Сегодня:

Замкнутый круг для Робинзонов Бурляевки

«Бурляевка» — так в честь первого поселенца назвали жители свой поселок, состоящий из микрорайонов №№ 7, 9, 9а, 10 Восточного жилого массива города Новочеркасска. Вам это о чем-нибудь говорит? Думаю, нет. Об этом когда-то «перспективном микрорайоне повышенной комфортности» за Новым городком забыли напрочь. Ну забыли — и хорошо, живите себе, как все люди, среди природы — тишь да благодать…

Бурляевцы бы и рады «как все», им уже надоело вести «увлекательнейшую» переписку с различными инстанциями, но впереди — зима.
А зимой, как правило, холодно. В неотапливаемом доме можно и замерзнуть. Печное отопление разрушили, на его место установили газовое. А газа все нет. Как так вышло — одним словом не скажешь. Рассказ нужно бы вести еще с 1989 года, когда была основана Бурляевка. Участки (3-6 соток) выделялись переселенцам из санитарной зоны Новочеркасского электродного завода, а также военнослужащим, уволенным в запас. Предполагалось, что строительство домиков на 50% будет завершено самими жильцами, а НЭЗ пополам с бюджетом города организует инфраструктуру поселка. По планам — не поселок бы получился, а сказка! Если бы не грянули один за другим наши российские перевороты с переменой власти. И про Бурляевку все быстренько забыли. Ну, не совсем, конечно. Силами и на средства ОАО «НЭЗ» были проведены вода и канализация, проведены дороги, подключена электроэнергия. Но… На то, что в водопроводе нет необходимого напора, жаловаться уже и забыли. На фоне остального это не такая уж проблема. Питание всего района осуществляется по временной схеме от КТП, а потому напряжение занижено, особенно в зимнее время. Для всех электроприборов это чревато. Вообще-то, согласно плану, в районе должно быть две электроподстанции, а есть только фундамент под одну из них.

Когда-то отсыпанная гравием дорога находится в ужасном состоянии, поэтому сюда невозможно пустить автобус. Как и было обещано, к учебному году возобновили рейсы в Хотунок (продлили маршрут «Хотунок-Новый городок»). Спасибо, но рейс все-таки рассчитан на школьников. А ведь здесь живет сотня семей, и после работы, например, вернуться в поселок уже проблема: после шести — рейсов уже нет. А школьники второй смены? И утром рейсов мало, — были хотя бы через час, а то поехал на рынок — а потом сидишь на остановочке часок-другой (пройти эти несчастные полтора километра от трассы до поселка, если поехать, например, на 11-м маршруте, бабушки просто не в состоянии, особенно с сумками). А на рынок выбираться жизненно необходимо: того же хлеба купить. В Бурляевке нет никакого магазина, нет аптеки. А если кому-то стало плохо — а это происходит регулярно, потому что в поселке живут пенсионеры, ветераны войны и труда, чернобыльцы — невозможно вызвать «скорую», потому что нет телефона, даже автомата. А когда все же найдут мобильный у соседей (здесь мобильник — не роскошь, а средство выжить), «скорую» нужно встречать за 1,5 километра до района и сопровождать — потому что уличное освещение в поселке отсутствует. Уже несколько лет. Есть и столбы фонарные, и кабель, и за свет платят жители. В «Электросетях» говорят, что лампочки надо поменять в фонарях. Только денег нет сейчас на это, да и долго они не продержатся — из-за низкого напряжения.

В принципе, жили же раньше наши предки без телефонов… Письма писали… Но бурляевцы и этой возможности лишены! Их как будто нет в городе, вопрос с почтовым обслуживанием решен самими бурляевцами — вот уже несколько месяцев письма собирает и отвозит на 14-е почтовое отделение (в Хотунке), а также и обратно местный парень. Понятное дело, каково почтальону было бы месить грязь на неосвещенной дороге где-нибудь на проспекте де Воллана… Ведь дорога не только разбивается тяжелой техникой (строительство продолжается, заселены еще не все дома). Около каждого дома вырыты траншеи — хорошо, если огороженные жителями. На дне — трубы. Газовые трубы.

Вот и пришли мы к этой больной для жителей поселка теме. Возможно, они попытались бы строить инфраструктуру за собственные средства, но, увы, все деньги «на черный день» уже вложены в строительство газопровода. Казалось бы, чего проще — в 100 метрах от поселка пролегают трубы для газификации многоэтажек 3-го ВЖР, готов проект… Строй — не хочу! Так ведь и построен уже газопровод. Осталось произвести врезку домовладений в общую магистраль — и никакая зима не страшна! Только не все так просто. Робинзонам впору отмечать этапы борьбы за газопровод в специальном дневнике.

