Сегодня:

Вся крепость цивилизации
зависит от науки и искусства.
Анри Пуанкаре.

В Доме-музее М.Б. Грекова открыта выставка «Покров на Дону». Основу экспозиции выставки составили экспонаты из фондов Музея истории донского казачества — иконы, различная церковная утварь,фотографии и цикл акварелей С.Д. Хлебникова «Храмы Новочеркасска». Посетители выставки увидят также работы еще нескольких городских художников, в той или иной мере связанные с темой выставки. Многие новочеркасцы, думаю, будут благодарны устроителям выставки за удовольствие снова видеть акварели Хлебникова, за повод вспомнить и поговорить о нем.

Октябрь и ноябрь оказались для Станислава Дмитриевича рубежными. В начале октября 1931 года он родился, а в конце ноября 2000 года — умер. Насколько я знаю, он не был верующим человеком, однако храмы, не только новочеркасские, рисовал часто и с удовольствием. В них его привлекали гармоничность форм, величавость, красота.

Но подлинным храмом его души был НПИ — храм высшего образования, храм науки. Сюда он пришел после десятилетки и здесь закончил свой жизненный путь. В институте-университете Хлебников преодолел все ступени роста вузовского преподавателя: аспирант — ассистент — старший преподаватель — доцент — профессор. Его фамилия значится в числе первых преподавателей организованной в 1953 году кафедры «Теоретические основы электротехники». Впоследствии он стал главным ее методистом и одним из ведущих ученых. Чтобы понять, в какой сложной области знаний работал Хлебников, достаточно назвать хотя бы две его публикации — монографию «Моделирование и расчеты переходных режимов в цепях релейной защиты» (соавтор Э.В. Подгорный) и учебное пособие с грифом Минобразования РФ «Компьютерный расчет стационарных режимов линейных электрических цепей». Слушатели Хлебникова-лектора (среди них был и президент ЮРГТУ (НПИ) В.Е. Шукшунов) неизменно отмечали его способность доходчиво объяснять головоломно сложные положения ТОЭ, а также остроумие и демократичность. Тут он был достойным преемником своего наставника профессора А.Д. Дроздова. Когда Станислав стал профессором, я отметил это в приветственном четверостишии:

Способнейший «птенец» Дроздова
Достиг профессорских вершин.
Маэстро кисти и живого слова
На все имеет свой аршин.

В политехническом Хлебников приобщился к изобразительному искусству и состоялся как художник. В 1954 году при кафедре архитектуры была организована художественная студия. Руководил ею художник-педагог (впоследствии доктор педагогических наук) Г.В. Беда. Наряду со студентами стройфака (я был в их числе) в студию пришли студенты и других факультетов, в т.ч. студент энергофака Станислав Хлебников или просто Стас. Он только что завоевал звание чемпиона области по боксу, но почему-то забросил боксерские перчатки и серьезно занялся рисунком и акварельной живописью. Настолько серьезно, что уже через год принял участие в первой городской художественной выставке и стал напарником Юрия Коженцева, выпускавшего знаменитую сатирическую стенгазету НПИ «Пылесос». Кроме того, Стас начал регулярно работать на пленэре. Скоро натурные этюды стали перерастать в законченные пейзажи, а натюрморты из учебных упражнений — в оригинальные произведения. Рост его мастерства отмечали не только посетители выставок, но и художники-профессионалы и искусствоведы. Не случайно же цикл «Храмы Новочеркасска», состоящий из семи листов, был приобретен в 1988 году Музеем истории донского казачества. Для самодеятельного художника это большая честь и стимул к самосовершенствованию.

В апреле 1993 года в Грековском музее демонстрировалась персональная выставка С.Д. Хлебникова. Вот что писал о ней журналист Н. Кисляков («Донская речь» 16.04.1993): «Посмотрите выставку работ Хлебникова и вам покажутся мелкими и ничтожными кипящие вокруг нас страсти, ибо вы прикоснетесь к прекрасному, вечному, к природе, к творению рук человеческих. Вы не увидите в его картинах мрачных тонов — они светлы, они проникнуты любовью к городу и его окрестностям. Это солнечный художник, это неистребимый оптимист — таков он и в жизни».
И все же официальное признание Хлебников-художник получил лишь в последние годы жизни. В 1997 году он становится лауреатом премии имени народного художника СССР Н.В. Овечкина, а через год его приняли в Союз художников России. Событием и для художника и для многочисленных поклонников его таланта стало издание массовым тиражом альбома акварелей «Мой Новочеркасск». 33 цветные репродукции (к сожалению, их цвет порой далек от оригиналов) позволяют составить представление об уровне мастерства акварелиста.

Впрочем, я, кажется, задал слишком серьезный тон повествованию о Хлебникове. Профессор с кисточкой, как удачно обозвал его журналист И. Кравченко, обладал чувством юмора, любил пошутить не только над кем-либо, но и над собой. Вот как охарактеризовал он себя в последней шуточной автобиографии, написанной от третьего лица: «Характер импульсивный, возбуждается по пустякам, но быстро отходит. Реакция на слова быстрая, однако, часто отвечает невпопад. Манера говорить «полушутя» некоторым нравится, но людей серьезных раздражает. Ради остроты часто жертвует приличием, что негативно отражается на репутации. Обожает анекдоты: независимо от из пристойности — лишь бы было коротко и смешно». Он и автобиографию свою закончил анекдотом собственного сочинения.
А вот еще оттуда же: «… все приличные слова будут сказаны о нем другими — с поминальной рюмкой в руках (наверное, в столовой № 29)». Все так и произошло. И столовая № 29, и много, много не просто приличных, а благодарных слов сказано во след Станиславу Дмитриевичу за поминальным столом.

В статье, посвященной его памяти («КИ» 20.12.2000) зав. кафедрой ТОЭ Г. Птах писал: «Природа одарила С.Д. Хлебникова талантом и душой художника. И этот талант он посвятил родному городу. Хотелось, чтобы и Новочеркасск ответил благодарностью, и одной из улиц, на которой стоит дом художника, было присвоено его имя». Дом, в котором жил Хлебников, стоит на пересечении улиц Народной и 26 Бакинских комиссаров. Это тяжеловесное и для многих не понятное название бывшая Зеленая улица носит и ныне. А как бы хорошо звучало: «Улица Хлебникова»! Интересно, как отреагируют на это предложение, живущие под 26 комиссарами?