Сегодня: 30 апреля 2208, Суббота

Сегодня мы расскажем о войне, которая историками оценивалась всегда неоднозначно. Однако, безусловно ясно, что она была пробой сил накануне неизбежной войны с Германией. С политической и военной точки зрения стремление СССР укрепить свои границы накануне ожидаемой крупной войны кажется закономерным и верным решением. Что же касается правовых и морально-этических норм, ну что ж … «на войне, как на войне».

ФИНСКАЯ КАМПАНИЯ
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. продолжает вызывать немало споров среди историков. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких десятилетий изучение этой темы, мягко говоря, не приветствовалось по идеологическим причинам. Лишь после крушения советской власти историки получили возможность открыто обсуждать эту войну, высказывать различные точки зрения.
23 августа 1939 г., в Москве, министрами иностранных дел СССР и фашистской Германии был подписан Договор о ненападении. В секретных приложениях к этому документу проводилось разграничение «сфер интересов» СССР и Германии в Восточной Европе. К Советскому Союзу отходили Западная Украина, часть Польши, Прибалтика и Финляндия.
В октябре 1939 г. советское правительство предложило Финляндии территориальный обмен. Советский Союз намеревался получить 2700 квадратных километров вблизи Ленинграда, а Финляндии предлагалось вдвое большая, но малоосвоенная территория в Карелии. Это предложение было неприемлемо для Финляндии, т. к. в случае его принятия СССР досталась бы оборонительная «линия Маннергейма».
После провала переговоров командование РККА стало активно готовиться к вторжению. На границе с Финляндией была развёрнута мощная группировка, состоявшая из шести советских армий.
26 ноября советские власти заявили, что с территории Финляндии были произведён артиллерийский обстрел, в результате которого погибли четыре красноармейца, а девять получили ранения. Финляндские власти категорически отрицали свою причастность к этому инциденту и доказывали, что выстрелы были произведены с советской стороны. Все возражения финнов были отвергнуты, и Красная армия 30 ноября вторглась на территорию соседней страны. В этот же день столица Финляндии Хельсинки была подвергнута первой бомбардировке.
В пограничном городе Териоке, захваченном советскими войсками, было провозглашено о создании Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом О. Куусиненом. Было объявлено о формировании «народной армии Финляндии». Правительство СССР приложило все усилия, чтобы придать законный вид новому государству и его армии. После соответствующего нажима Москвы, ФДР была признана Монголией. А 2 декабря между ФДР и СССР был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.
Однако первые успехи сменились серьёзными проблемами. Красная армия увязла в полосе обеспечения «линии Маннергейма». Эта территория, предшествующая основной обороне, которая заранее подготовлена к продвижению войск противника. Всё мирное население было заранее эвакуировано из этих мест. Отступая, финские войска уничтожали мосты, разрушали дороги, устраивали лесные завалы, минировали местность.
Советский военачальник, К. Мерецков вспоминал: «Прежде всего, нужно было преодолеть полосу обеспечения, имевшую развитую систему многополосных заграждений. Вся она была перегорожена колючей проволокой, перекопана рвами и эскарпами, прикрыта надолбами… Но наиболее сложной задачей для нас оказалось преодоление минных заграждений. Мины применялись разные: противопехотные, противотанковые и фугасы большой взрывной силы, обычные и ловушки. Отступая, финны эвакуировали всё мирное население и опустошали оставляемые места. То тут, то там валялись в селениях и на дорогах как бы брошенные впопыхах велосипеды, чемоданы, патефоны, часы, бумажники, портсигары, радиоприёмники. Стоило слегка сдвинуть предмет с места, как раздавался взрыв…» («На службе народу», с. 170).
Лишь применение специальных технических средств позволило свести к минимуму минную опасность. Преодоление заграждений полосы обеспечения требовало много времени и войска вышли к основной обороне к 12 декабря.
«Линия Маннергейма» представляла собой первоклассную оборонительную полосу, построенную с применением всех новейших на тот момент достижений фортификационной науки. Строилась она долго. Около 20 лет практически весь военный бюджет Финляндии уходил на создание прочной обороны на границе с СССР в районе Карельского перешейка. Была сооружена оборонительная линия протяжённостью 135 км и глубиной до 90 км. Обойти её было невозможно — фланги упирались в Финский залив и Ладожское озеро. Основу линии составляли мощные железобетонные казематы в три, четыре а иногда и пять этажей под землю. Стены и перекрытия — полтора-два метра специального фортификационного железобетона повышенной прочности (цемент марки «600», стальная арматура 95 кг на кубометр бетона). Пол таких сооружений прикрывался броневыми плитами. Здесь были созданы все условия для долговременной обороны в условиях полной изоляции. В каждом каземате имелся запас пищи, воды, боеприпасов, автономная система отопления и канализации. Иногда на нижних этажах размещался госпиталь с операционными и запасом медикаментов. Сверху каземат засыпался землёй и гранитными валунами (чтобы вызвать преждевременный разрыв снаряда). Его огневая мощь была значительной — несколько крупнокалиберных орудий, пулемётов. Каждое такое оборонительное сооружение было великолепно вписано в местность, отлично замаскировано и прикрывалось всеми возможными видами инженерных заграждений — минными полями, рвами, колючей проволокой и т. д.
