Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы — блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: «26 февраля/11 марта. Седмица сырная (масленица) — сплошная». И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл: масленица — это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и чистой душой. Но как нельзя младенца кормить грубой пищей, так невозможно от прихожан требовать, чтобы они сразу стали на пост. Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь, и густеют краски, медленно — от дня ко дню — верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках.
Ну, а как праздновалась масленица в народе?
Когда-то масленица длилась целую неделю. Масленица — праздник «хмельной, горластый». Его любят и величают «Госпожа честная Масленица». Говорят же в народе: «Хоть себя заложи, а маслену потешь!». И «разорительница» она, и «разгульная», и «пьяная», и «обжорная», а все дни масленицы в старину проходили по установленному порядку, каждый имел свое название и назначение.
Понедельник — первый день, «Встреча». Соломенную куклу Маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, откуда весна придет. Первый блин маслены отдавали нищим — поминать умерших.
Вторник — «Заигрыши». Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, приглядывали невест.
Среда — «Лакомка». Тещи угощают своих зятьев.
Четверг звался «Широким». Гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели, пили…
Пятница — «Тещины вечерки». В этот день угощать тещ блинами надлежит зятьям.
Суббота — «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала в гости всех родных, а те придирчиво приглядывались: «Ну-ка, покажи, какая ты хозяйка». Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоевывали их друг у друга.
Воскресенье — «Прощеное воскресенье», «Заговенье», последний день масленицы. Сжигали соломенную Маслену, пепел рассеивали по полянам, чтобы дать силу будущему урожаю. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями просили друг у друга прощенья.
Масленица — наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Пётр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Традиционное кушанье масленицы — блины — тоже имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!». По традиции бывали в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и, конечно же, блины!
После блинов отправлялись на улицу — «с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные гулянья на масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы — борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой — поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой — стихи незатейливого содержания:
С неделей сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей.
И от души им всем желаем
Попировать повеселей.
С четверга масленица действительно становилась широкой — гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление… В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и, наконец, в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую масленицу — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться — «блины вытряхивать». Кулачные бои на масленицу — отголосок древней военной потехи — были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль… Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи.
Долго еще буйствовал праздник. И толь- ко в воскресенье, ближе к вечеру, город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощения ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост…
Без блинов не масленица, без пирогов — не именины. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. На масленице — первый блин за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: — Честные родители наши, вот для вашей душки блинок! Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН. БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ. БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ. Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Давайте-ка мы тоже приготовим бли- ны на Масленицу, но не будем объедаться — все хорошо в меру!
Ода блинам
Итак, печём блины. Встанем пораньше утром, пока все ещё спят, и приступим. Прежде всего, нужно взять муку. Мука для блинов берётся пшеничная, первого, а лучше — второго сорта (высший сорт оставим для пирогов). И уж ни в коем случае не блинная. Блинная мука для лентяек и неумех. К тому же, в неё уже добавлена сода и, значит, блины из блинной муки не могут получиться по определению. На каждую литровую банку муки — столовая ложка сахара и чайная соли. Перемешали, вбили яйцо. Одного яйца на полкило муки вполне хватит, а то блины получатся слишком сдобными и начнут крошиться прямо на сковороде. Затем начинается самый ответственный момент в приготовлении теста. Понемногу вливаем в муку сначала молоко, а затем воду. Именно так — не муку сыплем в молоко, а молоко льём в муку! Замешиваем довольно крутое тесто и, постепенно добавляя жидкость, доводим его до нужной консистенции. Всё это время, не переставая, перемешиваем тесто деревянной лопаточкой, мутовкой, стальной вилкой или иным подручным инструментом. Ложка для этого дела не годится, она начнёт гнуться и в скором времени сломается.
Секрет этой процедуры прост. Пока тесто густое, в нём попросту не могут образоваться комки, ведь вся масса представляет собой один большой комок. Главное здесь, не бухнуть всю жидкость разом, поскольку тогда от комков не удастся избавиться даже с помощью миксера. Большинство сыплет муку в молоко, и в результате у них получается что угодно, но только не блины. А так, комки, не успевая образоваться, бесследно расходятся в тесте, которое весьма мало отличается от них по густоте.
На литровую банку муки требуется около полулитра молока. Когда молоко кончится, продолжаем доливать воду, до тех пор, пока тесто не станет достаточно жидким. Оно легко стекает с ложки, и в нём совершенно не должно быть комочков. Только из такого теста можно испечь по-настоящему тонкий блин. Последним в тесто доливаем немного подсолнечного масла — ложку или две, размешиваем на прощание и торжественно ставим на огонь сковороду.
