Сегодня: 19 июля 5387, Четверг

Не знаю, как это случилось, но с недавних пор культурные и природные явления как-то тесно переплелись между собой. Может потому, что культура — это выражение души, а душа, хотим мы этого или нет, чувствует природу лучше, чем разум понимает. Так, в двух городах Ростовской области — Новочеркасске и Батайске появилась прекрасная традиция — наша выставка «Женская Палитра» встречает весну, а «Волшебники Дона» провожают осень. Одна, как подснежник, открывается с первыми весенними лучами солнца, а другая пытается вобрать в себя и сохранить до следующей весны ускользающее тепло «бабьего лета». Но не только подверженность ритмам природы роднит две эти выставки. Новочеркасск и Батайск давно уже побратались, или вернее будет сказать, «посестрились» на ниве женского творчества. И хотя в Центр народного творчества Батайска, как, впрочем, и в «Женскую Палитру» вход мужчинам не воспрещён, они, за редким исключением, почему- то не спешат осчастливить нас своим участием. Вот и получается, что культура у нас и в прямом и в переносном смысле — явление женского рода. Нежные руки мастериц вышивки, коллажа, бисероплетения сплели в единый задушевный узор наши сердца и мысли. На весеннюю выставку в Новочеркасск батайчанки везут к нам свои работы, а осенью наши художницы отправляются к ним с ответным визитом.

Люди часто сетуют на случай, хотя случайных встреч не бывает! Так уж получилось, что, будучи соседками, познакомились мы почти что за тридевять земель. В 2001 году фестиваль самодеятельных художников Северного Кавказа «Ковчег» в г.Краснодаре свёл народных мастериц Батайска и Новочеркасска. В калейдоскопе фестивальных событий мы успели не только познакомиться, но и обменяться планами на будущее. К тому времени выставка «Женская Палитра» стала уже неотъемлемой частью культурной жизни Новочеркасска, и мы пригласили своих новых знакомых принять в ней участие. Председатель Центра народных мастеров Вера Александровна Скарга и по сей день удивляется тому, как мимолётное знакомство смогло превратиться в творческую дружбу. Участие батайских мастериц в нашей выставке не прошло бесследно не только для них самих, но и для г.Батайска. После выставки «Женская Палитра» Вера Александровна загорелась желанием провести нечто подобное и в своём городе. За помощью обратились к «Женской Палитре», которая из выставки превратилась в региональную общественную организацию. И наши усилия были вознаграждены: вот уже вторая выставка «Волшебники Дона» состоялась в г.Батайске. Два — это уже закономерность. Батайск заразился от нас «выставочной традиционностью». Её ждут и зрители и участники. Люди соскучились по своим народным, а не привезённым из-за моря традициям. А выставка — это не просто экспонаты на стенах, это праздник, где предвкушение события не менее важно, чем само действо. Оно настраивает на особый лад ожидания чуда. И это чудо дарят своими произведениями «Волшебники Дона». В их руках обрезки ткани превращаются в сказочные панно, стебельки соломки в ускользающие парусники, из-под резца выходят мифические животные, а из-под кисти — манящие дали. Какой магией надо владеть, чтобы из «сора» делать свои маленькие шедевры? Только магия любви способна творить и преображать мир! Чудо преображения не только в произведениях художников и народных мастеров, оно затронуло и сам музей истории г.Батайска. Вмещая в себя ежегодно столько красоты, он не мог не преобразиться сам. Мои подруги по «Женской Палитре» Ирина Прохоренко и Антонина Гловацкая, впервые перешагнувшие порог музея, не могли скрыть восхищения. Парадная лестница вдоль зеркальной стены вела в выставочный зал, где под ногами художников заблестел свежевскрытый паркетный пол. Ненавязчивый тёплый цвет стен удачно оттенял работы участников. Подобранные в тон занавеси рассеивали солнечный свет, который, смешиваясь с верхним искусственным освещением, позволял рассмотреть каждое произведение в мельчайших подробностях. Может, это и мелочи. Бриллиант всегда останется бриллиантом, куда его не помести. Но искусная оправа позволяет подчеркнуть его свойства в полной мере. Вот так и с музеем: приобретя выставочную законченность своих залов, он усилил звучание самой экспозиции. Здесь больше не осталось не удачных для зрительского восприятия мест.
А когда два с половиной года назад впервые попала сюда, готовя с Верой Александровной первых «Волшебников», я была поражена запустением музея. Главной «волшебнице» было достаточно на меня взглянуть, чтобы всё понять. «Неужели всё так плохо?» — грустно спросила она. «Ну что Вы, вовсе нет», — попыталась я изобразить оптимизм. Однако желание сделать в своём городе выставку оказалось настолько велико, что все внешние трудности рухнули, как непрочный мостик под напором стихии. Только стихия по имени Вера оказалась не разрушительной, а созидательной.

