Сегодня:

16 июня 2003 года Новочеркасский городской суд (судья Москалев А.В.) вынес решение, которым обязал «Частную лавочку» опровергнуть сведения, содержащиеся в двух наших статьях. Как законопослушные граждане мы выполняем решение суда:
«Сведения, содержащиеся в газете «Частная лавочка» от 9.10.02 г. № 41 (208), а именно: «А попутно решат, как быть с «беспардонностью и наглыми ответами», попросту хамством, процветающем в паспортном столе. По нашим данным, особенно преуспели в этом деле старший инспектор ПВС А.И. Папкова и инспектор О.И. Савченко. Родственники у них с погонами побольше, чем у нашего начальника УВД. И как с этим бороться?» — не соответствуют действительности».
«Сведения, содержащиеся в газете «Частная лавочка» от 23.10.02 г. № 43 (210), а именно: «Читатели, возмущенные работой А.И. Папковой и О.И. Савченко, просили фамилии их не называть: им еще в ПВС паспорта получать. Если же у нас с Вами все-таки дело дойдет до суда, то, думаю, человек 100 свидетелей — прямо из «полуживой» очереди на ул. Шумакова — я приведу» — не соответствуют действительности».

Поскольку Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 44) не содержит запрета на редакционный комментарий опровержения, мы считаем себя вправе высказаться по данному поводу.
О том, почему «ЧЛ» не смогла доказать свою правоту, мы уже писали (см. статью «Фемида паспорт не меняла, или Почему в суде нельзя доказать общеизвестное» — «ЧЛ», № 39 от 1.10.03 г.). Причинами, на наш взгляд, стали «небезразличное» к исходу дела отношение городской администрации, отнюдь не абсолютная, как мы думаем, независимость судей, вольное, по нашему мнению, обращение последних с показаниями свидетелей. Доказать эти свои предположения мы постараемся в Европейском суде в Страсбурге, куда уже обратились.
Стоит сказать о том, что публикации в «ЧЛ», хоть и обошлись нам дорого (суд решил взыскать с редакции и автора компенсацию морального вреда в пользу А.И. Папковой и О.И. Савченко в общей сумме 22 тысячи руб.), оказались не напрасными. Уже год мы не получаем жалоб на работу паспортно-визовой службы УВД Новочеркасска. Проверкой ГУВД Ростовской области, проведенной после нашего обращения к министру Внутренних дел РФ Б.В. Грызлову, были выявлены в ПВС города многие недостатки и даже преступные действия. Ряд сотрудников (от руководителя до инспекторов) там уже не работают: кто ушел по собственному желанию, кто «не по собственному». Старший инспектор А.И. Папкова осуждена по статье 286 ч. 1 Уголовного кодекса РФ («Превышение должностных полномочий»).
Поводом к возбуждению уголовного дела послужили результаты служебной проверки, которая, как гласит приговор, «установила наличие в действиях ряда должностных лиц паспортно-визовой службы значительных упущений при обмене паспортов». «Упущения» позволили на основании подложных документов и фиктивной регистрации в Новочеркасске незаконно оформить и выдать паспорта граждан России 27-ми лицам армянской и грузинской национальностей. По мнению суда, А.И. Папкова «совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства». Причем ее вина «заключается не в том, что она подписывала паспорта вместо своего начальника, а в том, что она это делала без надлежащей проверки исходных документов, передоверяла другим инспекторам, которые готовили эти документы, хотя за их достоверность она несла личную ответственность».
Истины ради скажем: нам непонятно, почему «крайней» оказалась одна А.И. Папкова. «По результатам служебного расследования аналогичные упущения признаны также за Ветровой (начальником ПВС – прим. «ЧЛ») и Авериной (зам. начальника ПВС – прим. «ЧЛ»), однако они решением следствия освобождены от уголовного преследования». И еще: «Ее преступлению в значительной мере способствовали ненадлежащая организация паспортно-визовой службы в целом». О чем мы и писали…
Кстати, в приговоре четко обозначена и объективная сторона произошедшего: огромная нагрузка сотрудников ПВС в связи с массовым обменом паспортов; к работе пришлось привлечь всех аттестованных рядовых инспекторов службы. Понятно: и времени не хватало, и проконтролировать все было невозможно, и нервы у кого-то сдавали – не боги паспорта меняют. И «Лавочка» очень долго держала нейтралитет, всячески оказывая как ПВС, так и ее клиентам чисто информационную поддержку, рассказывая о порядке обмена паспортов, необходимых для этого документах и т.д. Нашей целью было не обидеть кого-то, а добиться порядка. Хорошо бы – совместными с ПВС усилиями. Жаль, что в паспортно-визовой службе нас не поняли, честь мундира оказалась дороже. Впрочем, мундир был не без пятен.