Сковорода есть вершина человеческой мысли, и тот факт, что последние сто лет качество сковородок неуклонно ухудшается, доказывает, что человечество, к сожалению, деградирует и в скором времени бывший Нomo sapiens опустится на четвереньки. Секрет изготовления настоящих сковородок утерян в результате двух мировых войн. Как писал некогда С.Михалков: «Если раньше самоходки выпускал иной завод, то сегодня сковородки запустил на полный ход». Промышленность, ориентированная на выпуск самоходок, конечно, не могла наладить производство качественных сковород. Прежде прекрасные сковороды делал Златоустовский завод, лили сковороды и из каслинского чугуна. В начале века в производство пошёл зеркальный чугун, и настоящую сковороду стало не достать. Кое-где в семьях сохранились древние сковороды, но это последние из могикан. Так что придётся печь на том, что есть.
Сковорода для блинов должна быть чистой, поэтому её нужно предварительно хотя бы слегка выжечь. Сковороды не моют, их выжигают. Раскаляем сковороду на сильном огне, так что начинает подниматься синеватый дымок, а затем суём под струю холодной воды. Вздымается столб пара, сковородка визжит, но становится чистой. В крайнем случае, горячую сковородку можно продраить небольшим количеством крупной соли, но лучше не доводить важнейший кухонный инструмент до такого состояния, чтобы без соли его было не очистить.
Выжженую сковороду слегка протираем маслом или свиным салом. Поскольку эту процедуру придётся повторять через каждые семь-восемь блинов, то лучше приготовиться к ней заранее. Проще всего взять кусочек свиного шпика и, наколов его на вилку, смазывать им сковороду. Некоторые накалывают на вилку небольшой кусок сырой картошки, наливают на блюдце чуток подсолнечного масла и макают туда картошину, прежде чем протереть сковороду. А там, где блины пекут часто, имеется специальная метёлочка из гусиных перьев. И вот, на горячую сковороду попадает первая порция теста. Вы думаете это блин? — как бы не так! Первый блин должен быть комом, поэтому первого блина лучше не делать вообще. Вместо него печём несколько маленьких блинчиков размером с пятикопеечную монету. Пробуем, хватает ли соли и сахара, и добавляем, если мало. Вторая порция блинных пятачков подтверждает, что теперь к печению блинов можно приступать всерьёз. Сковорода уже стоит на огне и раскалена не до визга, а до тонкого шипения, то есть, если капнуть на неё водой, то капля не растекается по горячей поверхности, а бегает по ней, словно ртутный шарик. Однако, если при этом раздаётся визг, то значит, что сковорода перекалена, и огонь следует немного притушить. Тесто зачёрпываем большой ложкой и льём на край сковородки. Когда пекутся блины — вся плита безраздельно принадлежит повару. На одной конфорке — сковорода, ещё на двух, выключенных, кастрюля с тестом и плоское блюдо для блинов. Неподалёку стоит сливочное масло, растопленное, если мы действуем перьевой метёлочкой, или просто куском, размягчившимся от кухонного тепла.
Итак, льём порцию теста на край ско- вороды, сковороду поднимаем и делаем в воздухе плавное вращательное движение, чтобы тесто тончайшим слоем растеклось по всей поверхности, но ни в коем случае не вползло на бортик. Хорошая сковорода весит килограмма три, и это движение придётся в бодром темпе повторить около сотни раз. Кто теперь скажет, что печь блины — женское занятие? Конечно, в русских селеньях есть женщины, которым жонглировать сковородой — не в тягость, но всё же, всё же, всё же…
Теперь двумя движениями провести вдоль края пекущегося блина, затем, когда блестящая влажная поверхность теста станет матовой, нож подсовывается под блин и в один приём тончайшее и ещё не пропечённое как следует изделие перекидывается на другой бок. Существует поговорка, что, мол, первый блин — комом. Не знаю, кто её придумал, но печь блины он не умел. Если сковорода как следует выжжена, а потом смазана тонким слоем сала и разогрета в должной степени, если на ней пеклись пробные пятикопеечные блиночки, то уже первый полноценный блин выходит настоящим красавцем.
