. Хотел бы сразу сказать, что мы очень благодарны всем, кто своим трудом или средствами помогает подготовить школы к новому учебному году. Я имею в виду, прежде всего, конечно, родителей, многие из которых идут нам в этом вопросе навстречу.
Самые масштабные работы развёрнуты в “третьей” и “двенадцатой” школах. “Двенадцатая” ремонтируется в рамках губернаторской программы “Устранение аварийных ситуаций”. На эту школу из областного бюджета будет истрачено 10 — 12 миллионов рублей. Там идёт замена оконных блоков, ремонт кровли, фасада, укрепление фундамента, ремонт санузлов, замена отопления. Объём работ очень большой, но не сравнимый с тем, который осваивается в школе №3.
— Легче и дешевле сегодня построить новую школу, чем заниматься восстановлением старой, — говорит Павел Викторович, — но самое трудное уже позади, и школа получается очень хорошей. Это отмечают все, кто бывает на этом нашем самом “горячем” объекте. Должен сказать, что “третья” школа находится под пристальным вниманием мэра города Анатолия Панфиловича Волкова и его первого заместителя Сергея Борисовича Бондарева. Работы идут по графику, и в ближайшее время коллектив приступит к подготовке школы к работе. Там пора уже начинать благоустройство прилегающей территории, расставлять мебель и оборудование.

“ТРЕТЬЯ” ШКОЛА
НА ПОРОГЕ ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ
“Третья” сегодня напоминает муравейник. На ней работают больше сотни строителей. Наружный фасад готов, и сейчас в лесах тыльная часть здания. Закончен второй этаж, смонтированы инженерные сети и коммуникации. Отделочники, параллельно с электриками, работают сегодня на первом этаже.
— Работа организована очень эффективно, — говорит Павел Викторович, — и это позволяет строителям выполнить весь намеченный объём в очень сжатые сроки. Качеством мы пока довольны
Каждую неделю, по средам, в просторном помещении будущей учительской на планёрку собираются представители всех заинтересованных сторон: подрядчики – ростовское предприятие ООО “Мир”, заказчики – департамент строительства и городского развития, будущие хозяева школы – управление образования, и множество других задействованных в стройке организаций.
Разговор на планёрке идёт конкретный и предметный. Заместитель директора ООО “Мир” Анатолий Шакая напоминает коллегам дату сдачи объекта – 25 августа – и старается предусмотреть все возможные проблемы, которые могут возникнуть в последний момент. Например, очень массивные стены здания, напитавшиеся сыростью за долгое время, пока школа была в развале, не торопятся сохнуть. Сегодня даже рассматривается вопрос пробного запуска новой блочной котельной, чтобы прогреть огромное здание. Кстати, проект реставрации школы предусматривает и оснащение её современными системами вентиляции, освещения, противопожарной сигнализации. Проведена небольшая перепланировка здания с тем, чтобы всё соответствовало санитарным нормам. Площадь классов в обновленной школе 45 – 50 квадратных метров. В отделке использованы два цвета: помещения западной стороны здания лимонного цвета, восточной – розовые.
Строителям крупно “не повезло” с директором школы. Эта должность поручена Татьяне Романенко, которая по второму образованию инженер-строитель. Татьяна Семёновна замечает каждый скол штукатурки, каждую неровность на линолеуме, каждую царапину на потолочной плитке. “Хорошо, хорошо, — соглашается прораб, следуя из класса в класс за новым директором, — поправим, заменим, укрепим, закрасим, зашпаклюем”.
Строителям ещё год придется трудиться на этом объекте, возводя вторую очередь школы. В трехэтажной пристройке, которая будет сооружена во дворе, разместится столовая, спортивный и актовый залы. Со стороны улицы Просвещения будет пристроен ещё и учебно-лабораторный корпус, который увеличит полезную площадь здания. По проекту школа рассчитана на 680 мест, но новый учебный год в ней начнут лишь 230 учащихся, составляющие сегодня численность этого учебного заведения. До этого они размещались в школе №17 и детском саду №4 (там была начальная школа). По словам П.Панкратова это связано с тем, что пока не завершено строительство второй очереди школы, и некоторые моменты её работы будут налажены по временной схеме.
Сегодня строительство на финишной прямой и уже актуальным становится оснащение “третьей” школы новым оборудованием. На эти цели из бюджета города выделено 7 миллионов рублей. На оснащение первой очереди школы пойдёт 3,8 миллиона рублей. Стоимость всего проекта восстановления школы – 137 миллионов. Здесь соблюдён принцип софинансирования – часть средств выделил город, часть – область. Но, по большому счёту, можно сказать, что “третья” школа – результат настойчивости мэра Новочеркасска Анатолия Волкова, с которой он доказывал губернатору области Владимиру Чубу необходимость вложения средств в этот объект, и доброй воли губернатора, который с мэром согласился.

