Сегодня: 20 апреля 6239, Суббота

“Раздался стук топора и визг пилы; воздух наполнился криками рабочих и грохотом падающих на землю бревен; пыль густым облаком нависла над городом и затемнила солнечный свет…”
М.Е. Салтыков-Щедрин
“История одного города”.

В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина пахло вандализмом и сосновой смолой. Вывороченные, вырубленные арочные окна читального зала грудой лежали на балконе. Вековая корабельная лиственница (библиотеку строили в 1890 году), из которой наши предки делали рамы, была блестящей, сухой и звонкой: стукнешь пальцем — звенит. Ее останками укрепляли худосочные металлопластиковые окна, запихивая щепки в многочисленные щели. Новые окна оказались по размеру меньше проемов, и их “сажали” на пену-уплотнитель.
Слухи о том, что к 200-летию Новочеркасска библиотеку ожидает ремонт, ходили уже давно. Говорили, что ремонтировать будут окна и крышу. Крыша откровенно текла, угрожая как самому зданию, так и книжному фонду. Начинать следовало бы с нее, поэтому когда 28 апреля в читальный зал пришли рабочие менять окна, библиотекари слегка удивились. В процессе “замены” удивление сменилось возмущением, негодованием и криком о помощи. Докричаться удалось до областной и федеральной служб по охране памятников истории и культуры.
— Когда приехала бригада выламывать окна, мы даже не успели укрыть фонд, — рассказала мне сотрудница читального зала О.Л. Григоренко. — Это же строительная пыль: пылесосом не уберешь, мокрой тряпкой книги трогать нельзя.
Начали вырубать первое окно, и прораб тут же схватился за телефон. “Здесь единый массив, — доказывал он кому-то, — если я рубить буду, стены может повести!” Работу остановили, приехал инженер, опять кому-то звонили, ломали, звонили опять. С грехом пополам добрались до второго окна… О.Л. Григоренко, отплакавшись, в это время звонила в Ростов: в Инспекцию по охране памятников, в реставрационные мастерские, в Управление Росохранкультуры по ЮФО…
Начальник отдела областной Инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры Р.В. Каверина приехала в Новочеркасск на следующий день. И происшедшее здесь оценила коротко и ясно: “Вандализм”. В целом же ее комментарий происшедшего таков:
— Здание, расположенное по адресу : город Новочеркасск, ул. Московская, 18, в котором в настоящее время расположена библиотека им. А.С. Пушкина, на основании Решения Ростовского областного Совета народных депутатов (Малый совет) от 17.12.1992 года № 325 является объектом культурного наследия регионального значения «Здание офицерского собрания». В соответствии с Федеральным законом РФ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия выполняются работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия, к проведению работ допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
В результате инспекционной проверки, проведенной 28.04.05 г. в присутствии представителя заказчика — руководителя Департамента строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска А.В. Бондаревича и представителя подрядчика, установлено, что в данном случае требования действующего законодательства нарушены.
По результатам проведенного тендера подрядчиком определена организация ООО «СВА», имеющая намерение получить лицензию, но до сих пор не получившая ее. Проектная документация на ремонт фасада на момент проведения проверки не представлена. Существующие первоначальные оконные заполнения, выполненные из дерева и являющиеся соответствующей частью предмета охраны объекта культурного наследия, демонтируются. Основанием для принятия решения о необходимости замены существующих оконных заполнений является заключение о степени разрушения древесины, которое также не было представлено.
Кроме этого вообще не ясно, что фирма делает и что будет делать на объекте: договор между Департаментом городского хозяйства (заказчиком) и подрядчиком отсутствует. По крайней мере, его по сей день не представили ни в областную Инспекцию по охране памятников, ни в Управление Росохранкультуры по ЮФО.
Оставив предписание о приостановлении работ в библиотеке, Р.В. Каверина уехала.
Прошли Первомайские праздники, а 5 мая в читальном зале снова появились люди, принявшиеся “реставрировать” оставшиеся 4 окна — ломами, пилами, топорами. Несмотря на такое обилие “техники”, не везде удалось вырвать старые подоконники: наши предки строили на века. Потомкам пришлось несладко: выбивали, вырубали, пилили по частям.
