Сегодня: 19 апреля 6230, Понедельник

№19
Максимович Константин Клавдиевич.
Не знаю, многие ли из донских дворян, принадлежащих к подлинной интеллигенции, явятся проводить бывшего наказного атамана, шесть лет бесславно правившего краем, но уверен в одном: проводы будут не искренни и недостойны земских людей, к сожалению, без всякой нужды расшаркивающихся перед ординарнейшим из генералов, все время с энергией, достойной лучшего применения, боровшимся против заветной идеи лучших людей местного общества — обновления края введением земского самоуправления, столь ненавистного всякого рода бюрократическим опричникам. Пользуюсь случаем выразить вашему превосходительству мое совершеннейшее почтение”. Следовала подпись одного из беспокойнейших лиц в городе и доселе, увы, не искорененного.
Несмотря на то, что каждый из адресатов читал письмо сам по себе, пряча его под стол или выходя из-за стола, смущение произошло немалое, и тем большее, что иные из присутствовавших, пользуясь тем, что генерал Максимович уже не атаман и непосредственно не опасен, злорадствовали, многозначительно переглядывались и даже фыркали от смеха в сторону. Тогдашний полицмейстер Золотарев, прозванный “Васькой Плешивым”, предлагал принять меры против дерзкого автора письма, арестовав его немедленно, и по сему поводу совещался с жандармским полковником; но тот только рукой махнул. Так автор письма и остался без надлежащего воздействия.

№ 20
Одоевский-Маслов Николай Николаевич.
Князь. Войсковой наказной атаман (1905-1907). Прозван “Добродушным”. В 1905 году в Новочеркасске, как и во многих других российских городах, случилась революция. Утверждают, что в течение двух дней в городе существовала республика, президентом которой состоял присяжный поверенный Петровский, продавшийся японцам и жидам.
Отношение князя к революции и послужило основанием для прозвания его “добродушным”: невзирая на энергичные представления тогдашнего начальника войскового штаба Дубасова и окружного предводителя дворянства А.П.Леонова, любившего называть себя “старым социал-демократом”, князь не подавлял революции ни нагайками, ни выстрелами, а просто переждал ее, не препятствуя митингам и шествиям, отсидевшись в своем дворце, перед которым революционеры упорно носили красные знамена, а по ночам возжигали наивные транспаранты с надписью: “Да здравствует конституция”.

(Печатается — в сокращении — по книге А.Петровского «Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам, в разное время в городе Черкасск, а затем Новочеркасск от высшего начальства поставленным»).
(Продолжение следует).