Сегодня:

Пятидесятые годы прошлого века были временем интенсивного строительства в центре старой части Новочеркасска. Возводились учебные корпуса строительного, геологоразведочного и сельскохозяйственного техникумов; многоместные студенческие общежития на пр. Жданова (теперь Баклановский), на ул. Зеленой (26-ти Бакинских комиссаров) и Б. Хмельницкого. И, конечно, добротные многоквартирные жилые дома.
Об одном из них, что стоит на углу улиц Московской и Кривопустенко (бывший пер. Средний) сегодня мой рассказ.
В ноябре 1947 года главный архитектор города Н.Я. Гладких выдал архитектурно-планировочное задание на застройку квартала по ул. Московской от пер. Среднего до ул. Жертв Революции (теперь Троицкая). На его основе Ростовская мастерская «Облархпроект» получила программное задание на проектирование 3-4-этажного жилого дома на 33 квартиры для завода горно-бурового оборудования. Группу проектировщиков возглавил инженер-архитектор П.И. Квартирников. Автор проекта строго следовал полученному заданию.
Планировка дома была выполнена с использованием 2-3-квартирных типовых секций (рядовых, торцовых) и специально разработанной угловой вставки. Фасады изобиловали архитектурными элементами из классического прошлого, что соответствовало требованиям того времени. Через год первая стадия проекта была готова. Фото 1 дает представление об общем виде запроектированного дома. Как и предписывалось заданием, особое внимание архитектор уделил тупому углу, которым здание выходит на ось ул. Московской, замыкая ее перспективу. Тут и дополнительный этаж, завершенный башней-ротондой со шпилем, и лоджии, оформленные парными колоннами коринфского ордера и сплошь остекленный первый этаж, отведенный под универмаг. А еще пилястры, пояски, изогнутый и разорванный карнизы, балюстрады. В общем использован почти весь арсенал ренессансной архитектуры. Скромнее, но в том же духе решены совершенно одинаковые фасады-крылья по ул. Московской и пер. Среднему. Их ризалиты (выступы), примыкающие к угловой части здания, предполагалось декорировать более пышно, чем концевые.
В феврале 1949 года комиссия при Областном отделе по делам архитектуры Ростоблисполкома (в ее составе был архитектор А.К. Кривошеев, который через десять лет возглавил кафедру архитектуры НПИ) приняла предложенное решение, оставив открытым вопрос в отношении фасада по пер. Среднему. Дело в том, что к тому времени был решен вопрос о сносе только двух жилых домов по Московской, 69 и Среднему, 2, принадлежавших горжилуправлению. Их жильцам (40 чел.) завод гарантировал предоставление жилья. Владелец же частного дома по пер. Среднему, 4 не согласился с переселением. Преодолеть его сопротивление не удалось, из-за чего левое крыло пришлось укоротить на одну секцию (минус 9 квартир).
Но это было не единственное изменение, внесенное в уже согласованный проект. На заключительной стадии проектирования декоративное оформление трехэтажных фасадов и, особенно, четырехэтажного углового значительно трансформировалось.
В возведенном доме (фото 2) нет ризалитов (их заменили небольшие смещения-раскреповки), колонн, пилястр, балюстрад. Вместо сплошного остекления универмага появились две широкие и две узкие витрины. Завершавшая угловую часть дома ротонда превратилась в восьмигранную башенку с узкими окнами, на которой установили довольно внушительный шпиль, увенчанный звездой в венке. Появились изломы венчающего карниза, образующие своеобразное завершение лоджий. Входы в подъезды остались только со двора.
Кем так основательно был переработан первоначальный проект, документально установить не удалось. По данным Управления архитектуры и градостроительства Новочеркасска автором проекта этого дома считается бывший главный архитектор города Н.Я. Гладких. Вернее было бы назвать его автором фасадной части. Здесь воплощены мысли Николая Яковлевича, изложенные им в архитектурно-планировочном задании в части общего объемно-пространственного решения дома и его архитектуры. Он считал «неприемлемым голое перенесение классических форм». К тому же, в начале 1950-х годов, когда начали строить дом, уже был взят курс на индустриализацию строительства, требовавший отказа от архитектурных «излишеств». С годами, как известно, это привело к другой крайности — повсеместно стали строить унылые типовые здания-коробки, лишенные каких-либо декоративных элементов.
Сегодня помещение бывшего магазина «Ткани» поделены между несколькими владельцами, что отражается и на фасаде! Дверь главного входа стала значительно меньше и над ней укреплен современный козырек. Здесь теперь «Цифровое фото». В большой и малой витринах со стороны ул. Московской появились двери. одна ведет в небольшое помещение, в котором продают парфюмерию и билеты на самолеты и поезда; другая — в салон «Мобил «ТЕЛЕ-2». над дверью бывшей кассы Аэрофлота красуется вывеска «Дима». Это магазин дорогой мужской одежды.
И последнее. Западный торец дома так и остался не оштукатуренным, как напоминание о несостоявшейся второй очереди его строительства.

Проектная перспектива — из материалов, хранящихся в краеведческом отделе ЦГБ.