Сегодня:

(Продолжаем публикацию глав из книги участника Великой Отечественной войны, ветерана печати Ивана Герасимовича Репникова «Сказание о Новочеркасске» (1999 г.), начало в №№ 37, 38, 40 за 2004 г. и №№ 1, 2, 3 за 2005 г.)

«Милый, милый, смешной дуралей*,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»
С. Есенин.

Сразу после войны перед Новочеркасском встала задача: не только восстановить то, что было разрушено, но и построить ряд крупных предприятий.
Бурно, стремительно (это не дежурные слова) стала развиваться промышленность города. Железнодорожный транспорт страны переводился на электрическую тягу. В связи с этим 24 ноября 1945 года правительственным постановлением Новочеркасский паровозостроительный завод передается из системы народного комиссариата путей сообщения в ведение комиссариата электропромышленности и перепрофилируется в электровозостроительный (НЭВЗ). Первым директором его стал Б.А. Баташев, главным инженером — В.А. Прибс, а главным конструктором — Б.В. Суслов. В то время на заводе насчитывалось более двух тысяч рабочих и инженерно-технических работников. Это был самый большой трудовой коллектив в Новочеркасске. И он постоянно увеличивался: вскоре здесь работало уже семь тысяч человек.
В апреле 1947 года из ворот завода вышел первый электровоз — ВЛ22, а затем в течение года еще шесть, в следующем году — 38, в 1949 — 82. Всего в четвертой пятилетке было выпущено 238 электровозов. Перед новочеркасскими электровозостроителями выдвигалась задача не только увеличить выпуск локомотивов, но и значительно повысить тяговую мощность, надежность в эксплуатации. Возникла необходимость иметь при заводе научно-исследовательскую базу. Ею стал Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ), созданный в 1958 году.
Это позволило коллективу завода совместно с институтом запускать в серию новые машины, выводить на стальные магистрали страны все более мощные, надежные в работе локомотивы. Вскоре новочеркасские электровозостроители с полным правом могли гордиться творческими достижениями. За досрочное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана, успешное освоение производства новых электровозов в 1971 году НЭВЗ был награжден орденом Ленина. В 1974 г. за создание конструкции и организацию серийного производства локомотива ВЛ80Т группа работников завода и института удостоена Государственной премии СССР. Лауреатами стали директор завода Г.А. Бердичевский, главный инженер С.Н. Елкин, главный технолог Ю.В. Романов, заведующий отделом ВЭлНИИ Е.М. Бондаренко, главный конструктор проекта В.И. Попов, заведующий отделом ВЭлНИИ В.Я. Свердлов. Отмечена высокими правительственными наградами большая группа рабочих и специалистов завода и института.
В 1980 году завод удостоен международной премии «Золотой Меркурий». Высоко ценятся новочеркасские электровозы и сегодня. В 1994 году, и это в то время, когда завод переживал тяжкий кризис, международный комитет по премиям удостоил электровозостроителей одной на самых высоких и престижных наград — «Европейское международное Золотое созвездие» — за развитие торговли и международного сотрудничества. Это — признание, введение НЭВЗа в элитную группу предприятий, достигших надежности и высокого качества своих локомотивов.
Электровозостроительный завод в разное время поставлял локомотивы за рубеж: в Германию, Францию, Бельгию, Финляндию, Чили, Бразилию, Китай, Польшу, Корею, Индию, Аргентину. В некоторые зарубежные страны они поставляются и сегодня.
Завод всегда был славен своими тружениками. Добросовестный труд для себя, своей семьи, общества почитался и вознаграждался во все времена. Слава, добытая честным трудом, навсегда остается за человеком, несмотря ни на какие перемены. Особое уважение заслуживают трудовые семейные династии. А их на НЭВЗе десятки: Бабаскины, Бочаровы, Дегтяревы, Стерликовы, Алтуховы, Пологаевы, Коршуновы, Соловьевы, Канунниковы…
Сколько же лет, в общей сложности, они отдали заводу? Многие в своих трудовых книжках имеют всего единственную запись отдела кадров. Здесь они начинали трудовую жизнь, отсюда уходили на пенсию. Таких примеров не перечесть.