Сегодня выставочный зал сияет, как «яичко к Христову дню». На сей раз выставка «Волшебники Дона» посвящена духовному возрождению Юга России и имеет второе название «Вера, Надежда, Любовь». Её открытие состоялось в праздник Воздвижения Креста Господня вместе с освящением памятника св. апостолу Андрею Первозванному. Макет этого памятника скульптора С.М.Исакова был представлен на выставке. Большой интерес вызвала Новочеркасская экспозиция. Она заняла одно из центральных мест, привлекая внимание разноплановостью произведений. Отзвуки отшумевших торжеств в честь 250-летия М.И.Платова донесли до Батайска произведения Новочеркасских мастеров. Работы Владимира Грезунова стали композиционным центром Новочеркасской экспозиции. Художник выступает в неожиданном для зрителя качестве декоратора. Его эскиз гобелена «Новый Черкасск» — узнаваемая мозаика любимого города: увенчанная двуглавым орлом и охраняемая золотым ангелом казачья столица. Её основатель и лихой атаман М.И.Платов на любимом белоснежном коне шашкой наголо салютует нам через вечность на картине «Ратный труд». В этой работе живописные и декоративные приёмы борются между собой. Желая как можно полнее раскрыть многогранную личность М.И.Платова, а не просто передать портретное сходство, автор использует не свойственный для классической живописи плакатный подход. Время стирает черты, оставляя в памяти потомков великие дела героев. Эту идею стремился передать в своём произведении член Союза художников России В.А.Грезунов, когда в символично-образной форме собрал в единую композицию основные вехи ратного труда донского атамана М.И.Платова. Но сквозь все декоративные приёмы неотступно проступает Грезунов-живописец, тонкий знаток души родного края.

Устав бороться с постоянными наводнениями в Старочеркасске, М.И.Платов основал свою новую столицу на горе. Вознесённый над степным раздольем и коварными водами донских рек город зрители смогли увидеть на картине А.А.Гловацкой «Рыбаки». Вот уж кто не изменяет традициям русской реалистической живописи. В её работе всё весомо, зримо и ощутимо: и лодки рыбаков застывшие на водной глади реки Тузлов, и облепившие гору дома разросшегося города.
В дни юбилейных торжеств в Новочеркасске, как это водится, не обходилось без праздничных натюрмортов. Один такой натюрморт изобразила И.Н.Левченко. Его отличает светлая радостная гамма. Наполненные во славу героя бокалы уже ждут гостей. А шикарный букет, заполонивший всё изобразительное пространство, словно праздничный фейерверк, взметается ввысь лихими мазками художницы.
Так уж сложилось, что батайские мастера наиболее сильны в декоративно-прикладном искусстве, но как оказалось, мы их тоже можем кое-чем удивить. Вот уже второй раз — по приглашению организаторов — в выставке «Волшебники Дона» принимает участие наша мастерица вышивки гладью Галина Лисовская. Экскурсовод неизменно подводит группу к её работам, которые и вышивками называть не совсем уместно — настолько не вписываются они в наши представления о женском рукоделии. Она наносит тонкие стежки более ловко, чем иной художник мазки, и добивается поистине живописного эффекта. Я бы назвала её работы живописью нитей, настолько точно они передают нюансы цвета. Своё вдохновение Галина Георгиевна черпает в искусстве старых мастеров. На батайской выставке она представила произведения, выполненные по мотивам картин Т.Гейнсборо «Миссис Эллиот» и И.Хруцкого «Натюрморт со свечой». Но , даже строго классическим произведениям мастерица придаёт камерный характер, привносит в них своё отношение к изображаемому, создаёт галерею собственного виденья классики.
Батайские мастерицы виртуозны в изготовлении панно из соломки. Постоянные посетители выставки «Женская Палитра» в Новочеркасске уже успели по достоинству оценить восхитительные «Розы» и трепещущую «Сирень в корзине» Л.П.Лившиц. Не отстаёт от неё в стремлении к самовыражению и наша мастерица И.В.Прохоренко. Кропотливая работа с соломкой требует особого внимания. Здесь необходим ничего не упускающий из виду женский взгляд и умелые тонкие пальчики, определяющие каждому элементу своё место. И тогда вспыхнет свеча на «Рождественском натюрморте» и поманит спелыми гроздями «Рябина». Высохшие стебли и увядшие колосья получают вторую жизнь в руках И.В.Прохоренко. Если в Батайске в этом жанре работает несколько мастериц, то в нашем городе, насколько мне известно, одна Ирина выполняет работы в непростой технике соломки.

