Явление народу
Со страниц последних номеров газеты «Частная лавочка» не сходили материалы, посвященные Францу де Воллану и его (если верить надписи на постаменте) бюсту. Казалось бы, пора уже и закрыть тему. Но не тут-то было: жизнь подбрасывает все новые и новые поводы для продолжения разговора о новооткрытом бюсте.
В пятницу, 27 июня, в нашем городе побывала группа ростовских художников и скульпторов, которые осмотрели в Новочеркасске ряд объектов, в числе которых был и свежеизваянный бюст. Но сначала ростовчане побывали у отреставрированного собора, по достоинству оценили труды ростовских реставраторов. Порадовало людей искусства и стремление администрации Новочеркасска «освежить» фасады домов центральной части нашего города.
Однако их удивило пристрастие наших городских властей к неоправданным новациям: их позволение соорудить инородный мансардный этаж на здании бывшей гостиницы «Южная»; их намерение заменить на площади Ермака вековой давности брусчатку, которой нет износа, недолговечной искусственной плиткой… Но настоящее потрясение гости испытали, увидев новоявленный бюст.
Обретя дар утраченной на некоторое время речи, люди искусства начали обсуждение увиденного ими изваяния. Они некоторое время ходили вокруг бюста, детально рассматривая его то с одной, то с другой стороны, а их перемещения и жестикуляцию фиксировала закрепленная на стене здания военного института связи камера слежения, призванная отпугивать от бюста охотников за цветными металлами.
Но вряд ли новая достопримечательность представляет большую ценность, чем стоимость пошедшего на ее изготовление металла и камня. Такой вывод невольно напрашивается после знакомства с высказываниями представителей Ростовской организации Союза художников России (СХР). Так предоставим же им слово.
Костров В.И., председатель Ростовской организации СХР:
— «Незаслуженно заслуженный» художник России С.М. Исаков (автор бюста де Воллана — «ЧЛ») не известен нам ни как художник, ни как человек. В Союз художников он был принят, вероятно, по протекции бывшего председателя. Что же касается работы Исакова, то на специалиста она производит удручающее впечатление. Неудачно выбрано само место размещения бюста, нет связи бюста с его постаментом. Сам бюст выполнен на низком профессиональном уровне, не угадан его масштаб (он слишком мал). У автора отсутствуют понятие пластики, знание анатомии, культура лепки.
Беляков В.Г., председатель скульптурной секции Ростовской организации СХР:
— Первое ощущение, возникающее при созерцании сего сооружения, вызывает продолжительный смех. Удивления «это» не вызывает по следующим причинам. Сам факт появления «этого» в историческом центре Новочеркасска совершенно прозрачен. Ни о каких художественных и градостроительных Советах в данном случае речь не шла. Решение, по всей вероятности, принималось исключительно представителями администрации города. Да по-другому и быть не могло. Автор никогда бы не показал свое детище не только художественному или градостроительному Советам, но и просто профессиональным скульптору или архитектору. Потому что г. Исаков никакого отношения к профессиональной скульптуре не имеет. Архитектор-профессионал участия в этой работе, видимо, также не принимал. Оттого все это сооружение — неграмотно и примитивно. Если в городах нашей области установка скульптурных произведений будет происходить по аналогичной схеме, то финал будет таким же плачевным.
Дементьев А.М., скульптор, преподаватель Ростовского художественного училища:
— Мне жалко славный город Новочеркасск и его жителей! Что за «подарок» преподнес им Исаков, выполнив его на уровне бездарного любителя. Могу сказать как преподаватель скульптуры: за такую работу ее автор на первом курсе РХУ получил бы отрицательную оценку. Мне думается, что если бы де Воллан мог явиться с того света и взглянуть на свое изваяние, то он поспешил бы скорее вернуться назад.
Продолжая «потустороннюю» тематику последнего высказывания, можно заметить, что столь мрачные мысли навевает и пьедестал бюста. Выполненный из черного полированного гранита, столь типичного для кладбищенских надгробий, постамент имеет также надписи, начертанные характерным для намогильных плит курсивом, что придает ему еще большее сходство с надгробием. Это обстоятельство тоже было отмечено гостями нашего города.
Тем не менее, автору столь слабого во всех отношениях бюста доверена куда более серьезная работа: создание конного памятника М.И. Платову. Поэтому представители творческой интеллигенции Новочеркасска и Ростова не могут далее оставаться безучастными к тому, каким очередным, с позволения сказать, «произведением искусства» постарается обогатить наш город Исаков С.М. Ведь деньги на его «творческий поиск» тратятся бюджетные: если не из бюджета Новочеркасска, то из бюджета Ростовской области. И общественность области вправе знать, насколько добросовестно отрабатываются выделенные из областного бюджета средства.
Ведь на основании дававшихся в средствах массовой информации фото- и видеоматериалов можно сделать вывод: у эскизной модели памятника М.И. Платову имеется ряд серьезных изъянов, которые следует незамедлительно исправить. К таковым можно отнести, например, явные нелепости в изображении форменной одежды, вооружения и снаряжения. А то ведь сколько бы ни пытались доброхоты, как в сказке Андерсена, убедить обывателей, что новое платье короля — прекрасно, всегда найдутся люди, способные, не кривя душой, сказать: «А король-то — голый!»