Сегодня: 19 апреля 3934, Четверг

Из трех спусков Новочеркасска этот — самый короткий (два небольших квартала), самый неблагоустроенный и до предела запущенный. Сверху он начинается от улицы Александровской, там где стоит Александровская церковь.

Когда-то спуск тоже назывался Александровским, а еще раньше Аксайским. Громкое, и весьма почитаемое в советское время, имя предводителя крестьянской войны 1670-1671 гг. Степана Разина, присвоенное спуску, положительного влияния на его благоустройство не оказало. Напротив. Много лет назад он выглядел более прилично, чем сегодня. В 1947-1951 гг. здание под номером 27 было общежитием архитектурно-планировочного техникума (теперь строительный колледж). В нем жили девчата нашего курса и мы, естественно, наведывались к ним. В пору весеннего половодья спускались к улице Аксайской и любовались бескрайним водным простором с островками поселений (станица Кривянская, поселок восьмого совхоза и др.). Такие разливы до 1952 года были ежегодными. Но сегодня мы будем обозревать не зелено-голубые дали, а сам спуск.

Еще несколько лет назад нечетная сторона спуска сверху начиналась территорией учебно-производственного комбината им. Н.К. Крупской. На комбинате школьники получали первичные профессиональные навыки и практиковались студенты-строители. Проходил и я в его цехах практику по столярно-плотничному делу. Теперь на месте комбината обширная площадка, отданная под строительство двенадцати элитных коттеджей.

Напротив этой площадки точнее, свалки мусора перед ней, — типовой четырехэтажный учебный корпус техникума пищевой промышленности, построенный в 1974 году. Он стоит вдоль Александровской улицы и далеко отодвинут от спуска. Спуск же по этой стороне начинается двухэтажным типичным для старого Новочеркасска, домом-куренем. Через одну усадьбу от него — фундамент от разобранной старинной постройки. Жители спуска, с которыми мне удалось пообщаться, говорят, что будто-бы батюшка Александровской церкви собирался построить здесь себе домишко, да видно передумал. Приготовленные для новостройки железобетонные конструкции беспорядочно свалены и на участке, и посреди спуска. И лежат так не первый год. Здесь обрывается бывшая когда-то мостовая и начинаются заросли камыша, с перерывами доходящие до улицы Кавказской. Кулига камыша венчает и нижний конец спуска.

В связи с этим возникает, по крайней мере, два вопроса. Первый: как это водное, болотное растение прижилось так далеко и высоко от реки? И второй: почему те, кто живет на спуске и те, кто обязан следить за порядком на улицах города, довели его до такого безобразного состояния? Справедливости ради надо сказать, что отдельные жители спуска пытаются хоть как-то облагородить место своего обитания — высаживают у своих дворов фруктовые деревья, организуют цветники, засыпают выбоины на дорожках и т.д. Но сложившуюся ситуацию это существенно не меняет.

На спуске Разина нет ни нормальной проезжей части, ни тротуаров. Проехать по нему практически невозможно, да и ходить довольно сложно. Вот такой он, Разина спуск.