В шестнадцать лет на паровозостроительном началась трудовая биография Тихона Бородаева. Великую Отечественную прошел с боями от Сталинграда до Прибалтики артиллерийский разведчик старший лейтенант Тихон Бородаев, участвуя в ряде тяжелых сражений. Вернувшись на завод, снова встал у разметочной плиты. Классный разметчик, талантливый воспитатель молодежи, патриот своего предприятия, Тихон Иванович снискал себе заслуженную трудовую славу. Он стал первым Героем Социалистического Труда не только на заводе, но и в Новочеркасске.
Как и у Тихона Бородаева, вся трудовая жизнь связана с этим заводом у Евгения Туманова. Бригада сборщиков, которую возглавлял Евгений Николаевич, ряд лет была одной из лучших. На нее равнялись, брали с нее пример. Е.Н. Туманов также удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.
Подстать им был и сварщик Михаил Петрович Мясищев, пришедший на завод после войны. Доблестно сражался он на различных фронтах. Особенно отличился на Орловско-Курской дуге. Был участником Парада Победы в 1945 году в Москве. Его солдатский труд на войне отмечен рядом наград, а на заводе — званием лауреата Государственной премии СССР.
Имя прославленного в годы войны летчика, Героя Советского Союза, бывшего паровозостроителя Ивана Клещева увековечено в названии улицы в микрорайоне Молодежном. В центре микрорайона Октябрьского одна из улиц носит имя бывшего директора НЭВЗа Г.А. Бердичевского. Всегда пользовался и пользуется заслуженным уважением С.Н. Елкин, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, являвшийся главным инженером завода около тридцати лет.
О новочеркасских электровозостроителях можно рассказывать много и долго. Их сотни, кто начинал создавать локомотивы, кто продолжает главное дело и сегодня. Они освоили выпуск более двадцати серий локомотивов в грузовом и пассажирском исполнении и ряд моделей промышленных электровозов. До трехсот локомотивов ежегодно выходило из ворот завода. Таков итог совместного труда коллективов завода и института электровозостроения.
Значительным событием, которым можно гордиться с полным правом, является выпуск десятитысячного электровоза в 1982 году. Ведь все вместе взятые зарубежные фирмы к этому времени изготовили только 17 тысяч локомотивов. В 1960 году новочеркасские электровозы выполняли около 45 процентов всего грузооборота наших магистральных железных дорог. Ныне они перевозят более двух третей грузов. НЭВЗ был и остается головным предприятием отечественного электровозостроения, является акционерным обществом «НПО электровозостроительный завод». Он, как и большинство предприятий Новочеркасска, переживает трудное время реформ, но с надеждой смотрит будущее. Так, в середине 1994 года он получил заказ в кратчайшие сроки выпустить 100 локомотивов.
Строительство паровозостроительного завода положило начало созданию промышленного района Новочеркасска за речкой Тузловом. Транспортное сообщение между новым районом и городом долгое время оставалось острой проблемой: автобусов не хватало, они были маловместительными и ходили крайне редко. Как выразился один из юмористов — в час по колесу. Только почти через десять лет после войны в значительной степени разрешилась транспортная проблема: трамвайная линия соединила завод и поселок с городом. 22 января 1954 года по этой линии прошел первый трамвай. Ныне трамвайная сеть имеет 3 маршрута и ее протяженность составляет более 40 километров.
А тем временем в степи, за Тузловом, неподалеку от НЭВЗа обозначились огромные строительные площадки. Здесь росли три крупных завода: электродный, синтетических продуктов и нефтяного машиностроения («Нефтемаш»). Удивительно быстро поднимались стены корпусов, устремились ввысь трубы. Вступили в строй эти предприятия почти одновременно.
22 октября 1952 года завод синтетических продуктов выдал первую продукцию. Вначале он производил продукты топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, мягкий парафин, церезин. В 1955 году организуется производство эталонных топлив: гептана и цетана. А в конце пятидесятых годов завод впервые в стране освоил производство великолепного моющего средства «Прогресс», известного каждой хозяйке, широко применяемого не только в быту.
