На днях мы с давним знакомым ехали трамваем с Азовского рынка. Рассуждали о том, что нынешние базары совсем не похожи на бывшие советские, и о ценах, конечно… Потом я спросил его, всеми ли рынками он пользуется, и сколько их теперь в старой части города.
— Если считать островки сохранившейся уличной торговли, то много, а настоящих — три: Азовский, Магнит и Баклановский.
— Да, это так, — согласился я, — но Магнит и Баклановский оформились в последнее десятилетие. Значит до 90-х годов у нас был один, Азовский, или как его называли, Старый базар?
Мой попутчик, немного подумав, возразил:
— Нет, не один. Ты что, не помнишь, что были еще два базара — Сенной, между улицами Маяковского и Школьной и, внизу, на улице Кавказской (позже Шевченко), между Красным спуском и проспектом Ермака?
— Конечно помню. На Сенном мы с отцом после войны купили телочку (на корову денег не хватило), а на том, что ближе к железнодорожному вокзалу, родители продавали овощи со своего огорода (мы тогда жили в станице Кривянской). Я помогал им доставлять овощи на базар. Единственным транспортным средством у нас был велосипед. Нагруженный мы катили в город вдвоем с отцом или мамой, а возвращался я домой налегке и с ветерком. Со временем базар зачах и как-то незаметно прекратил свое существование. Способствовало этому и то, что кривянцы, обзаводясь автомашинами, стали вывозить свою продукцию в другие, более отдаленные, города. А «безлошадников» рейсовый автобус № 109 подвозил прямо к Старому базару. Легко и удобно.
Собеседник мой, в свою очередь, припомнил, как видоизменялся Сенной базар. Из обширного, на котором торговали скотом, сеном и многим другим он, теснимый с трех сторон новыми строениями, превратился в небольшой базарчик. Потом его вытеснила бензозаправка. Теперь там платная стоянка «дальнобойщиков» и техобслуживание автомашин. Однако над входом со стороны улицы Маяковского все еще обозначено: «Сенной базар». Недавно мэр обещал возродить этот базарчик.
— Все-таки получается, что 15-20 лет Старый базар действительно был единственным в городе, — заключил я.
— Интересно, а как с этим делом было в Донской столице до прихода красных? — Не знаешь? — Спросил мой товарищ.
— Знаю, но не очень много. В начале прошлого века в Новочеркасске было три больших базарных площади: Азовская, Троицкая и Тузловская. Азовский базар не даром называют Старым, ведь он возник на Азовской площади, которая значится на первых планах города. На плане Новочеркасска 1895 года это уже Азовская базарная площадь. Она была значительно больше нынешней, т.к. простиралась до улицы Барочной (теперь Орджоникидзе). Постройки банно-прачечного комбината и трехэтажные жилые дома здесь появились в советское время (соответственно в 30-х и в 50-х годах).
— А Троицкая базарная площадь находилась у Троицкой церкви?
— Не угадал. Это была самостоятельная площадь, примыкавшая к проспекту Ермака и ограниченная улицами Ольгинской (Школьная), Воспитательной (Фрунзе) и Прибылянской (Маяковского).
— Так это же, где потом был Сенной базар?
— Да. Только ему досталась лишь часть той площади, т.к. со стороны проспекта Ермака и улицы Школьной её активно начали осваивать строители. Особенно после Великой Отечественной войны.
— А как ты думаешь, — задаю я встречный вопрос, — где была Тузловская базарная площадь?
— Наверно там, где теперь гаражей понастроили. Там еще вроде бы были улицы Верхнетузловская и Нижнетузловская.
— По части улиц все верно. Теперь это улицы Желябова и Ефремова. А вот Тузловская базарная площадь находилась в другом месте. Ею заканчивался крутой спуск Санкт-Петербургского проспекта (Спуск Герцена). Иначе говоря, базар здесь размещался по обе стороны дороги от окраины города до моста через р. Тузлов. На одной из старых фотографий видны капитальные постройки на той площади — похоже склады, навесы и пр.
Кроме трех базарных площадей в дореволюционном Новочеркасске были еще две Ярмарочные. Одна из них находилась где-то в районе нынешней улицы Народной (тогда она называлась Нарочной), а вот где была другая — не знаю.
Так за «базарными» разговорами мы и доехали до нашей остановки у Баклановского рынка, услугами которого пользуются в основном состоятельные горожане.