Сегодня:

От атамана Платова до наших дней

Красный спуск — один из пяти «лучей», отходящих от площади Ермака. Свое революционное название бывший Крещенский спуск получил после установления в Новочеркасске советской власти. Однако, если хоть часть старинных зданий спуска и его газоны привести в порядок, это название вполне могло бы восприниматься в смысле красивый. Широкий, с бульваром по центру, озелененный, а теперь и с приличным асфальтовым покрытием проезжих частей и пешеходных дорожек, спуск действительно хорош.

К моменту закладки Нового Черкасска на том месте, где теперь стоит добротное двухэтажное здание кожно-венерологического диспансера (построено в 1905 г.), была сооружена деревянная часовня, ставшая впоследствии временным кафедральным Вознесенским собором. Перестраиваясь и расширяясь, временный храм исполнял эту роль ровно сто лет и был разобран в 1904 году, после того, как благополучно завершилось возведение третьего варианта капитального Вознесенского собора.
С 1 января 1864 г. началось движение по железной дороге, опоясавшей город по юго-восточной и южной стороне. Крещенский спуск лишился прямого выхода к лугу и к реке Аксай. В его нижнем конце построили вокзал и организовали довольно обширную Железнодорожную площадь. Позже ее частично застроили, а остальное занял сквер. Площади не стало.

К приезду в Новочеркасск императора Александра III (1887г.),в нижнем и верхнем концах Крещенского спуска были возведены деревянные, украшенные резьбой триумфальные арки (авторы инженер-архитектор К.Ф. Кюнцель и гражданский инженер В.И. Зуев). Представление об этих сооружениях дают старые фотографии и открытки. На репродукции с одной из них — арка со стороны площади Ермака.
На спуске и теперь немало интересных в архитектурном и историческом плане зданий.

Вот под номером шесть двухэтажный дом, немного отступивший от тротуара и отгородившийся от прохожих ажурной металлической оградой. Вход в дом оформлен изящным металлическим навесом на колоннках. Навес перекрывает пространство от двери до калитки, которая, правда, давно не используется. Дом этот принадлежал настоятельнице Старочеркасского женского монастыря. Теперь в нем живет пять семей. Похоже, что со времени возведения (конец XIX века), его фасады не ремонтировались, а они очень выразительны. На монастырском подворье, куда входил этот дом, была небольшая церковь (освящена в 1893 году). Ее будто бы разобрали немцы во время войны. В 60-е годы на этом месте построили небольшой трехэтажный жилой дом.

На пересечении с Александровской улицей — еще одна достопримечательность спуска. Это представительное двухэтажное с полуподвалом здание, в архитектуре которого явно угадываются элементы модерна (обрамления окон, оформление пилястр, решетки балконов и парапета) (см. фото). Возведено оно, видимо, в начале прошлого века. В нем многие годы находилась школа № 17. После того, как школа перешла в специально для нее построенный корпус (на улице Александровской, 62) здесь разместилось медицинское учреждение, которое теперь называется «Стационар кризисных ситуаций». Примечательно же здание не только архитектурой и возрастом. Мемориальная доска, укрепленная на его фасаде, гласит: «На этом здании 13 февраля 1943 года воинами 2-й гвардейской армии было водружено знамя освобождения г. Новочеркасска от фашистских захватчиков». Стремительно ворвавшиеся в город части генерал-майора А.И. Утвенко и полковника И.Ф. Серегина не дали немецкой команде поджигателей и подрывников осуществить их коварные планы. Вот вам еще один факт, опровергающий предрассудок, согласно которому тринадцать несчастливое число.

…Продолжим нашу прогулку по нынешнему Красному спуску. Напротив «Стационара» стоит старинный, обильно украшенный лепниной одноэтажный особняк. Здесь теперь ООО «Стомсервис», т.е. оказываются стоматологические услуги. Солидность этому зданию придает внушительный навес над главным входом со стороны Александровской улицы. А кварталом ниже еще один приметный особняк в стиле классицизма с куполом над угловой частью. В нем разместилась «Служба судебных приставов». Над входом в здание с Кавказской — современный металлический козырек, откровенно диссонирующий с архитектурой фасада.

В застройке спуска сохранилось и несколько традиционных казачьих куреней (низ каменный, верх деревянный).
В конце 60-х годов минувшего века на Красном спуске появилась первая типовая пятиэтажка. Это двухсекционный жилой дом, стоящий вдоль улицы Кавказской и торцом к спуску. Характер рельефа продиктовал такое расположение и следующих двух, еще более протяженных, четырехсекционных жилых домов, построенных в середине 70-х годов. Дом под № 31 с книжным и продуктовым магазинами был построен для Училища связи (теперь Военный институт) в 1975 году, и, как не без гордости заметила одна из его жительниц, сдан в эксплуатацию к женскому Дню 8 марта. Позже на противоположной стороне спуска возвели пятиэтажное башенного типа здание общежития станкозавода. Часть первого этажа в нем теперь занимает фирма с загадочным названием «Гиперон». А совсем недавно сооружен еще один 4-5-этажный дом усложненной формы. Его северный фасад с лоджиями выходит на улицу Кавказскую.

Кстати, на этой улице от спуска до проспекта Ермака был когда-то Крещенский базар. Торговали на нем в основном жители станицы Кривянской.
Заканчивается спуск (а по нумерации домов начинается) двумя старинными школьными зданиями. В 1976 году к зданию под первым номером сделали пристройку и школа № 18 полностью перешла в него, а в другом теперь общежитие учителей. По правде сказать, такому жилью не позавидуешь: и здание ветхое, и «удобства» в основном во дворе.

Наш обратный путь — вверх. Впервые поднимался я по Красному спуску в 1946 году. Помню, как был поражен постепенно выраставшим передо мной собором. Потом в стихотворении Владимира Маяковского «Голубой лампас» прочитал:

Город —
идет в гору,
Но лишь
взобрался город оборвыш —
тут тебе — площадь,
ширь —
собор вишь!
Путь до небес
раздели пополам —
дотуда дойдут купола!

В 1928 году, когда были написаны эти строки, город может и был «оборвышем», но купола собора еще сияли позолотой и лучи солнца преломлялись в хрустальных вставках его крестов. Передо мной же собор предстал тогда с оголенными ребрами куполов и «оспинами» от осколков и пуль на стенах. Лишь в 1950 году купола собора начали крыть оцинкованными листами. Но это уже другая история.

Фото и рисунок автора.
row['name']