6 мая, когда бригада боролась с последним окном, в библиотеку нагрянули уже знакомая нам Р.В. Каверина и заместитель руководителя Управления Федеральной службы по соблюдению законодательства в сфере массовых коммуникаций и культуры в ЮФО В.С. Касьянов. От Василия Степановича досталось не только заказчику с подрядчиком, но и директору библиотеки В.А. Ткаченко: “Какая же вы хозяйка?! — возмущался он. — Сначала крышу делают, а потом уже внутренние работы!” В.С. Касьянов составил акт, потребовал к определенному сроку предоставить документы: договор, лицензию, заключение о степени разрушения древесины — оконных рам. Работы снова приостановили.
— В случае непредставления в срок, указанный в акте проверки соблюдения законодательства в сфере охраны культурного наследия от 6.05.05 года № 10, документации, — говорит Римма Вильевна, — Управлением Росохранкультуры по ЮФО будет направлено обращение в прокуратуру о возбуждении уголовного дела на основании статьи 243 Уголовного кодекса “Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры”.
Пользуясь случаем, я спросила у Р.В. Кавериной, правда ли, что 5 мая Федеральная служба приостановила работы по реставрации Атаманского дворца. Римма Вильевна информацию подтвердила, но успокоила: ничего страшного (как в библиотеке) там нет, но заказчики и подрядчики должны предоставить в Федеральную службу пакет необходимых документов (лицензию, договор и т.д.). По ее словам, элементы лепного декора главного фасада Атаманского дворца воссоздаются в мастерской художественной лепки (директор В.А. Ломов) и в установленные сроки будут установлены на фасаде.
Беседуя с сотрудниками областной Инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры, мы не раз слышали мнение о «непонимании» новочеркасским руководством того, что Новочеркасск — это историческое поселение и градостроительная деятельность в нем строго регламентирована. Не могут «понять» в нашем городе, что есть границы Атаманского дворца как памятника, когда речь идет о строительстве гостиницы в парке. Не могут «понять», что одно из зданий около Дворца нужно не сносить («оно скоро рухнет»), а реставрировать — оно тоже памятник!
Не хочется превращать в преступников нормальных, в общем-то, людей, но отсутствие “понимания”, о котором говорят в Инспекции, приводящее к уничтожению или повреждению памятников истории и культуры, Уголовный кодекс РФ называет иначе: “преступления против общественной нравственности”. За “нежелание понимать” можно заработать штраф (до пятисот тысяч рублей) или “отдых” за казенный счет — до пяти лет лишения свободы.
Не беремся гадать, накажут или простят виновных, но красивейшее здание на улице Московской изуродовано, смотрится, как коммунальная кухня или дом на троих хозяев. Шесть окон на втором этаже — металлопластик, остальные — старинное дерево. Никто не знает, хватит ли двух миллионов рублей, выделенных на ремонт крыши и окон из областного бюджета, чтобы закончить тот самый ремонт. За крышу пока не брались, и неизвестно, возьмутся ли. По библиотеке ходят слухи о наложенном Инспекцией по охране памятников штрафе: называют 25 тысяч и … полтора миллиона! Сотрудницы читального зала, посмотрев на едва закрепленные новые окна и наспех прилепленные подоконники, решили не мыть стекла — опасно для жизни.
Позволим себе предположить, что корень зла (материальной заинтересованности заказчиков?) нужно искать в фирме, поставляющей евроокна. Куда как просто списать кучу денег на установку этого чуда во всех помещениях огромной библиотеки! Кстати, металлопластик взамен деревянных рам вставлен сейчас и в окна 3-й школы. (А ведь еще недавно нам рассказывали, что заботливо вынутые 4 года назад новенькие рамы тщательно хранятся на территории войсковой части…)
В библиотеке бродит еще одна мысль — возможно, бредовая. Сотрудники говорят, что здание доводят до аварийного состояния умышленно (как многие больницы). Потом его закроют на ремонт, потом выкупят и приспособят под… уже не библиотеку. Может быть, иноземцам это действительно покажется странным. Новочеркасцы к такому развитию событий готовы.

Редакция газеты «Частная лавочка» выражает благодарность начальнику отдела областной Инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры Р.В. Кавериной за консультации и помощь в подготовке этого материала.