27 июня на ТВ прошла передача «Основной инстинкт», посвященная истории конфликта между Филиппом Киркоровым и журналисткой Ириной Ароян. Посмотрев передачу, лишний раз убеждаешься в том, что многие наши звезды не отличаются ни скромностью, ни культурой, да и выглядят порой наглыми и зарвавшимися хулиганами. И что интересно — публика от этого в восторге! Причем звезд поддерживают зрители, писатели и даже некоторые, приближенные к звездным особам, журналисты. А ведь оскорбление в адрес Ирины Ароян — еще одно доказательство отношения к журналистам как к работникам сферы обслуживания. Вы нас обслуживаете, а мы вас можем и послать куда подальше! Но не все, к счастью, так думают.
Заявление Совета по информационным спорам в Ростовской области
В Совет по информационным спорам (далее по тексту – Совет) поступило несколько обращений представителей различных региональных СМИ, пострадавших от агрессивного поведения “звезд” эстрады и шоу-бизнеса, а также представителей их охранных служб. В ряду подобных фактов – грубые оскорбления в адрес корреспондентки “Газеты Дона” И. Ароян со стороны Ф. Киркорова, имевшие место на пресс-конференции последнего, состоявшейся 20 мая 2004 г. в г. Ростове-на-Дону. На вопрос журналиста Ирины Ароян о том, почему его творчество изобилует римейками, певец ответил нецензурной бранью, потребовал от журналистки покинуть зал.
Охрана Киркорова оказала на нее физическое воздействие, а также сломала цифровой фотоаппарат, принадлежащий редакции газеты.
Данный инцидент получил широкую огласку как в региональных, так и в общенациональных российских и зарубежных СМИ. Солидаризируясь с мнением, выраженным генеральным секретарем Союза журналистов России И. Яковенко, который призвал все российские средства массовой информации объявить бойкот Киркорову, Совет полагает, что, помимо кратковременных акций, необходима глубокая правовая разработка данной проблемы.
Вышеописанный случай – отнюдь не единичный. Оскорбительное отношение к журналистам демонстрируют не только деятели шоу-бизнеса, но и представители охранных ведомств, призванных обеспечивать безопасность “звезд” во время публичных выступлений. К сожалению, другие инциденты подобного рода не получили столь широкого освещения. Так, например, 24 февраля 2004 г. в г. Ростове-на-Дону была избита корреспондентка “Комсомольской правды–на-Дону” Светлана Дружинина. Журналистка осуществляла фотосъемку на гастрольном спектакле с участием известной артистки Ирины Алферовой. В порядке практики делового оборота с представителями киноконцертного агентства “МиР” была достигнута устная договоренность о съемке. Тем не менее администратор гастрольного тура в грубой форме заставил журналистку покинуть зал, после чего применил физическую силу, пытаясь отнять у Дружининой аппаратуру. Был засвидетельствован факт нанесения телесных повреждений; по данному факту возбуждено уголовное дело.
Организатором гастролей Ф. Киркорова в Ростове, во время которых произошел инцидент с И. Ароян, также выступало киноконцертное агентство “МиР”; в данном случае имело место прямое попустительство и бездействие сотрудников названного агентства.
Если бы осуществление гастрольно-концертной деятельности предполагало государственное лицензирование, то можно было бы ставить вопрос о приостановлении лицензии. Но, к сожалению, закон, предполагающий государственную аккредитацию подобных учреждений, содержащий описание полномочий аккредитационного органа, не был принят. Проект Федерального закона “Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса”, внесенный депутатами Государственной Думы РФ III созыва А. Вульфом и И. Кобзоном 28 марта 2003 года, после многочисленных споров и обсуждений, высказываний о необходимости в доработке, внесении коррективов, так и не сдвинулся с мертвой точки.
На сегодняшний день нормативно-правовая база регулирования деятельности в сфере шоу-бизнеса представлена Законами РФ: “О предпринимательской деятельности”, “О рекламе”, “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, а также Основами законодательства РФ о культуре, положением “Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства”, налоговым законодательством РФ. Практика последних лет показывает, что этого явно недостаточно. За рамками существующего законодательства оказывается ответственность субъектов, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность. Существует также настоятельная необходимость в правовом регулировании концентрации и прозрачности шоу-бизнеса.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день сложился ограниченный пул “раскручиваемых” артистов, известность которых далеко не всегда зависит от их творческих способностей. Их выдвижение напрямую связано с крупными финансовыми вложениями. Наличие спонсорских ресурсов, спонсорских предпочтений определяет творческую судьбу не только отдельных артистов, но и российской эстрады в целом. Профессионализм, художественность, творческая оригинальность не стали доминантами в этом “естественном” отборе.
Образовался порочный круг. Общество практически смирилось с тем, что слово “эстрада” становится синонимом дилетантизма, бездарности, пошлости и безвкусицы. Принадлежность к сложившимся влиятельным кланам в сфере эстрадного бизнеса, “звездным семействам” порождает у некоторых “королей музыкального Олимпа” уверенность во вседозволенности и полной безнаказанности. Сфера шоу-бизнеса настоятельно нуждается в антимонопольном регулировании.
Совет с сожалением отмечает, что многие из представителей шоу-бизнеса так и не научились относиться к прессе единственно подобающим образом – как к равноправному социальному партнеру, при этом рассматривая журналистов в качестве своего рода информационной прислуги, людей второго сорта. Такое отношение стало устойчивой практикой. Оно давно вышло за рамки стереотипного конфликта между журналистами (которых представители шоу-бизнеса часто обвиняют в некомпетентности, навязчивости и бестактности), с одной стороны, и “капризными”, амбициозными (на взгляд представителей СМИ) артистами с импрессарио, с другой стороны.
