Сегодня:

Есть такое явление НЛО. Ну, знаете, сто раз слышали, что НЛО — это внезапно появляющаяся в поле зрения и затем быстро исчезающая техника или еще что-то там. Уже не удивляет. Привыкли. Потому как видят, что появляется сама без всякой оплаты и накладных и также ненакладно исчезает, причем иной раз видно бывает, в каком направлении исчезает. А вот когда пригодная еще к работе техника, которая немалых денег стоит, внезапно исчезает, причем в неизвестном направлении…
С чего все началось, с чего у меня вопросы-то возникли, что мне, больше всех надо, что ли? Да нет, не больше всех. Просто сидел я в коридоре одной из поликлиник и слушал, что люди говорят. Много там о чем говорили, все больше сплетни беспочвенные. К нижеизложенному прошу относиться как к такому материалу, где любые совпадения случайны и непреднамеренны. Мало ли что люди брешут!
Недавно моей старой знакомой делали энцефалограмму. В свое время (это было очень давно) она как медик работала на функциональной диагностике, и сегодня ее поразило, какая новая техника была в кабинете.
— Какая там новая, — отмахнулся врач. — Старое это все. Если, скажем, говорить об аппарате УЗИ, который в соседнем кабинете стоит, то он один на три поликлиники. Этому аппарату сорок лет. Помните первые телевизоры? Да-да, крохотные такие экранчики? Так и здесь вот такусенький экранчик, в то время как современные аппараты УЗИ выглядят уже совсем по-другому. Притом с помощью датчиков, установленных на этом стареньком аппарате, можно исследовать только состояние внутренних органов: сердце он не смотрит, щитовидную железу не смотрит. Это первый аппарат УЗИ.
В ходе этих коридорных подслушиваний у меня возникла идея: если когда-нибудь придет время (приди, приди, желанное!), и городские власти оснастят муниципальные поликлиники новыми аппаратами УЗИ и рентгеновской диагностики, то ныне работающая медицинская техника вполне может стать экспонатом, скажем, отдельной витрины Музея истории донского казачества. Мол, смотрите, каким дешевым отечественным примитивом диагностировали наших предков при отсталом «совке», правда, бесплатно… А сегодня, смотрите, какое у нас замечательное, а самое главное — дорогое! импортное оборудование! А старое — в музей!
Эх-х, мечты… Пока что обслуживают нас все тем же аппаратом. Эпоха кончилась, а техника осталась. Осталась, отсталая сегодня, потому как время идет. Все течет, но техника не меняется. Разве что стареет, выходит из строя. И уж, конечно, меняются цены на лекарства. Это чтобы мы не забывали: реформы в действии! А техника… да она и советская для своего времени неплоха была — вон, в постсоветское время третий срок годности, поди, мотает.
Наряду с этой идеей о придании аппарату УЗИ статуса музейного экспоната (хорошо бы его во время работы еще и руками не трогать, тогда бы дольше сохранился!) возник у меня и ряд вопросов — естественно, риторического плана. Для БСМП, для детской больницы, для роддома средства на приобретение медицинской техники нет-нет, да и находятся — ну, не везде же такое плачевное положение, как в поликлиниках. А, может быть, там работает, лечится и рожает кто-то из тех, благодаря присутствию кого и появляется там новое оборудование? Кто знает? Кто-то наверняка знает, да только не мы. Поэтому и не станем ничего утверждать, а продолжим бесполезные философски-риторические вопросы. А уж кто после этих вопросов и до чего додумается, так на то и голова, чтоб додумываться. А мы не виноваты, мы ничего такого и в виду не имели.
Но вот факт, от которого нельзя отмахнуться, а можно только увернуться, если прыти да ловкости хватит: в рентгеновском кабинете первой муниципальной поликлиники не так давно обвалился потолок. Небезопасно нынче бывать в рентгеновском кабинете. Еще опаснее лечить, потому как обвал случился как раз над тем местом, где сидит врач. И дело, как видите, тут не в радиации. Кстати, о радиации. Такие кабинеты в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности врачей и больных полагается облицовывать плиткой, содержащей сульфат бария — барит, или тяжелый шпат. Дело в том, что барий хорошо поглощает рентгеновское излучение и гамма-лучи. Только баритом, насколько известно, этот кабинет не отделан. Может, такое отчасти и к лучшему, что нет барита, потому что баритовая плитка в полтора раза тяжелее обычной штукатурки, и обвались она на врача или пациента, последствия были бы (или еще будут?) гораздо серьезнее. Как минимум, больнее ударило бы. Или с большей гарантией убило б. Так что, придя в рентген-кабинет, поглядывайте не только под ноги, но и вверх, тут главное, как говорится, — шляпа была бы цела. А то вошел в кабинет сам, а выйти самому не получится — придется на носилках.
Рентгеновский аппарат в этом кабинете напоминает времена моего детства. Мне кажется, именно им меня в соответствующих случаях обследовали. Но это, наверное, мне только кажется — на вид этому аппарату лет сорок. Тогда это был символ прогресса — ну что возьмешь с отсталого «совка»!
Ездит у нас сегодня по городу на базе ЗиЛ-157 желтый передвижной кабинет флюорографии — это вроде бы от тубдиспансера агрегат. Эта установка, если судить по ее внешнему виду, нам от американских союзников еще по лендлизу досталась. Прямо «студебеккер» фронтовой… Такая вот техника. Но другой у города сегодня, видимо, нет. Да полноте, так уж ли нет?
