Из воспоминаний о М.А. Шолохове
Работая во Всероссийском научно-исследовательском ин-ституте виноградарства и виноделия с 1949 по 1975 годы в роли заместителя директора по научной работе и директора институ-та., Яков Иванович Потапенко рассказывал, как в конце 40-х и начале 50-х годов Михаил Александрович Шолохов, будучи чле-ном бюро Ростовского обкома партии и депутатом областного Совета, за день до начала заседаний в Ростове, приезжал в Новочеркасск, в институт. Ночевал в полевой лаборатории, где про-живал управляющий опытно-производственным хозяйством.
К бытовым условиям был не требовательным и пользовался постелью, подготовленной прямо на полу. Любил посещать кол-лекцию виноградных насаждений, особенно во время созревания винограда, восхищался разнообразием красок, форм и вкусов ягод. Посещал винподвал и с особым удовольствием де-густиро-вал вина из сортов Пухляковский, Кумшацкий, Цимлянский черный, Крастостоп золотовский.
Трудно было удержаться, чтобы не выпить лишний бокал, дегустируя вино из сорта винограда Мускат белый, который на Дону называют Ладаный.
После таких дегустаций настроение отличное, мысли рабо-тают четко, появляются новые идеи, которые высказывались Михаилом Александровичем на следующий день на заседаниях бюро и облисполкома.
Когда вначале 50-х годов на областном слете виноградарей, виноделов и садоводов первый секретарь обкома партии призывал участников к увеличению производства виноградного сока, называя его “солнцем в бокале”, Михаил Александрович высту-пил и не согласился с таким определением.
Не согласиться в то время с мнением первого секретаря об-кома партии, да еще в присутствии 700 человек — участников сле-та было рискованно. Но он был уверен в своей правоте и сказал, что сок — это не солнце, это луна в бокале, а солнце в бокале — это вино, которое не только светит, но и согревает. Зал взорвался ап-лодисментами.
Был случай, когда во время приезда в институт в конце 40-х годов Михаил Александрович увидел работающих на виноград-никах пленных немцев. Подойдя к ним, он интересовался их жиз-нью, питанием, другими вопросами. Прощаясь с ними, попросил управляющего угостить немцев вином, сообщив им, что это по просьбе Шолохова. Немцы ответили, что слышали о нем, как о военном корреспонденте.
Когда приезды М. А. Шолохова и дегустации участились, а утром он выступал с резкими критическими замечаниями на за-седаниях бюро и исполкома, в обком был вызван Яков Иванович Потапенко и строго предупрежден о персональной ответствен-ности за встречи в институте с М.А. Шолоховым.
В очередной приезд Я.И. Потапенко отказался идти с Ми-хаилом Александровичем в винподвал на дегустацию, а виноде-лам было раньше сказано, чтобы закрыли подвалы и уехали в го-род. Михаил Александрович, увидев такое отношение, очень обиделся и сказал: “Больше я к вам никогда не приеду”. И он выполнил свое обещание — так больше и не посетил Новочеркасск, институт, коллекцию виноградников и винподвал.
Неоднократно отказывался принять делегацию института и у себя дома. Уже в середине 60-х годов он дал согласие принять де-легацию ученых института во главе с Я. И. Потапенко, а 25 апре-ля 1980 года еще одну делегацию во главе с автором этих строк.
Первая делегация обсуждала кроме общих вопросов состоя-ния виноградарства и виноделия в России и на Дону и новые на-звания ординарным и марочным винам. Михаил Александрович очень одобрительно отозвался о таких названиях как Казачье, Стременное, Тихий Дон, Раздольное, Станичное, Степная роза и другие. Когда названо было вино “Аксинья” с изображением на этикетке женской головы, Михаил Александрович запротестовал, сказав: “Нельзя называть женским именем вино, которое надо пробовать и наслаждаться. Могут в разговоре не понять что или кого пробовали и наслаждались…”.
Вернувшись с этой встречи виноделы дали этому вину другое название — “Букет Аксиньи”, изобразив на этикетке арти-стку Быстрицкую с букетом полевых цветов, игравшую роль Ак-синьи в фильме “Тихий Дон”. С этим названием вино и было представлено на Международную дегустацию.
Но оказалось, что при переводе на другие языки название неблагозвучно, так как аромат, букет, запах, вонь переводится одним словом, что было неприлично для женского имени. Поэтому пришлось снова изменить название. С новым названи-ем “Лазоревое” оно было отправлено на Международную дегу-стацию в Будапешт, где и получило Золотую медаль.
Вторая делегация 25 апреля 1980 года информировала Ми-хаила Александровича о состоянии виноградарской науки, проделанной работе по выведению новых сортов, созданию но-вых машин, образцов вин, успешном развитии донского и рос-сийского виноградарства и виноделия. Была организована не-большая дегустация. В заключение, при прощании, пожимая ру-ку, Михаил Александрович сказал: “Передайте самые добрые пожелания виноградарям и виноделам России и особенно Дона. Говорите, просите чем я могу Вам помочь. Я Ваш слуга!”
Эти слова и интонация его голоса до сих пор не покидают меня. Таким он и остался в моей памяти. Его все беспокоило. Ему до всего было дело. Он готов был служить благородным делам. Даже в этом проявился его патриотизм гражданина стра-ны и Тихого Дона.
Яков Иванович Потапенко вспоминал, как он, будучи в со-ставе делегации СССР, участвовал в Аргентине в работе Между-народной организации винограда и вина. На одном из приемов, представляя участников от СССР, президент этой организации назвал Я.И. Потапенко из Новочеркасска, с Тихого Дона. Арген-тинцы немедленно отреагировали аплодисментами, повторяя на ломаном русском языке: “О, Тихий Дон! Шолохов! Налево, на-право, руби!”. После этого вся делегация СССР была в центре внимания.
Оказалось, что в Аргентине события в России во время ре-волюции изучали по романам М.А. Шолохова “Тихий Дон!” и “ Поднятая целина”. Труды Михаила Александровича Шолохова вошли в миро-вую историю. Его знает весь цивилизованный мир. Мы с боль-шим удовольствием вспоминаем о встречах с ним.
Б.А. Музыченко,
бывший директор Всероссийского научно-исследовательского института виноградар-ства и виноделия, академик Международ-ной академии виноградарства и виноделия член — корреспондент Российской экологиче-ской академии, Заслуженный работник сель-ского хозяйства, Лауреат премии Правитель-ства Российской Федерации
На фотографии: А.И. Потапенко и Б.А. Музыченко в ст. Вешенской у Шолоховых.