В дальнейшем завод стал выдавать метанол — сырье для производства синтетических продуктов. Он освоил выпуск химреактивов — растворителей сырья для тонкого органического синтеза других реактивов, для выработки высококачественных синтетических моющих средств и многого другого. Начало 1960 года на заводе назвали революционным. Это и впрямь была революция — технико-экономическая: на рабочий режим выведена первая отечественная промышленная трубчатая печь конверсии природного газа. С тех пор вместо отборного антрацита в качестве основного сырья стал использоваться природный газ. Это новшество предложили инженеры К.Н. Соколов, А.П. Селицкий, Г.А. Загнибеда, П.А. Любарский и A.M. Астахов. Экономия — 200 тысяч тонн антрацита в год. Синтез-газ, выработанный в трубчатой печи, в два с лишним раза дешевле полученного в газогенераторах из угля. В 1997 году завод увеличил выпуск продукции в 4 раза. Выдано им намного больше, чем в 1996 году метанола, формалина, моющего средства «Прогресс».
Еще до Великой Отечественной войны, в марте 1940 года, было начато строительство завода алюминиевой промышленности для выпуска изделий из углеродных материалов. Но помешала война. За время оккупации Новочеркасска все сделанное подверглось разорению и разграблению. В начале пятидесятых годов завод, получивший название электродный, был построен в довольно короткие сроки. В его цехах впервые в стране налажено производство химической аппаратуры на основе графита.
Первую продукцию завод выдал 17 апреля 1954 года. Он расширялся, увеличивал мощности, совершенствовал выпускаемые изделия. На вооружение принималось все лучшее, чем располагали отечественная и мировая наука и техника. Ныне это — акционерное общество «Новочеркасский электродный завод». По производству электродной продукции оно является самым крупным в России и Европе. В его цехах изготавливаются более половины отечественных графитированных электродов для выплавки стали и сплавов, анодной массы для выпуска алюминия; углеграфитированные аппараты, предназначенные для работы в агрессивной среде химической промышленности; изготавливают здесь угольные контактные вставки для электрифицированных железных дорог. Как и другие предприятия города, завод производит некоторые товары народного потребления.
Электродный завод сегодня — единственный в России по изготовлению химического оборудования на основе графита. Его продукцию знают в Англии, Германии, Польше, США, Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Китае. Создается совместное предприятие с фирмой «Сигри Грейт Лейк Карбон» по маркетинговым исследованиям и совместному производству химической аппаратуры на основе графита.
Электродчики дорожат именами тех, кто стоял у истоков создания завода, совершенствовал производство, кто трудится здесь сегодня. А таких имен немало. Они навсегда занесены на Памятные доски, их портреты в любовно оформленном, богатом документами заводском музее (кстати, своими музеями могут гордиться и электровозостроители, химики и коллективы других предприятий). Это люди творческой мысли, инженеры-разработчики Л.С. Коневский, В.П. Новоплянский, В.И. Фалько, Б.С. Синявский, Е.Я. Космынин, Н.А. Карасев, А.П. Тащилов, И.В. Дудаков, К.Е. Нощенко. Электродный всегда славился новаторами производства, которые были и остаются в особом почете. Среди них А.П. Кирюшкин, Ю.Е. Питра, В.П. Борзых, лауреат Государственной премии СССР А.А. Яровой и другие.
Добрый след в коллективе оставил А.И. Зинченко. Алексей Иосифович стал директором завода в пору строительства и возглавлял его более тридцати лет. Достойным преемником Зинченко является нынешний директор предприятия В.П. Фокин. На заводе он прошел ряд ступеней, здесь стал кандидатом технических наук.
В начале пятидесятых годов в этом же районе строится завод нефтяного машиностроения, который начал выпускать аппаратуру для нефтеперегонных и нефтеперерабатывающих производств. Недалеко от него вступают в строй заводы по выпуску керамических, железобетонных изделий и строительных деталей. Последний из них многие годы возглавлял опытный строитель, почетный гражданин Новочеркасска П.И. Глуховской. Несколъко позже к этому семейству предприятий присоединяется комбинат строительных материалов.