Сегодня: 29 апреля 9436, Пятница

10 июня в городе Ростове прошло совещание “О перспективах жилищного строительства на территории Ростовской области”.

В совещании, проводившемся в областной администрации под председательством вице-губернатора И. Станиславова, приняли участие представители городских администраций, Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, Азова и других городов области, а также руководители крупных строительных компаний и предприятий промышленности стройматериалов.
В последнее время повышенное внимание к вопросам обеспеченности жильем проявляется на всех уровнях. Принятие жилищного кодекса и пакета федеральных законов, направленных на активизацию ипотеки, создают предпосылки для значительного роста ипотечного кредитования и, как следствие, спроса на жилье в ближайшие 1,5 — 2 года. Очевидно, что требуются действенные меры для значительного увеличения темпов строительства жилья. А поскольку Россия уже далеко ушла от плановой экономики, меры принять необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата в жилищном строительстве.
Ростовская область в настоящее время является одним из немногих регионов, осуществляющих ввод более 1 млн. кв. м жилья ежегодно. Ситуация в жилищном строительстве в целом по области характеризуется стабильной динамикой. При этом постепенно снижается доля индивидуального строительства и наметилась тенденция к увеличению темпов строительства многоэтажных жилых домов. В 2003 г. их было введено на 12% больше, чем в 2002 г., а за 4 месяца 2004 года объемы возросли на 55%. Именно многоэтажное строительство привлекает значительные инвестиции и способствует созданию новых рабочих мест. Областная программа предусматривает ввод 1080,5 тыс. кв. м жилья в 2004 году. В 2005 году его планируется ввести 1200 тыс. кв. м и к 2007 году — около 1500 тыс. кв. м, что позволит обеспечить оптимальное соотношение спроса и предложения на рынке. Лидером традиционно является Ростов, строящий сейчас свыше 500 тысяч кв. м ежегодно и планирующий увеличить эту цифру до 700 тысяч кв. м. Высокий потенциал имеется в Таганроге, где возможно удвоение годового объема вводимого жилья до 120 тысяч квадратных метров. Новочеркасск, Аксай и Батайск также имеют значительные резервы. Каждый из них может вводить до 70 тысяч кв. м в год.
Среди факторов, сдерживающих рост объемов жилищного строительства в Ростовской области, И. Станиславов выделил три важнейших. Это, во-первых, отсутствие свободных площадок для застройки. Возможности традиционных городских районов уже исчерпаны. Там еще можно строить отдельные дома, но о массовой застройке говорить не приходится. Имеющиеся же свободные территории внутри городских границ не имеют инженерной инфраструктуры. На создание инженерных сетей в этих перспективных районах требуются многие миллиарды рублей, которых нет в бюджете. Если же возложить такую нагрузку на инвесторов, которые неизбежно включат их в цену квадратного метра, то произойдет резкий рост стоимости жилья. Во-вторых, значительно препятствует резкому строительному рывку наличие административных барьеров. Зачастую строительство многоквартирного дома происходит быстрее, чем оформления документов. По закону на эту процедуру отводится 6-7месяцев, а реально она порой занимает до полутора лет. Третьим сдерживающим фактором является дефицит стройматериалов. Мощностей существующей промышленности стройматериалов в Ростовской области хватает только на обеспечение сегодняшних объемов строительства. Для обеспечения резкого увеличения темпов жилищного строительства потребуются значительные инвестиции в эту отрасль.
Важнейшим условием для массового жилищного строительства является наличие градостроительных программ, соответствующей документации и, в первую очередь, генеральных планов. Последние 12-15 лет в Ростовской области генпланами городов и поселений практически не занимались, а без этого просто невозможно проводить целенаправленную градостроительную политику, производить необходимые изменения границ городов и т.д. Если в соседнем регионе – Краснодарском крае на эти цели выделено 80 миллионов рублей, то в бюджете Ростовской области заложено всего 1,5 млн. руб. на 2004 год, хотя все действующие генпланы поселений области были приняты в 70-х годах прошлого века и нуждаются в немедленном пересмотре.
В выступлениях участников совещания с завидной регулярностью на первое место среди других проблем выдвигалась идея необходимости борьбы с бюрократией при оформлении отводов под строительство и бесконечными согласованиями. Несмотря на старания застройщиков и муниципальных властей, снижение сроков идет плохо, поскольку различные согласующие службы совершенно в этом не заинтересованы. У всех свои инструкции. Соответствующий опыт работы имеется в Казани, где вопреки требованиям Федеральных законов удалось сократить сроки на рассмотрение документов. Там, например, на проведение экспертизы вместо 6 месяцев стал отводиться только один и ничего, небеса не рухнули на землю. Кроме того, зачастую стоимость услуг согласующих организаций бывает завышена. Всем нужны деньги. Есть факты, когда строителям-подрядчикам выдают заведомо невыгодные технические условия по прокладке инженерных коммуникаций, провоцируя взятки.
Новочеркасский предприниматель С. Салькинов отметил, что не стоит рассчитывать на программу ипотечного кредитования, как на панацею. Имеющийся у него опыт работы показывает, что даже под 17 % годовых желающих приобрести квартиру в рамках ипотечной программы находится слишком мало. Ипотека предполагает стабильные высокие доходы и наличие собственности для оформления залога, которые есть далеко не у всех. Вероятно, людям требуется помощь в виде компенсации части процентной ставки по кредиту из областного бюджета.
Подводя итоги работы совещания, вице-губернатор Ростовской области И. Станиславов предложил принять резолюцию из шести пунктов. 1) Поручить ускорить разработку генпланов городов области и заложить для этого средства в бюджет 2005 года. 2) Создать рабочую группу для оценки спроса на рынке жилья. 3) Определить к 1.09.04 перечень площадок для застройки по каждому городу. 4) Проработать совместно с депутатами ЗС РО в месячный срок вопрос о снятии административных барьеров. Для этого принять областные законы или заключить работающие соглашения с федеральными органами. 5) Рассмотреть вопросы по развитию промышленности стройматериалов и внести предложения с целью создания льготных условий в этой отрасли. 6) Рассмотреть юридические предложения по снижению возможности для спекуляций на рынке жилья.
Фото автора и Н. Склярова