Январь 2001 — получено разрешение на проектирование и строительство газопровода. Причем, заметьте, люди позаботились не только о себе. В проекте учтены находящиеся вокруг четыре поселка, поэтому проложены трубы большего диаметра. Для жителей 9-го ВЖР это обошлось дороже, зато теперь остальным поселкам можно будет сразу подключаться к магистральному газопроводу.
Сентябрь 2001 — письмо с просьбой включить в план социально-экономического развития города на 2002 год строительство 1-ой очереди газопровода по проекту, заказанному ОАО «НЭЗ».

Февраль 2002 года — состоялась встреча с директором департамента строительства и городского развития А.В. Бондаревичем, который рекомендовал создать кооператив и осуществить строительство газопровода в долевом участии: 50% средств кооператива и 50% — городского бюджета. Так как бюджет 2002 года уже был принят, жителям предложили начать строительство на деньги кооператива с дальнейшим финансированием из средств бюджета 2003 года. Сказано — сделано.
Май 2002 года — организован кооператив «Восточный», состоящий из 65 семей, и собрано 50% средств от сметной стоимости проекта. Это миллион рублей (включая финансовую помощь электродного завода).

Июнь 2002 — уже смогли начать строительство, потому что подрядчик — «Ростовоблспецремстройгаз» в лице директора С.Н. Коржова — выступил и инвестором. В устной договоренности А.В. Бондаревич пообещал, что затраты подрядной организации будут компенсированы из средств городского бюджета — после завершения строительства.

К концу 2002 года газопровод был готов почти на 100%. С ноября 2002 по май 2003 года проводилась опрессовка — газопровод стоял под давлением в 6 атмосфер, включена защита от коррозии, «Горгаз» поставил аппараты телеметрии. Но нужной суммы для передачи газопровода на баланс ни в городском, ни в областном бюджетах не нашлось (газопровод обязательно должен принадлежать какой-нибудь организации, которая бы оплачивала его эксплуатацию и техобслуживание, — у кооператива на то, чтобы выкупить свое детище, таких денег нет). Газификацию домов отложили до весны 2003 года.

Март 2003 — видимо, прошел слух, что деньги нашлись. В срочном порядке начали долбить мерзлую землю, ставить опоры, чтобы подвести газовые трубы непосредственно к домам, жителям разбирали печи угольного отопления и ставили газовое оборудование. И вновь все затихло. А ведь незакопанные трубы не могут лежать в земле бесконечно. О перерытых дорогах и грядущей зиме и говорить не приходится. Жители забеспокоились и принялись писать письма.
Но в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ростовской области ответили, что, «учитывая финансовые возможности области, принято решение о частичной оплате работ по газификации жилья инвалидов, ветеранов и вдов участников ВОВ в объеме 50% от стоимости газификации домовладения, но не более 7 тыс. рублей. Другим категориям граждан финансовая помощь из средств областного бюджета, к сожалению, не предусмотрена. (Какая разница, предусмотрена или нет — даже частично работы не оплачиваются. Собери хоть тонну справок, этой самой «финансовой помощи» не дождешься). Строительство уличных разводящих газопроводов осуществляется за счет средств населения (…) и местного бюджета» (из ответа жителям поселка замдиректора департамента по жилищной и строительной политике А.В. Олейника от 11.06.2003г.).

То есть, вопрос должен рассматриваться на городском уровне. Но — «для сдачи газопровода в эксплуатацию и передачи его на баланс ОАО «Новочеркасскгоргаз» необходимо погасить задолженность перед подрядной организацией ОАО «Ростовоблспецремстройгаз». В июле администрация города изыскивает возможность погасить эту задолженность за счет средств областного бюджета»…
Вот такой вот замкнутый круг получается. Уж осень на дворе. Обогреваться зимой «робинзонам» будет нечем. Угольное отопление переделано, электрообогреватели использовать нельзя из-за низкого напряжения, а 1 200 000 рублей найти негде. Писать письма, как видно, бесполезно. Пока что они готовят «буржуйки» — вы себе представили, да? — и завещания: если уж сентябрь такой холодный, то что же будет в январе?.. Хотели пойти на крайние меры: устроить пикет.

3-го сентября устроили собрание, чтобы всем миром решить: надо или не надо. Пригласили представителей власти. Потом узнали последние новости: возможно, газ подключат все же в этом году. Подрядчик, и так уже много добра сделавший для жителей, идет на очередную уступку: оплата за газопровод будет опять отсрочена. Для этого директор «Ростовоблспецремстройгаза» С.Н. Коржов составляет вместе с департаментом строительства и городского развития акт № 2 (о завершении работ), затем подписывается договор, который гарантирует, что деньги будут выплачены при наличии источника финансирования (необязательно в этом году), а газ подключат уже сейчас.
Этот вопрос обещано решить до 20 сентября. Если нет… Воздержусь от предположений, на что может толкнуть людей холод.

Фото автора.
row['name']