На днях вышла в свет книга «100 лидеров промышленности и науки содружества», изданная по итогам конкурса «СНГ: директор года», организованного редакциями газет «Трибуна» и «Деловая трибуна» при поддержке правительств стран Содружества, Межпарламентской ассамблеи стран СНГ и Российского союза товаропроизводителей.
В обращении Николая Рыжкова, члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, президента Российского союза товаропроизводителей, предваряющего книгу, сказано: «Конкурс стал авторитетным смотром организаторов производства и науки всего Содружества. Обществу представлена целая плеяда замечательных руководителей, бизнесменов, предпринимателей… На пути созидателей всегда много проблем. Но вместе мы справимся с ними, ответим на вызовы 21 века…».
В книге среди известных имен, таких, как академик Алексей Абрикосов, депутат Государственной Думы Светлана Савицкая, лауреаты Нобелевской премии Жорес Алферов и Виталий Гинзбург, хирург Ринат Акчурин, есть и имя нашего земляка – президента Международной академии наук высшей школы, профессора В.Е.Шукшунова.
Предлагаем вашему вниманию сокращенное интервью, опубликованное в книге «100 лидеров промышленности и науки содружества».
— Валентин Ефимович, вы признанный ученый и конструктор, видный деятель высшей школы. Скажите, чтобы стать личностью, обязательно надо быть профессором?
— Совершенно необязательно. Чтобы быть личностью, надо быть духовно богатым человеком. Порядочным. Образование лишь открывает простор для проявления способностей. Да и сама ученая степень – результат воли и ума, это само по себе свидетельствует, что перед нами люди-личности. Хотя иногда мы встречаем ученых в корне безнравственных. Сочетание воли, ума и нравственности и порождает личность.
— Пожалуйста, расскажите подробнее, что такое технопарк и для чего он нужен?
— Это трансмиссия между наукой и промышленностью. Коробка передач. Рыночная экономика не предполагает, что кто-то может указать или приказать внедрить то или иное новшество. Его нужно продвигать по законам рынка: рекламировать и продавать. Мы решили создавать структуры сначала при крупных университетах, которые могли бы довести результаты научных разработок до коммерческого продукта, т.е. промышленного освоения, до инновации. Для этого необходимо изготовить опытный образец, разработать технологию, провести сертификацию продукта, узнать, нужно ли это изделие потребителю или нет. Этим и занимается технопарк. Как правило, у технопарка две функции. Одна – доведение научной разработки до товарного вида, другая – держать связь с предприятиями и организациями, рынком. Технопарк должен хорошо знать, кому что требуется. Его фирмы осуществляют консалтинг, проводят маркетинговые исследования, находят инвесторов. Технопарк – инкубатор бизнеса.
— Валентин Ефимович, свою судьбу вы сделали сами или обстоятельства?
— Как и у любого человека, обстоятельства, конечно, были – и за, и против. Но главное, что человек сделает сам. Ветер дул в наши паруса, потому что мы занимались не пустячными делами.
— Напрашивается вопрос: чтобы двигать науку вперед, создавать новую технику, нужны реформы или Королевы? В верхах уповают на бесконечные пересаживания чиновников, а жизнь подтверждает – по пути прогресса нас продвигают личности.
— Да, нужны талантливые люди, люди независимые, такие, как Королев и Курчатов. Они сами подстроят мир под себя. Вокруг них, как правило, возникают школы. Волевые, системные организаторы, они притягивают элиту, которая своими ноу-хау меняет жизнь общества, а то и всего человечества. Казалось бы, что можно было сделать во времена Королева? При тогдашних ресурсах? При тех гонениях, которым он подвергался? Но он все преодолел! Вот такие и делают историю. А реформы – это суета на пустом месте. Объединили науку и промышленность в Минпромнауки и технологий. Что это дало? Нет прорывов ни в науке, ни в технологии, ни в промышленности. Создали Минэкономразвития. Что в итоге? Ни экономики, ни развития. А если бы работали центры во главе с крупными учеными-организаторами, то без сомнения, мы заметно продвинулись бы вперед. Надо возродить школы главных конструкторов, и мы свернем горы. А от нас уезжают лучшие умы, и, самое страшное – когда уезжает глава научной школы. Как, например, академик Р.З.Сагдеев.
Но главная опасность в том, что при сырьевой экономике не требуются ни образование, ни таланты. Они не нужны. Если не перейдем от вывоза сырья к его переработке и продаже готовой продукции, к инновационной политике, к тонким технологиям, социальное государство останется всего лишь декларацией.
Источником средств для этого может быть та же природная рента, которой уже понабивали себе карманы нефтяные и газовые компании. Надо предоставлять налоговые и иные льготы не им, а тем, кто перерабатывает сырье. И еще. Дороже денег – воспитание. У детей с яслей надо формировать инновационный менталитет. Нужно поднять на новый уровень нравственное воспитание во всех образовательных заведениях. В свое время наши ура-перестройщики заявили: «образование без воспитания!». Чушь! Только образование плюс воспитание помогают обрести два крыла. А нам необходимы сильные крылья, потому что набирать высоту нам еще долго.