Сегодня: 29 апреля 4568, Пятница

В Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция) из Ростовской области ушла жалоба Н.В. Коломейцева.
Николай Васильевич Коломейцев — депутат Законодательного Собрания Ростовской области с 1994 по 1997 год, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ІІ и III созыва по 145-му Пролетарскому одномандатному избирательному округу (в целом с 1997 по 2003 год), член Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации.
4 июля 2003 года Федеральным законом «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва» был образован 145 Пролетарский одномандатный избирательный округ с численностью 501651 избирателей. В его состав вошли Первомайский, Пролетарский и Ворошиловский районы города Ростова-на-Дону, Аксайский район Ростовской области и город Батайск. 2 сентября 2003 года Указом Президента РФ № 1030 был определен день голосования по выборам в Госдуму РФ IV созыва — 7 декабря 2003 года.
В сентябре 2003 года Н.В. Коломейцев был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы РФ по 145 Пролетарскому одномандатному избирательному округу.
Основным соперником Н.В. Коломейцева на выборах была З.М. Степанова – заместитель Губернатора Ростовской области, жены мэра Ростова-на-Дону.
По утверждению Н.В. Коломейцева, избирательная кампания сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства, последовавшими как со стороны избирательных комиссий различного уровня, так и со стороны З.М. Степановой. В результате она и получила депутатский мандат, а Николай Васильевич с заявлением о защите избирательных прав прошел путь от Ростовского областного суда по Президиума суда Верховного. И теперь с полным правом писал в Страсбург:
«Избирательные комиссии (участковые, территориальные и окружная), формируемые исходя из способности выполнить политический заказ и состоящие, в основном, из сотрудников администраций и бюджетных учреждений, оказывали предпочтение кандидату Степановой З.М. и предпринимали действия, способствующие искажению волеизъявления избирателей и фальсификации результатов выборов, руководствуясь одной целью: не допустить избрания депутатом Госдумы РФ кандидата Коломейцева Н.В.
В настоящее время существующий в России режим личной власти президента Путина В.В., поддерживаемый руководителями органов государственной власти и местного самоуправления, активно устраняет с политического поля всех оппонентов. Выборы (начиная от муниципальных и заканчивая президентскими) повсеместно превращены в дешевый фарс».
В своих заявлениях в российские, а затем в Европейский суд Н.В. Коломейцев указывал на такие нарушения законодательства о выборах, как:
— нарушение требований законодательства в части формирования избирательных округов;
— нарушение правил составления списков избирателей (недостоверность списков избирателей, служащих основным документом для проведения выборов; неправомерность включения избирателей в списки избирателей и др.);
— нарушение порядка формирования избирательных комиссий;
— нарушение порядка изготовления, выбраковки и передачи избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений;
— нарушение порядка голосования (организация массового подвоза и голосования избирателей по открепительным удостоверениям; факты голосования за других лиц, за умерших и выбывших избирателей; нарушения при выполнении процедуры голосования вне помещения для голосования; воспрепятствование наблюдателям в осуществлении контроля за ходом голосования; вбросы в избирательные ящики дополнительного количества бюллетеней и др.);
— нарушение порядка подсчета голосов и определения результатов выборов;
— иные нарушения (использование кандидатом З.М. Степановой преимуществ служебного положения; злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации и другие).
Зафиксировано и такое нарушение, как голосование лиц, находящихся в бессознательном состоянии. Так, в одном из судебных заседаний по ходатайству Н.В. Коломейцева был допрошен свидетель В.Б. Козлов. Он показал, что «в доме-интернате 80% пожилых людей находились в глубоко немощном состоянии, являлись лежачими больными. Многие из них не могли даже взять ручку, не могли сказать ни слова, не понимали смысла происходящего вокруг. По мнению свидетеля, они никак не могли написать заявление о голосовании вне помещения. Старики плакали от своей беспомощности, но не могли даже подать знак о том, хотят ли они проголосовать, и за кого из кандидатов. Из показаний свидетеля следует, что абсолютное меньшинство избирателей данного участка осознанно участвовало в голосовании. За большинство стариков решение об участии в выборах и голосовании за конкретных кандидатов было принято посторонними лицами. В том числе сопровождавшей членов УИК социальным работником Лапой Г.Н., которая расписывалась за больных о получении бюллетеня, а также проставляла за них отметки в бюллетенях. При этом, как пояснил свидетель Козлов В.Б., «выбор» избирателя определялся на основании странных знаков: кивания, моргания и пр., умением распознавать которые обладала незаменимая Лапа Г.Н. Свидетель Козлов В.Б. указал, что в ходе такого «голосования» отметка ставилась в том квадратике бюллетеня, о котором больной не мог высказаться.
В результате такого «голосования» на избирательном участке №1458 кандидат Степанова «победила» Коломейцева почти с двадцатикратным превосходством — 425 голосов против 25. Это при том, что в целом по округу количество голосов, поданных за каждого из кандидатов почти равное».
Пример – до боли знакомый. В Новочеркасске тоже есть дом-интернат для престарелых и инвалидов – в границах избирательного округа № 23. И там, до голосования за кандидатов в депутаты городской Думы, всем лежачим больным раздали фотографии кандидата А.П. Скороходова: их положили прямо на кровати – только руку протяни. А когда к ним приехали с избирательного участка с переносной урной, «командовать парадом» принялись медсестра и психолог дома-интерната. По утверждению кандидата в депутаты Е.А. Асвадурова, они сверхпристально смотрели на почти неподвижных избирателей, спрашивая: «За кого будете голосовать?» Люди брали в руки портрет Скороходова. Медсестра и психолог ставили в бюллетене птичку напротив его фамилии. На округе № 23 Асвадурова победил Скороходов…
«Избирательная система России, — написал в жалобе в Европейский суд по правам человека Н.В. Коломейцев, — является инструментом манипулирования и находится в руках руководителей исполнительных органов власти и местного самоуправления, чрезвычайно сильно зависимого от органов государственной власти. Избрание «неугодного» депутата рассматривается как «недоработка» местных руководителей. Поэтому, в целях спасения своей репутации, они используют властные полномочия для активного воздействия на институт выборов и корректировки их результатов в желательную для себя сторону.
В последние годы в Российской Федерации участие избирателей в выборах является формальным, так как их истинное волеизъявление никак не отражается на результатах выборов».
Похоже, Страсбургскому Суду придется рассматривать не одно выборное дело наших соотечественников, и в зале заседаний, в центре Европы будет часто звучать: «Иванов – против России», «Петров – против…», «Сидоров — …».