Сдобные блины на опаре
На 4 ст. пшеничной муки: 1 л молока, 100 г дрожжей, 4-5 яиц, 3-4 ст. ложки сахара, 1 ст. жирной сметаны, 150 г сливочного масла, 1 ст. раст масла, пакетик ванилина, 1/2 ч.л. соды, соль. Для подачи: растопленное сливочное масло, сахар.
Молоко нагреть до 70 градусов, растворить в нем 1 ст. л. сахара, остудить и развести в нем дрожжи. Всыпать 1 ст. просеянной муки, хорошо размешать, чтобы не было комков. Накрыть крышкой и поставить в теплое место на 50-60 минут. Яйца взбить с сахаром, добавить сметану, размягченное масло, соль и ванилин. Смешать все до однородной массы, влить эту смесь в подошедшую опару и, постепенно всыпая оставшуюся муку, замесить густое тесто. Накрыть крышкой и поставить расстаиваться в тепло на 40-50 минут. В поднявшееся тесто влить раст. масло, осадить его и дать еще подойти. Ошпарить тесто кипятком и быстро перемешать, всыпать соду и перемешать еще раз. Готовые блины складывать стопкой на блюдо, смазывая каждый растопленным маслом и посыпая сахаром.
Блинцы с грибами
На 2,5 стакана пшеничной муки: 500 г свежих грибов (например, шампиньонов), 2 ст. воды, 2 ст. л. сахара, 80 г свежих или 2 ст. л. сухих дрожжей, 1 яйцо, 5 ст. л раст. масла, 120 г сливочного масла, 3-4 зубчика чеснока, сода, 1/4 ч. л. перца, соль.
В воде, подогретой до 60 градусов, растворить 1 ст. л. сахара, остудить и добавить дрожжи, 1/2 ст. муки и размешать. Накрыть и поставить в тепло на 40 минут для подъема. Просеять оставшуюся муку, добавить соль, перец, сделать углубление в центре горки. Грибы отварить до готовности, пропустить через мясорубку. Яйцо взбить с оставшимся сахаром, соединить с грибной массой и готовой опарой и, понемногу вливая в муку, замесить тесто. Накрыть и поставить в теплое место. Через 20-30 минут влить в тесто раст. масло, хорошо размешать и дать увеличиться в объеме в 2-3 раза. Влить 1/4 ст. кипятка и быстро размешать, положить соду и выпекать блинцы размером с чайное блюдце. Чеснок измельчить, растереть с солью, соединить с растопленным сливочным маслом и полить блинцы.
Заварные блины с курагой
На 2 ст. пшеничной муки: 2 ст. молока, 3 яйца, 100 г кураги, 10 г дрожжей, 1 ст. л. сахара, 3 ст. л. раст. масла, соль.
Вскипятить молоко и всыпать в него сахар, соль, постепенно ввести муку и тщательно перемешать до исчезновения комков. Дать тесту остыть и влить разведенные в воде дрожжи. В последнюю очередь ввести яйца и хорошо взбить, чтобы тесто стало воздушным. Курагу мелко порезать и добавить в тесто. Тесто выливать небольшими порциями на раскаленную сковороду, смазанную раст. маслом, и сразу, как поверхность блина подсохнет, переворачивать на другую сторону.
Бисквитные блины на кефире
На 1 кг пшеничной муки: 6 яиц, 1 л нежирного кефира, 4 ст. л. раст. масла, 3 ст. ложки сахара, соль.
Желтки отделить от белков и тщательно растереть с сахаром и солью, добавить к ним кефир. Размешать до однородности. Небольшими порциями всыпать муку, постоянно размешивая, чтобы не было комков. Белки взбить в густую пену и ввести их в готовое тесто. Перемешав, сразу начинать выпекать на раскаленной сковороде, смазанной раст. маслом.
Творожные блины на соде
На ст. муки: 100 г творога, 3 яйца, 1/2 ст. сахара, 1 ст. кислого молока, 3 ст. л. раст. масла, 50 г сливочного масла, 1/2 ч. л. соды, соль.
Творог растереть с половиной сливочного масла, яйцами и сахаром. Залить молоком, тщательно размешать, добавить соду. Постепенно, небольшими порциями, ввести муку. Вымешивать тесто до тех пор, пока оно не станет однородным. Влить в тесто раст. масло и еще раз хорошенько размешать. Оставить при комнатной температуре на 20 минут. Выпекать блины на хорошо разогретой сковороде, смазанной раст. маслом. Готовые блины смазывать сливочным маслом.