«Женская Палитра» представляла зрителям Батайска все виды изобразительного искусства. Так, графические работы Галины Грезуновой привлекают необычностью. Она пытается изобразить невидимое. Графика позволяет ей раскрыть потаённую сущность огня, охраняемого Берегинями, или проникнуть в суть «Неадекватного мышления». Один увидит в её работах что-то своё, а другой пройдёт мимо, не делая над собой усилий, чтобы разглядеть «чёрную кошку» в своём сознании.
Относительно моего личного творчества у батайчанок был спецзаказ. На третьей выставке женского творчества я впервые представила графический цикл «Валаамские зарисовки». Так сложилось, что, имея разностороннее образование, я всегда больше тяготела к живописи, и новочеркассцы, привыкшие видеть мои работы маслом, были удивлены новым направлением творчества. Я впервые попробовала использовать в качестве графического материала чёрную гелиевую ручку, создающую эффект рисования пером и тушью. Для быстрых рисунков во время путешествия эта техника подходила больше всего. А путь мой лежал за тысячи километров на святой остров Валаам. Забытый и разрушенный, он возрождался на глазах. Казалось, от самой его земли исходят духовные силы. А какое раздолье для художника! Не нужно долго ходить в поисках подходящего пейзажа. Можно не сходя с места нарисовать четыре замечательных вида, лишь поворачиваясь в разные стороны. Чудеса, да и только! Недаром воспитанники Императорской Академии художеств приезжали сюда на летнюю практику. Где-то тут с этюдником на плече бродил И.И.Шишкин, торопился закончить набросок Ф.А.Васильев, любовался потухающим днём А.И.Куинджи, а теперь и я, недостойная, приобщилась этой красоты и даже увезла её частицу с собой. И теперь её слабый отпечаток видят зрители и, видимо, оставляют мои рисунки какой-то след в их душах, если просят, чтобы я на очередную выставку привезла свои «Валаамские зарисовки».

В экспозицию, помимо работ Новочеркасских и Батайских мастеров, вошли произведения таких известных ростовских художников как Г.Запечнов, В.Бегма, Л.Улыбина, С.Олешня и др. Духовная направленность определила основную тематику представленных работ. Но вне зависимости от того, что было изображено — храм на пригорке или незатейливый букетик, каждый автор вложил в своё творение душу, а значит, внёс свою частицу, свою искорку таланта в духовное возрождение Родины. Из искры, как известно, возгорается пламя. А зажечь других может только тот, кто горит сам. Такой неугомонной «поджигательницей» в Батайске была и остаётся Вера Александровна Скарга. Её пламень не даёт тлеть никому: ни народным мастерам, ни Администрации г.Батайска, ни даже Министерству культуры Ростовской области. Казалось, что свеча — символ творческого горения, зажглась на закрытии выставки только от того, что её в руки взяла Вера. Она шла по залу, и от её свечи, как от сердца, вспыхивали огоньки на столах у всех присутствующих. Мерцающие язычки пламени привнесли в торжественно-официальную церемонию душевные нотки. Происходящее перестало быть культурным мероприятием и стало встречей друзей. Все стремились поделиться своими достижениями, рассказать о том, где побывали, в каких выставках приняли участие, обсудить работы друг друга, и, по возможности, выведать кое-какие профессиональные секреты. На закрытии заведующая Отделом культуры Администрации г. Батайска Г.А.Сухаревская вручила участникам выставки благодарственные письма. А Центр народных мастеров наградил художников эксклюзивными медалями ручной работы, на которых изображён символ-талисман Центра подсолнух. Цветок, издревле посвящённый солнцу, жизни и свету, земное отражение небесного светила, маленькое солнышко, напоминающее о призвании человека. Теперь такие солнышки-подсолнушки будут произрастать и у нас в Новочеркасске А сама наша общественная организация «Женская Палитра» была награждена благодарственным письмом от мэра города В.В.Путилина. Нас до глубины души тронул подарок батайчанок, преподнёсших нам символ собственного сердца. Большое, красивое, цветущее сердце коллектива Центра народных мастеров трепетало в руках как живое, несмотря на то, что было из бархата. «Вы всегда в нашем сердце», — сказала Вера. Но об этом можно было и не говорить. Ведь изобразительное искусство тем и отличается от всех остальных, что можно обойтись без слов. А то, что не увидишь глазами, подскажет сердце.

Говорят, что сердце народа выражается в песне. У кого нет голоса, поёт душой, а у кого есть — заставляет петь души других, как это делает ансамбль народной песни «Россияне» г.Батайска. Переливы народных песен, как завершающий мазок на холсте художника, не только подчеркнули праздничную атмосферу встречи, но и гармонично дополнили картину народного творчества. Вырвавшись наружу, внутреннее горение закружило и хозяев и гостей в вихре народной пляски. И даже смолкнув, напевы всё ещё продолжали звучать в душе, воскрешая в памяти теплоту встречи. Выставка закрылась. Осень вот-вот передаст свои права зиме. Но волшебницам Дона скучать не приходится, через какие-нибудь три-четыре месяца к нам снова пожалует весна, и нужно быть готовыми к её встрече, ведь в следующем году «Женской Палитре» исполняется пять лет!