Сегодня: 30 апреля 8508, Понедельник

В Платовском зале Музея донского казачества, увешанном портретами знаменитых родичей Атамана, состоялась научная конференция, посвященная 25-летию Дома-музея художника-пейзажиста Ивана Крылова. Собрались сотрудники всех музеев Новочеркасска, коллеги из музеев других городов, художники, новочеркасский искусствовед Владимир Кулишов, искусствовед из Ростова Валерий Рязанов, художник-реставратор крыловских картин Борис Пустоветов.
Конференция была очень интересная не только для специалистов. Например, музейщица из Пятигорска напомнила собравшимся о том, что орел, символ Пятигорска, который «расклевывает болезни», что лечатся «на минеральных водах», был создан по эскизам нашего Ивана Ивановича.
По образному выражению Рязанова, творчество Крылова предстает перед нами как мозаика, при сложении которой получается панорама опоэтизированной тысячу раз донской степи. Степь Крылова — в чеховском понимании, поэтому это нам так близко. «Он знал силу своего голоса, не старался перекрикивать других, не писал больших вещей», но его «Степь ковыльная», «Пора домой», «Проповедники Абхазии» стали классикой, историей живописи, как и другие крыловские, выразительные именно своей красотой российские пейзажи. (Он не стремился передать посредством живописи свое душевное состояние: это академическая школа).
Крылов — это была живая творческая натура, он освоил фотодело, виноградарство и виноделие, пчеловодство. С ним дружили, в его домике бывали знаменитости: писатели Куприн, Серафимович, Тренев, художники Дубовской, Греков, артисты Собинов, Шаляпин, скрипачи Эрденко, Думчев. Его очень любили студенты ДПИ, которым он преподавал черчение и рисование. Судя по портрету и автопортрету, это красивый как настоящий казак, благородный, талантливый и интеллигентный человек. Он боялся умереть, не оставив после себя прекрасных и полезных «плодов». Все свои картины — до 1000 картин, этюдов и рисунков — завещал Новочеркасску, и жена после его смерти безропотно и безвозмездно отдала эти сокровища. Причем не во вполне хорошие руки, и не вполне благодарным потомкам. До нас дошло не более 900, многим картинам не обойтись без серьезной реанимации.
Бесконечным позором вандализма покрыли себя советские деятели (их фамилии известны), которые «оттяпали» и разрушили его мастерскую и подворье, и построили на этих землях обычные пятиэтажки…Но в первые годы после его смерти, пока еще помнилось, сколько он сделал для Новочеркасска, многое делалось для увековечения памяти художника: его именем была названа родная улица, на доме появилась мемориальная доска (1952 год), на его могиле был поставлен памятник (1960 год). Благодаря культурной среде, сложившейся в Новочеркасске, почти два десятилетия создавался мемориальный комплекс усадьбы художника. В 1972 году дом и мастерская были взяты под охрану государства. Но через три года начали сносить все вокруг, снесли мастерскую, стерли с лица земли сад. Если бы не художник Борис Плевакин, архитектор Константин Куликов, искусствовед Владимир Кулешов, краевед Клавдия Ушакова и другие неравнодушные люди, эта участь постигла бы и дом художника. А он его очень любил, и даже рисовал… В своем доме он прожил сорок лет. Мечтал, чтобы после него потомкам осталась картинная галерея.
Два года продолжались реставрационные работы, и только к 1 июня 1979 года Дом-музей был подготовлен к открытию. А экспозиция разрушенной мастерской была воссоздана в малом выставочном зале в цокольном этаже пятиэтажки.
После пожара Дом-музей временно не работал, и это затянулось на несколько лет. И вот недавно жилище Крылова снова засверкало ухоженностью, уютом и чистотой, и снова открылись двери для любителей живописи и старины. Посетите, посмотрите: художник жил прекрасно, тем более в его времена это была окраина Новочеркасска, дальше была только степь и река вдалеке. Традиционная казачья планировка сохранилась, основные предметы мебели и обихода принадлежали действительно семье художника. Стены украшены великолепными картинами Крылова.
За все это надо сказать огромное спасибо милым женщинам, сотрудникам крыловского музея Елене Григоренко, Ольге Малина и другим, нашим «часовым любви» благодарных потомков, прекрасным рассказчицам «преданий старины»…

Фото Н. Склярова.
row['name']