Ситуация обретает характер широкомасштабной провокации, направленной на разжигание социальной ненависти и розни. Некоторые представители шоу-бизнеса, заинтересованные в поддержании интереса к собственным персонам со стороны публики, и раньше не всегда были разборчивы в выборе средств — порой поступали неэтично, порой демонстрировали ярко выраженную политическую ангажированность. Но если до настоящего момента они прибегали к технологиям создания и распространения слухов, имитировали светские скандалы, использовали приемы эпатажа, активно участвовали в предвыборной агитации на выборах в органы законодательной власти, губернаторов, президентов, то сейчас в борьбе за известность, граничащей со славой Герострата, они покушаются на один из ключевых столпов общества и государства — социальную толерантность.
Следует отметить, что, оказавшись в роли потерпевших, представители СМИ совершенно адекватно реагируют на происходящее, не допускают резких и оскорбительных выпадов в адрес влиятельных обидчиков. Все действия СМИ от Ростова-на-Дону, Москвы до Сибири и Дальнего Востока (бойкоты, запреты на упоминание имени Киркорова до тех пор, пока последний не принесет публичных извинений оскорбленной им журналистке; сборы подписей против хамства “звезды” шоу-бизнеса; призывы к собратьям по цеху приходить на пресс-конференцию Киркорова в раздражающих его розовых одеждах) представляют собой формы гражданского протеста и находятся в рамках правового поля, этически обоснованны и приемлемы.
Расхожее мнение о том, что российские журналисты не способны к проявлению цеховой солидарности, было опровергнуто. Электронные и печатные средства массовой информации выступили единым фронтом, на практике реализуя свое право быть “четвертой властью”.
Симптоматично, что рыцарей лейки и блокнота поддержала общественность. Так, в адрес мэра г. Ростова-на-Дону поступило коллективное обращение граждан с просьбой объявить Ф. Киркорова персоной нон-грата в столице Южного федерального округа. Под данным обращением значится более 300 подписей.
Остается надеяться, что к перечисленным акциям гражданского протеста присоединятся достойные представители шоу-бизнеса, отдающие себе отчет в том, что своей творческой карьерой и благосостоянием они во многом обязаны журналистам, популяризирующих их деятельность и творчество, а также публике, приходящей на их концерты, приобретающей их аудио- и видеопродукцию. Тем более, что в российском шоу-бизнесе работает немало талантливых и порядочных людей, пользующихся заслуженной любовью и доверием общества, открытых к диалогу, не чуждых критике и самокритике.
В прошлом году ведущие представители российского шоу-бизнеса учредили Национальную Ассамблею Организаторов Развлечений (НАОР). Созданная на волне обсуждения законопроекта “Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса”, НАОР пока никак не обозначила своей позиции в развернувшемся конфликте. Неизвестна точка зрения на происходящее Союза концертных деятелей РФ.Возможно, корпоративная точка зрения находится на стадии формирования. Во всяком случае, хочется верить, что процессы саморегулирования в российском шоу-бизнесе станут реальностью.
Совет полагает, что ни один факт нецивилизованного и откровенно хамского отношения представителей шоу-бизнеса к журналистам нельзя оставлять без решительного осуждения и без использования всех возможных способов общественной и правовой защиты.
Совет констатирует, что действия Ф. Киркорова, являющегося Послом Доброй Воли Организации Объединенных Наций (ООН), не совместимы с этим почетным званием. Учитывая, что звание “Посол Доброй Воли ООН” присуждается только самым достойным представителям государств, пользующимся всеобщей любовью и уважением, а также факт заведения уголовного дела на Ф. Киркорова по ст. 130 УК РФ “Оскорбление”, не дожидаясь приговора суда, Совет обращается с призывом к российским журналистам и общественности ходатайствовать перед ООН об отзыве Посла Доброй Воли ООН Ф. Киркорова. Одновременно целесообразно просить ООН о сохранении данной почетной преференции за Российской Федерацией с тем, чтобы в результате проведения широкой дискуссии российская общественность смогла рекомендовать на это звание признанных и авторитетных лиц. В этой связи также необходимо рекомендовать Российской Миссии при ООН сделать процедуру назначения Послов Доброй Воли при ООН от Российской Федерации более прозрачной, согласованной с мнением граждан страны.
Учитывая изложенное выше, Совет решил:
1. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе РФ проработать механизмы антимонопольного регулирования в сфере шоу-бизнеса.
2. Рекомендовать Комитету по культуре Государственной Думы РФ вернуться к рассмотрению и принятию Федерального закона “Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса”.
3. Обратиться с призывом к российским журналистам и общественности ходатайствовать перед ООН об отзыве Посла Доброй Воли ООН Ф. Киркорова.
4. Направить данное заявление в Федеральную антимонопольную службу РФ, Комитет по культуре Государственной Думы РФ, Российскую Миссию при ООН.
5. Учитывая роль массовой культуры в формировании нравственных стандартов поведения, рекомендовать средствам массовой информации вести регулярный мониторинг событий, связанных с нарушением этических принципов в сфере шоу-бизнеса.
6. Рекомендовать данное заявление для обнародования в российских и зарубежных СМИ и разместить его на сайте www. medialaw.ru (раздел “Саморегулирование”).
Председатель Совета по информационным спорам в Ростовской области С.И. Улезько.
Секретарь Совета по информационным спорам В Ростовской области А.А. Синеок.