1. ЕСЛИ АБОНЕНТ НЕ СДАЕТСЯ, ЕГО ОТКЛЮЧАЮТ
«Отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств… Я бы взял частями. Но мне нужно сразу».
Остап Бендер.
(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»).
Великий комбинатор Остап Ибрагимович был чист перед законом. Он чтил Уголовный кодекс и знал четыреста сравнительно честных способов отъема денежных знаков. Четыреста первый придумали без него. Не совсем честный, но позволяющий изымать деньги даже у мертвецов. И милицию при таком мародерстве вызывать бесполезно.
Год назад Новочеркасский узел электросвязи решил улучшить финансовое положение. Взяв того же «Золотого теленка» за рога, гэтээсовцы прямо воспользовались наставлениями товарища Бендера: «если б мне только найти индивида! Уж я так устрою, что он свои деньги мне сам принесет, на блюдечке с голубой каемкой».
Индивид был найден: все абоненты НУЭС получили письма с «просьбой» заплатить за услуги связи в сентябре авансом. «Просьба» была убедительной: кто не заплатил, тому телефон отключили.
Тогда «ЧЛ» написала запрос прокурору. И получила ответ за подписью зам. прокурора В.Е. Шевченко:
«… проверкой, проведенной прокуратурой г. Новочеркасска, установлено нарушение действующего Гражданского законодательства РФ администрацией НУЭС при введении нового порядка расчетов абонентской платы.
По результатам проверки директор НУЭС предостережен прокурором г. Новочеркасска о недопустимости нарушений действующего законодательства при расчетах абонентской платы».
Начальник НУЭС М.И. Домченко — мужик тертый, прокуроров и выше нашего не боится. Словом, «предостережение» подшили в бумаги, а абонентам отправили очередное извещение — с «просьбой» оплатить аванс в октябре.
Впрочем, в числе «индивидов» оказались строптивые. И воспользовались своими правами потребителей услуг. Одна вредная бабушка, с помощью юриста «ЧЛ», написала НУЭС претензию. Вот она:
«1 декабря 1999 года между мною и оператором связи «Электросвязь Ростовской области» был заключен бессрочный договор об оказании услуг электросвязи (телефонной связи проводного вещания). Согласно п. 5.4. вышеуказанного договора абонентская плата за пользование местной телефонной связью вносится не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. П.5.2. договора в порядке оплаты оказанных услуг телефонной связи предусматривает отсроченный платеж. Однако Вы, в нарушение условия договора, выставили мне счет от 03.09.2003 года, согласно которому я должна произвести платеж в размере 96 руб. 00 коп. за сентябрь, то есть, за не предоставленные мне услуги связи.
Правоотношения, возникшие между мной и Вашей компанией, регулируются законом «О защите прав потребителей», Гражданским Кодексом РФ и Правилами предоставления услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства от 26.09.1997 г. № 1235. Согласно п. 108 указанных Правил, оплата услуг телефонной связи производится непосредственно после их оказания, путем предварительного платежа либо отсрочки платежа на срок расчетного периода. Поэтому, я считаю, что Вами существенно нарушен Закон, и Вы не вправе требовать от меня оплаты за не предоставленные Вашим филиалом услуги связи».
Телефон бабушке не отключили, более того — ответили, что входят в ее «тяжелое положение пенсионерки». Правда, и она НУЭС посочувствовала: время тянуть не стала — заплатила, как только получила пенсию.
И все-таки телефонисты не хотели брать «частями»: им было «нужно сразу». И они объявили массовую кампанию перезаключения тех самых договоров с клиентами, ссылка на который так выручила знакомую нам бабушку. Впрочем, чего там в договоре не напиши, Постановление Правительства России никто не отменял. Вот оно — № 1235 от 26.09.97 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи». В соответствии с п. 108 этих Правил, «Оплата услуг телефонной связи производится непосредственно после их оказания, путем предварительного платежа либо отсрочки платежа на срок расчетного периода». Выходит, за август платить надобно, когда он закончится: 1 сентября (предварительный платеж) либо 15-го (отсрочка).
2. ВЫЗЫВАЕМ ОГОНЬ НА СЕБЯ
«Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь».
Остап Бендер.
(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»).
В прошлом году, когда НУЭС рассылало «просьбы» заплатить аванс за сентябрь (на деле получалось — рассчитаться за два месяца сразу!), администрация сего предприятия писала: «Данная акция — вынужденная и связана с переходным периодом». Видимо, акция имела успех — ее продлили и превратили в традицию. Нарушающих традицию абонентов наказывали также традиционно — лишали связи с миром.
Когда нынешним летом количество звонков в редакцию об отключении телефонов превысило критическую отметку, мы решились на героический эксперимент. И одна из наших сотрудниц, Наташа, попрощавшись с родными и близкими, пообещав писать письма и заходить лично, не оплатила услуги связи. Вернее, она честно оплатила услуги, оказанные ей в июне, проигнорировав авансовый платеж за июль.
Телефон смолк. Точнее, в нем завелся «мужчина», которым всем звонящим на Наташин номер бархатно отвечал: «Телефон временно отключен».
