Скоро исполнится год, как был взят под стражу, а потом приговорен к четырем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься управленческой — хозяйственной деятельностью в коммерческой или иной организации сроком на три года Алексей Федоров. Некоторые городские круги упорно твердят, что его упекли за свободу слова, за сотрудничество с «Вечерним Новочеркасском», за издание собственных выпусков…
Не умаляя права желающих на домысел, приведем факты.
Алексей Федоров — 1977 года рождения, образование неоконченное высшее…Проживал с мамой в мкр. Октябрьском… Членом Союза журналистов РФ никогда не был, писал, но профессионально журналистикой не занимался… Потому вряд ли, об этом есть смысл говорить. Тем более, что еще в середине февраля прошлого года «Вечерний Новочеркасск» начал готовить общественное мнение к тому, что на Алексея Федорова готовятся гонения. До взятия под стражу было еще полтора месяца. И только близкому окружению было известно существо дела, которое потом попытаются замаскировать под личину мести и жестко этим спекулировать во имя политических целей, ничего общего ни с самим Федоровым, ни тем более с его делом не имеющим.
Уголовное дело полностью связано с деятельностью Алексея Федорова в качестве директора ОАО «ГРЭС-2» и относится к периоду 1999 года. Вопреки требованиям указанных законодательных актов Федоров А.В., осуществляя хозяйственную деятельность ОАО «ГРЭС-2», умышленно из личной корыстной заинтересованности и с целью уклонения от уплаты налогов с организации неоднократно в особо крупном размере иным способом, не вел надлежащим образом бухгалтерский учет ОАО «ГРЭС-2», не предоставлял отчетность в инспекцию МНС по Новочеркасску, не платил налоги.
В деле приговора значатся названия фирм, номера платежных поручений, договоров, с которыми возглавляемое Алексеем Федоровым предприятие вело взаиморасчетную (очень модную в то время) деятельность. Покупались нефтепродукты, осуществлялись поставки мазута, принимались векселя за поставленную электроэнергию… Так в результате многоходовых комбинаций за третий квартал 1999 года следовало исчислить налог на добавленную стоимость в сумме 1366 667 рублей (что считается особо крупным размером), но этого руководством данного предприятие сделано не было.
По итогам работы в 4-м квартале 1999 года А. Федоров, как фактический директор ОАО «ГРЭС-2 проводит серию переуступок дебиторской задолженности и в итоге поручает выручку всумме 12 млн.459тыс. 801 руб. от переуступки прав требования долга. Однако в указанный период Федоров А.В., располагая необходимой бухгалтерской и договорно-правовой документацией для ведения бухгалтерского учета, и определения объектов налогообложения, не представил в налоговую инспекцию соответствующий расчет по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал и уплаты в бюджет не произвел. Налог должен был составить 2067633 рубля и составляет особо крупный размер.
И тут начинается детективная история. Виновным себя в судебном заседании подсудимый Федоров А. не признавал, считая себя виновным только в несвоевременной сдаче баланса. Зарегистрирован как директор ОАО ГРЭС-2″ Федоров был еще в июле 1998 года ( в 21 год!), с июля 1999 он собранием акционеров был отстранен от должности, но обжаловал это решение акционеров и в 4-м квартале 1999 года он продолжая заниматься хозяйственной деятельностью, игнорируя решение акционеров и продолжая считать себя генеральным директором, имел печать, документы. в банке по-прежнему был образец его подписи…Парадоксально, но когда речь заходит о реально директорских обязанностях и ответственности, то Федоров А. рассказал суду о том, что балансовый отчет сдать не мог, так как был похищен, сидел в подвале у бандитов, что договоры цессии им были подписаны под физическим принуждением, что реальных денег никогда не получал и умысла уклоняться от налогов не было, это было лишь стечение обстоятельств… Примечательно, что подобные утверждения Федорова А. никем и ничем не подтверждаются, а потому могли быть расценены судом только как способ защиты, с целью избежать уголовной ответственности.
Вина Федорова А. в совершении преступления доказывалась совокупностью собранных по делу материалов, показаниями целого ряда свидетелей, экспертными заключениями. В ходе проверки установлено, что уступка права требования долга с ОАО «Новочеркасская ГРЭС», произведенные ОАО «ГРЭС-2» третьим лицам, повлекшее за собой погашение дебиторской задолженности ОАО «Новочеркасская ГРЭС», а также получение векселей, в целях налогообложения расценивается как выручка, полученная ОАО «ГРЭС-2» за реализованный мазут «ОАО «Новочеркасская ГРЭС». Назначенная по просьбе подсудимого и его защиты бухгалтерская экспертиза, проведенная в судебном заседании, подтвердила правильность выводов акта № 15.1.178 о проверке налогоплательщика. Она выявила, что основным видом деятельности ОАО «ГРЭС-2» является организация взаимозачетов и финансовая деятельность с правом эмитировать и индоссировать векселя. Полученное право требования от ОАО «Новочеркасская ГРЭС» ОАО «ГРЭС-2» переуступает третьим лицам, что является подтверждением факта реализации мазута. Уступка права требования была реализована во 2-м, 3-м, 4-м кварталах. Общая сумма неисчисленного налога за 3 и 4 кварталы 1999 года составляет 3 млн.434 300 рублей. Суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения. Указанные суммы по отдельности, как и общая, являются особо крупным размером, а действия Федорова А. носят неоднократный характер, его заявления о том, что у него не было умысла уклоняться от уплаты налогов, опровергаются его же последовательными действиями, связанными с уклонением от уплаты налогов, начиная со второго квартала 1999 года. Таким образом, действия Алексея Валерьевича Федорова следует квалифицировать, как сказано в обвинительном приговоре, по п.п. «в.г» ч.2 ст. 199 Уголовного кодекса РФ — уклонение от уплаты налогов с организации иным способом, совершенное неоднократно в особо крупном размере. Обстоятельств отягчающих вину подсудимого судом не установлено. Учитывая, что подсудимый в последнее время занимался творческой деятельностью, сотрудничая с прессой, имел определенные заслуги в этой области, это обстоятельство было расценено как смягчающее вину. Сыграло печальную роль в его деле поведение во время и после совершения преступления, так как находясь на свободе, Федоров А.В. не использовал реальную возможность возместить причиненный ущерб и избежать уголовного наказания, напротив он пытался бравировать этим обстоятельством…Учитывая, что Федоровым А. не были предприняты меры, способствующие уменьшению степени общественной опасности содеянного, суд признал целесообразным назначить наказание, связанное с его реальным отбыванием в местах лишения свободы. Срок наказания исчисляется с 28 марта 2003 года.