ВСЕ ПРОБЛЕМЫ –
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
— Нас, конечно, очень воодушевляет и радует восстановление школы №3, — говорит начальник управления образования, — но со сдачей этого объекта в эксплуатацию проблемы материально-технического обеспечения образовательного комплекса нашего города полностью не решаются. Сегодня назрел вопрос (и он уже проговаривается) строительства школы в районе автовокзала. Это большой жилой район, а школы поблизости нет. Мы не забываем о проблеме такой школы, как “восемнадцатая”, которая находится у железнодорожного вокзала. Там здание приспособленное, и условия обучения в нём уже не соответствуют современным требованиям. В этой школе учатся дети посёлка Луговой. На учёбу они добираются рейсовым автобусом, и нередко школьные занятия приходится подстраивать под расписание транспорта. Мы не забываем о школе №5, которая нуждается в ремонте. Мы в курсе проблем всех учебных заведений, но всё, как всегда, упирается в ограниченность финансовых возможностей города. Однако это не значит, что мы в тупике. Выход найдём обязательно. Живой пример — “третья” школа, которая стояла с 1998 года, и могла бы ещё стоять неизвестно сколько лет.
Забота о материально-технической базе образовательного комплекса города, это лишь часть задач, которые решает управление образования. Не на последнем месте и вопрос обновления кадров руководителей образовательных учреждений. За пять последних лет сменилось почти три четверти директоров школ. В каком-то случае это происходило по причине достижения пенсионного возраста руководителя, в каком-то — в силу иных обстоятельств. При этом, как подчеркнул П. Панкратов, бывший директор обязательно трудоустраивается. Мало того, его, как правило, просят помочь своему преемнику наладить работу.

“СТАРАЕМСЯ ПРОБОВАТЬ ВСЕ НОВИНКИ”
— Должен признать, — сказал Павел Панкратов, — что мы испытываем кадровый дефицит руководящего звена. Неохотно идут молодые специалисты на административные должности. Причины понятны: высокая ответственность, огромный объём работы, большие требования, и невысокая зарплата. Конечно, проще оставаться только на преподавательской работе, но ведь кто-то и руководить должен. Для работы в аппарате управления образования мы тоже стараемся приглашать молодых и перспективных сотрудников, владеющих современными технологиями. Без этого сейчас просто никак нельзя. У нас, кстати, развернута своя локальная компьютерная сеть, есть сервер с большой базой данных по всем направлениям нашей работы. На протяжении нескольких лет на базе управления образования работает один из пунктов первичной обработки информации Ростовской области, который в рамках эксперимента по введению Единого государственного экзамена, проводит анализ результатов итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в вузы области, участвующих в эксперименте. Что касается современных технологий, то мы ни от чего не отказываемся, стараемся попробовать всё.
Павел Викторович с гордостью рассказывает о финансовой части управления, о том, что его бухгалтерия работает с последними программными продуктами. В управление образования Новочеркасска постоянно обращаются за передовым опытом коллеги из соседних территорий, и здесь от них ничего не скрывают.
— Нам приятно поделиться своими наработками с коллегами, — признаётся Павел Викторович, — нам есть чем гордиться, например, не везде такой уровень оснащённости школ вычислительной техникой, как у нас, да и вопрос с питанием детей сегодня рассматривается тоже не в каждом городе. В Новочеркасске городская Дума приняла решение, одобренное главой администрации, о выделении средств для питания детей из малообеспеченных семей. Лично я считаю, что кормить надо всю начальную школу, с первого по четвёртый класс, но и те 4 тысячи детей, которые будут у нас получать обеды, это тоже очень неплохо. Могу сказать, что к новому учебному году мы подготовимся успешно, и первого сентября он начнётся для учеников всех двадцати пяти школ Новочеркасска. Но до этого момента предстоит ещё сделать очень и очень много. Будем работать!

Фото автора