«Мужчине» мы разгуляться не дали: на второй день выдали Наташе деньги, которые она сугубо по назначению потратила.
Не сомневаясь, что в Узле связи со связью хорошо и информация из кассы до места, где подключают «обратно» штрафников, доходит быстро, уже через час мы позвонили Наташе. «Мужчина» был там! Позвонили позже: «мужчина» не сдавался! Тогда мы решили пообщаться с женщинами и принялись набирать номера расчетного отдела, куда абонентов призывают звонить со всеми вопросами.
Шесть часов три «лавочника» тыкали в кнопки редакционного телефона и слышали короткие гудки по указанным двум номерам: 2-09-24, 2-09-21. Тогда мы позвонили 09 и попросили такой номер, Самый Главный Номер, чтоб на него можно было дозвониться. Нам назвали еще два: 2-09-22, 2-09-25. Там тоже было глухо занято. «Мужчина» на Наташином телефоне злорадствовал, убираться из трубки не собирался.
Мы снова позвонили 09 и попросили, если не Президентский Телефон, то хотя бы телефон начальника расчетного отдела. Нам ответили: «У нас его нету». Мы позвонили в приемную М.И. Домченко. Там узнали про 09 — «Чего она врет?!» — и получили аж два номера.
Слушая в трубку непривычно длинные гудки, мы откровенно радовались, полностью войдя в роль обиженных абонентов. И понимали, что, если б не представились «редакцией», пошли бы в расчетный отдел на ул. Пушкинскую, 16 пешим строем.
Наконец, к «их» телефону подошли, «наш» подключить пообещали. Когда через 10 минут мы набрали Наташин номер, «мужчина» уже отсутствовал.
3. ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО — ДОЖИВЕМ ДО 30-ГО!
«Воробьянинову привиделись сны черные: микробы, угрозыск, бархатные толстовки и гробовых дел мастер Безенчук в смокинге, но небритый».
(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»).
Павел Петрович Клоков, участник Великой Отечественной войны, инвалид 1-й группы, телефонный аванс за май заплатил в канун Дня Победы — 8-го. А через 3 дня умер.
В день его смерти, 11 мая, его жене Надежде Федоровне Клоковой (она — инвалид 2-й группы) сделали в Ростове операцию глаза. Узнав трагическую весть, она отпросилась из больницы. Похороны, поминки, все переживания и траурные заботы — с заклеенным глазом и опасностью полностью потерять зрение. Не наклониться, ни к печке подойти, не читать, не писать… 8 июня Н.Ф. Клокова исправно заплатила НУЭС аванс за июнь.
А в начале июля дочь Надежды Федоровны отправилась в Узел электросвязи переоформить телефон, который числился за отцом, на мать. И взяли с нее за это 120 рублей.
— В Горгазе, в ЖКХ, Электросетях не взяли ни копейки, все быстро, спокойно оформили, везде подтвердили, что я имею льготы — 50%, — рассказывает Надежда Федоровна. — Ладно, если бы я была чужой человек, а ведь мы с мужем прожили 52 года, из них одиннадцать с половиной он был парализован. В этом доме, на Буденновской, прожили 40 лет, телефон у нас стоит лет тридцать. А тут на меня телефон переписать — 120 рублей стоит!
Но это, оказалось, еще не все. За июнь и июль Надежде Федоровне велели доплатить еще 120 рублей (по 60 рублей за месяц), тем самым лишив ее льготы. В августе, сказали, вы будете платить 50%, а сейчас — доплачивайте. Дочь платить отказалась, пошла искать объяснение и правду по кабинетам. Но везде ответ был один — «Есть закон Российской Федерации».
Так она и ушла, не доплатив. А 20 июля Н.Ф. Клоковой отключили телефон. И мать с дочкой сдались: заплатили. Телефон промолчал в общей сложности 3 дня. Надо ли говорить, что перерасчета за это время молчания никто абоненту не сделал?
— Почему я должна дарить Домченко свои деньги? — возмущается Н.Ф. Клокова. — У меня пенсия две тысячи рублей, у дочери — тысяча триста. Для нас 120 рублей очень много значат, тем более что это незаконно! 11 июня у меня умерла соседка. Ее муж переоформлял на себя телефон 27 июля, и с него никаких доплат не взяли, только за переоформление. У нас что — для каждого свой «Закон Российской Федерации»?
Показательно: два инвалида Клоковы платили за телефон, при сроке оплаты 15-го числа, 11 марта, 12 апреля, 8 мая. Оставшаяся вдовой Надежда Федоровна платила уже одна: 8 июня, 12 июля…
— Как пенсию получим, и бежим бегом — в этот же день, — говорит она. Потому что остаться без телефона в ее возрасте, при ее состоянии здоровья — смерти подобно.
А думают ли в НУЭС, после 15-го, о жизни абонента, оплатившего телефон до конца месяца? Или отдав свой долг (по сути — все же аванс!), он может спокойно умереть? Храм Связи на Авансах…
P.S. Мы ждем на эту статью очередного ответа прокурора. А в свою очередь обещаем рассказать об одном из абонентов НУЭС, решившем (именно по совету прокурора!) отстоять свои права в суде.