Вот прохожу сегодня мимо БСМП. Блеск и сияние! Даже гипсовые маски знаменитых эскулапов Н.И.Пирогова и С.П.Боткина, несмотря на покрывающую их пыль, кажется, помолодели от такого внимания к больнице. Да и не только косметическим ремонтом, насколько известно, обошлось тут дело. Новое импортное оборудование, говорят, установили — рентген-аппарат «Филипс», аппараты УЗИ новые, с датчиками для сердца и для щитовидной железы. Интересно, кстати, было бы узнать, насколько загружена эта аппаратура в БСПМ? Говорят, что не больше двух пациентов в день обслуживают. Говорят, что, несмотря на наличие аппаратов УЗИ с кардиоскопическими датчиками, для исследования УЗИ сердца новочеркасские пациенты отправляются в Ростов. Врут, наверное, а то получается, что ростовчане бесплатно там наших пациентов обслуживают. Или деньги из городского бюджета все-таки утекают в Ростов? Да ростовчане и счета, поди, выставляют за выполненную работу? А кто эти счета видел? Вот то-то и оно. Так что врут, наверное, в очередях. Пустые басни, небылицы… Говорят также, что в Каменоломнях применяют новейшую эндоскопическую хирургическую технику, которая, например, для удаления желчного пузыря не требует разреза во время операции, позволяя обходиться тремя-четырьмя отверстиями. Кто ж спорит, Каменоломни город-то попродвинутее, чем Новочеркасск. Но говорят, что подобная аппаратура есть также и в Новочеркасске. И здесь врут, поди, а то бы наверняка оперировали. А что, оперируют? Нет? Ну, и нет в городе такой техники, стало быть. Госпиталь МВД — не в счет, это другая епархия.
И вот самый безответный вопрос: ну ладно, новый аппарат УЗИ, новый рентгеновский аппарат в БСМП появились. За это стоит говорить огромное спасибо тем, кто это обеспечил, и, видимо, Главе Администрации Новочеркасска А.В.Волкову в первую очередь. Верно, не такая уж легкая задача им была решена. А кого благодарить за то, куда делось старое оборудование? Ведь старая аппаратура в БСМП долго работала. Где она? Наверное, чудо-медики провели стандартную операцию по приделыванию ног этой аппаратуре, да она «сама» и ушла. Куда? Никто не знает. Вернее, кто-то знает, да мы не знаем, кто. Ни в одной районной поликлинике эта аппаратура не появилась. Что, не понадобилась? Да нет, вроде не та ситуация, чтобы даже от старой, но работающей техники отказываться, когда другой нет, и пока, наверное, не предвидится. Стало быть, не предлагали аппаратуру — хоть и старую, но рабочую? А может, предложили, да только другим? Может, эта техника все-таки где-то работает? А может быть, (уже совсем несусветную чушь предположу!), может, эту технику даже продали? Или такого не бывает? Конечно, не бывает. Врут все очереди. Разве что некоторые стоматологи работают со старым оборудованием, которое, как НЛО, вдруг взялось просто ниоткуда (а турбина, кстати, говорят, весьма недешево стоит). Видимо, где-то списали, то есть дали заключение, что техника негодна. А она оказалась годна, ведь на негодном аппарате работать нельзя. Впрочем, почему нельзя — вот, скажем, в аварийном рентгеновском кабинете работать можно, в России и не такое бывает. Да, может, и не аварийный он вовсе, ну подумаешь, обвалилось…
Ну, и напоследок. Ни у кого не возникнет сомнения, что в деле профилактики и раннего распознавания различного рода заболеваний поликлиника играет самую важную роль. Главное — вовремя диагностировать, вылечить амбулаторно, не загружая зря стационар, или своевременно госпитализировать, чтобы, во-первых, вылечить было можно, а во-вторых, вылечить быстрее и эффективнее. Ни у кого не возникает сомнения, что поликлиника должна быть оснащена не хуже стационара. Возможно, что больной так или иначе попадет в стационар. Но неужели кому-то все равно, выйдет из стационара живой здоровый человек или оттуда вывезут труп? А может, при таком состоянии поликлиник стационарным лечебным учреждениям для повышения квалификации медперсонала просто интересно иметь гораздо больший процент клинически интересных больных? С кого спросить за такое положение дел? При коммуняках-атеистах, бывало, каждая накладка имела имя, отчество и фамилию. Бывало, и было с кого спросить. А сегодня на все божья воля…
Чудесным образом никакая медицинская аппаратура никогда и нигде не появляется, зато бывает, что исчезает… Дивны дела твои, Господи! А, может, это и не его дела? И не дивные, а уголовные? А, может, здесь все-таки имена, отчества и фамилии, да только называть их по некоторым соображениям неудобно?
Но врут все больные в очередях. Врут, бессовестные! Нет ни имен, ни отчеств, ни фамилий. Во всяком случае, в нашем городе ничего такого из того, о чем говорилось, нет и не может быть. И со старой медицинской аппаратурой из БСМП никакого нарушения законности не было, как говорится, все чисто, и мои предположения не имеют под собой никакого основания. Все хорошо, да вот только аппаратура куда-то делась…