Кроме таких казематов, составлявших основу обороны, имелись многочисленные, хорошо замаскированные дерево-земляные огневые точки (дзоты) на один-два пулемёта и долговременные огневые точки (доты), рассчитанные на одно-два орудия средних калибров, пулемёты и небольшой гарнизон. Все оборонительные сооружения находились в системе, их гарнизоны могли поддерживать друг друга огнём, простреливать все промежутки между собой.
Ведущие зарубежные эксперты того времени считали, что прорвать такую оборону практически невозможно.
Помимо мощной вражеской обороны, Красной армии пришлось столкнуться с тактикой партизанской войны, которую применяли против неё финны. Ночью по наступающим советским войскам наносили удары финские лыжники. Активно использовались снайперы. На важных дорогах устраивались засады.
Помимо всего прочего, зима 1939-40 гг. выдалась необычайно суровой даже для этих северных мест. Морозы доходили до 45-50 градусов. Советские войска несли большие потери не только ранеными и убитыми, но и обмороженными. Наступать в таких условиях было чрезвычайно сложно.
Командование РККА оперативно отреагировало на изменившуюся обстановку. Первоначальный план молниеносного вторжения был пересмотрен. Весь январь продолжалась подготовка к штурму финской обороны. В тылу проводились учения войск. Изменения коснулись всего — начиная от рациона бойца, заканчивая особенностями взаимодействия различных родов войск. К переднему краю была подтянут артиллерия резерва Главного командования (РГК) калибром 203-280 мм. К финскому побережью Ботнического залива подошли корабли Балтийского флота. В тыл финских войск было заброшено несколько диверсионных отрядов НКВД, имевших задачу уничтожать линии связи, наносить удары по штабам и малочисленным группам противника. Кроме того, в командовании советской группировки произошли кадровые перестановки. В начале февраля 1940 года И. Сталин отстранил К. Ворошилова от руководства войсками и передал командование маршалу С. Тимошенко.
11 февраля части Красной армии начали решающее наступление по всему фронту. Удару предшествовал массированный артиллерийский обстрел финских позиций крупнокалиберной артиллерией РГК и кораблей Балтийского флота. После многодневных ожесточённых боёв Красной армии удалось прорвать «линию Маннергейма».
Лишившись своего оборонительного заслона, Финляндия запросила мира. 12 марта в Москве был подписан мирный договор, согласно которому Советский Союз получил территорию около Ленинграда, город Выборг и Карельский перешеек. Война, продолжавшаяся 105 дней, завершилась. Потери советской стороны составили 126875 человек убитыми, финской — 48243 человека.
Историки по-разному оценивают итоги этой кампании. В советской историографии преобладало мнение о том, что Красная армия продемонстрировала свою слабость и неготовность к войне. Эта точка зрения разделяется некоторыми авторами и сейчас. Э. Радзинский пишет: «Маленькая Финляндия выстояла. Руководство Красной армии во главе с Ворошиловым доказало свою бездарность, что весьма успокоило Гитлера». («Сталин», с. 478).
Однако существует другой взгляд на эту войну. В. Суворов считает что: «с точки зрения чисто военной, это была блистательная победа, равной которой во всей предшествующей и последующей истории нет ничего. …Боевые действия в Финляндии завершили 13 марта 1940 года, а уже летом три государства Балтии: Эстония, Литва и Латвия сдались Сталину без боя и превратились в «республики» Советского Союза». («Последняя республика», с. 223).
Позвольте высказать собственное мнение по этому вопросу. Если мы оставим в стороне морально-правовой характер этой кампании (агрессия была признана мировым сообществом и СССР был исключён из Лиги Наций), а сосредоточимся на рассмотрении исключительно военного аспекта, то Красная армия совершила в Финляндии нечто выдающееся. Прорвать ТАКУЮ оборону в условиях экстремальной зимы за… ТРИ с половиной месяца, — это одна из самых блистательных побед в мировой истории. Ни германская, ни английская, ни американская армии не прорывали во Второй Мировой войне оборонительную полосу, равную финской. Французскую «линию Мажино» можно было обойти с севера, что и было сделано Вермахтом. «Атлантический вал» не был достроен до конца и войсками почти не оборонялся. Поэтому победа Красной армии в Финляндии — это действительно блестящий успех.

Думаю, дискуссия на эту тему будет уместна на страницах «Честной лавочки».