Сегодня:

Премьера
Афишка была так себе, хиленькая, размером едва с подошву, буковки величиной с ноготь, и выглядела она на зеркально-роскошной двери театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской как бедная заплата на ярком рубище певца. Первая мысль — жалостливая — это что же случилось у нас с театром, если о своей работе он заявляет так робко, и уж не происки ли тут «заботливых» градоначальников, сперва оттяпавших у храма искусств часть помещений, а ныне и вовсе сводящих значение культуры в городе к нулю? (Кстати, городской дом культуры сегодня в похожем положении.) Да и как, имея такую, с позволения сказать, рекламу, театр сможет собрать зал?

Слава богам, в последнем я ошиблась. Слухом, видно, земля полнится, а если постановка стоящая, то зал, соответственно, полнился зрителями и 2-го и 9-го августа, когда шел премьерный показ спектакля по пьесе Л. Разумовской «Сватовство по-русски».

Конечно, первейшая причина столь плотной летней посещаемости — культурный голод в городе. Народ устал от сидения у телевизоров с их бесконечными тошнотными сериалами, разбавляемыми каждые 20 минут рекламой жвачек, прокладок и бесперхотных моющих средств. Народу давно хочется яркого, умного и живого зрелища, чтоб и посмеяться всласть, и слезу сронить, и чтоб про нас это было, а не мексиканские мыльные страсти-мордасти. Так что театр верно уловил эту неуемную народную тягу, выбрав пьесу современную, динамичную, смешную и неглупую.

Когда-то по многим театрам страны: от столичного «Ленкома» до заштатного Тьмутараканска шла известная пьеса Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». В нынешней постановке, в густо-розовых интерьерах разновозрастных «девушек» насчитывалось уже пятеро плюс одно лицо «мужского» пола. Пьеса — мечта, в смысле занятости в репертуаре актрис, которых зачастую в театре бывает больше, чем актеров. К тому же комедия, что тоже большая редкость, а если еще и не шаблонная, не примитив — вот удача-то.

Сюжет не нов: некая фирма оказывает брачные услуги. Чего бы лучше! Но сложившаяся ситуация доведена до абсурда — нашего родимого российского. Невест, как было сказано выше, пять, их возраст колеблется от «за 70» до «около 20-ти». Тут и ветхая бабка Паша, приволокшаяся в город из сельца с лихим названием Елыпалыно (Н. Фролова), и модная авторесса двадцати томов книг Маргарита Серафимовна — роскошная дама не первой и даже не второй молодости (залуженная артистка РФ В. Иванкова), вечная старая девочка в дурацких очочках и носочках на тонюсеньких ножках — школьная библиотекарша Тамара, сдвинувшаяся на сонетах Шекспира (Л. Фадеева), и мужиковатая торговка водкой Фроська Козодуева, новорусская «вумен-вульгарис» (засл. арт. РФ И. Шатохина), и даже аппетитная юная девица — сотрудница фирмы Виктория.

Женишок один, да и тот полный отстой — горькие слезы, как сказал еще классик — «не в городе Богдан, не в селе Селифан». Иван Кузьмич этот «бесприданник», с надломленной психикой, которому в его 59 годков давно пора жить вокруг дивана (с его же слов). Мужичонка мелкоросл, трачен молью, да и выпить не дурак. Но на безрыбье котируется и Кузьмич. Он хочет новую, четвертую по счету супругу и теряется в выборе, не зная, кого предпочесть: молоденькую укротительницу мужчин обаяшку Вику, добрую «мамашу» Параскеву, изысканную Марго с ее филармоническими страстями и непокрытой крышей, серую мышку Томусика, которой муж нужен лишь «для духовной радости» или напористую «гидру перестройки» в самом соку Фроську.

Быть или не быть… Брать или не брать? Заслуженный актер РФ В. Морозов своего героя не оправдывает и не критикует, скорее, просто жалеет и по-доброму посмеивается над ним.

На сцене каскад актерских находок и приспособлений. Увы, не всегда четко слышимые из-за громкой фоновой ритм-музыки диалоги (явление, думаю, временное). Чуть пантомимы (Л. Фадеева изящна и органична). Немного сольного пения (восхитительная В. Иванкова — поистине лучезарная актриса театра). Эротическо-комический танец вокруг «шеста» — швабры (у О. Подлипаевой замечено сходство с кинодивой Мерил Стрип, пока, правда, внешнее. Но какие, право ее годы…).
Неожиданно на первый взгляд выбор режиссером И. Морозовой на роль старухи сравнительно еще молодой Н. Фроловой. Давно ли, кажется, в самодеятельности была ею сыграна шекспировская хитроумная влюбленная Фениса, а вот и первая возрастная характерная роль. Образ старушенции вышел живой и вполне узнаваемый. Бывшая доярка бойка, крепка задним умом и тоже не прочь отхватить мужичка, хоть пердпенсионер Кузьмич для нее и «совсем молоденький ишо». Таких бабок, как сыграла Н. Фролова, полным-полно: эти вывернутые подагрой, корявые ноги в мягких тапочках, шибко семенящие, несмотря на тяжесть полного тела, усталый слом поясницы, наработавшиеся за жизнь, повисшие вдоль тела руки, матерчатая торба с пирогами на животе. Простецкие сентенции бабы Паши — на уровне обычной житейской мудрости. Одна лишь она — соискательница завалящего мужика Вани не для себя одной, а для всего своего селенья. Такая вот общинная у старушки философия.

И, конечно, все утрировано, преувеличено — комедия же. Зал веселился от души.
Вдохновенно играет, буквально купается в роли И. Шатохина. Ее Ариадна — Фрося и стерва порядочная, и деловущая, а по сути своей сердечная русская баба. Как, впрочем, и все остальные героини спектакля.

Им, таким вот несуразным, смешным и теплым, сильным своею бабьей слабостью и любовью стоять за Россию, болеть душой за все ее беды и проблемы, бороться за ее слабого ли, сильного ли мужика. И за ее искусство тоже.
Сегодня — в комедии. Завтра — в жизни.

P.S. Комедию «Сватовство по-русски» театр показывает каждую субботу в 19 часов вплоть до открытия сезона в середине сентября. И ждет своего зрителя.