Сегодня:

Надо сказать, вопросов у наших читателей к В.А. Аверченко накопилось немало. Многие хотели знать его точку зрения на то или иное событие, получить его комментарии по важнейшим проблемам Новочеркасска. В связи с этим мы обратились в пресс-службу депутата Государственной Думы. Её сотрудники и подготовили для «ЧЛ» настоящее интервью.

Мы встретились с заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Владимиром Аверченко вскоре после выступления Президента Путина перед Федеральным Собранием. Казалось бы, речь в нём шла о вещах глобальных, затрагивающих проблемы страны и мира в целом. И тем не менее велико было искушение сопоставить некоторые оценки президента с тем, что делается на местах. Уж слишком точно бьют высказывания первого лица страны по наболевшему в провинции…

— Недавно, выступая с Посланием Федеральному Собранию Президент В. Путин отметил, что главным тормозом всех процессов в России является избыточность бюрократии и её некомпетентность. Как Вы думаете, такая оценка Президента относится только к федеральным чиновникам, или же она распространяется и на местную власть?
— Избыточность бюрократии, её нерасторопность всегда была больным вопросом для России. Еще Николай I говорил, что страной управляет не царь, а 30 тысяч чиновников. Эффективно управлять бюрократическим аппаратом — значит эффективно управлять страной.

Вообще в послании речь идет об избыточном влиянии бюрократии в нашем обществе, её неспособности вовремя, грамотно и компетентно решать вопросы, с которыми к ним обращаются простые люди. Ни для кого не секрет, что граждане, общаясь с чиновничеством, наталкиваются на хамство, жестокость. Часто обыкновенному человеку требуются неимоверные усилия, чтобы чиновник обратил на него внимание, вникнул в проблему и хоть чем-то помог.

Приведу пример. Недавно ко мне обратились жители Новочеркасска и показали ответ, полученный ими от одного высокопоставленного чиновника нашего города. Это — просто образчик хамства, выполненный на официальном бланке и заверенный подписью. В переводе с канцелярского на обычный язык он звучит примерно так: чем ходить по инстанциям, лучше бы сами что-то сделали. И подобный ответ звучит в адрес тех, кто платит этому чиновнику (путём отчисления налогов) зарплату. И при этом чиновник не несёт никакой ответственности: ни уголовной, ни административной.

Такая же ситуация сложилась и в бизнесе: всё решается только за вознаграждение. Я не хочу никого чернить, но послушайте, что об этом говорят и начинающие предприниматели, и «акулы» бизнеса. Тоже самое относится и к судам. Уголовные и гражданские дела не рассматриваются годами. Эта проблема уже стала вопросом национальной безопасности, если угодно, вопросом выживания нации. У людей начинает укореняться в сознании, что по правде, по закону отстоять свои права, свои интересы невозможно. И они обращаются к кому угодно, только не к власти. И неизвестно, что страшнее: атипичная пневмония или типичный бюрократизм.

— Почему малый бизнес в Новочеркасске развивается не столь успешно, как скажем в Ростове или Краснодаре? В чём причина, что поступления от него в бюджет города крайне малы?
— Малый бизнес в Новочеркасске задавлен! С ним не ведется деловой диалог, не изучаются спрос и потребности населения. Для малого бизнеса сегодня ничего не делается с точки зрения предоставления льгот, помещений, земли, коммуникаций, не разрабатываются местные программы по поддержке малого бизнеса.
Еще совсем недавно начинающий предприниматель имел право на бесплатное обучение в рамках Морозовского проекта, где его учили правильному ведению бизнеса, оказывали юридическую помощь. Сейчас в Новочеркасске начинающие предприниматели такую услугу не получают. В бизнесе, как и садоводстве, сначала необходимо выращивать, поливать и окучивать, а уж затем собирать плоды. Если же все делать наоборот, ничего путного не выйдет.

— В городе обсуждается вопрос о необходимости изменения Устава Новочеркасска. Как Вы относитесь к подобной инициативе? Есть ли у Вас как у депутата ГД РФ конкретные предложения или наработки?
— Подобный процесс идет сейчас и в Константиновском районе, и депутаты местного самоуправления обратились в Государственную Думу с просьбой провести юридическую экспертизу нового проекта Устава. Подобных обращений, со стороны местного самоуправления Новочеркасска, по крайней мере, ко мне, не было. Конечно, время идет, принимаются новые законодательные акты и законы, и такой документ, как Устав города, просто необходимо приводить в соответствие с ними.
Я бы не рекомендовал спешить с этим вопросом, т.к. Президент внес в Госдуму РФ ряд инициатив по разграничению полномочий между Федеральным центром и субъектами РФ, т.к. закон «Об общих принципах государственной власти» устарел. Рассматривается и закон «О местном самоуправлении» — внесено 6,5 тыс. поправок. Законы будут приняты в 2003 г. Уставы нужно будет приводить в соответствие с ними и нормативными актами Ростовской области. Зачем это делать дважды?
Вызывает недоумение и то обстоятельство, что инициативы по изменению столь важного дня Новочеркасска документа носят весьма «закрытый характер»: ведь любые изменения Устава должны иметь конечную цель — изменение жизни горожан к лучшему. И если нынешние поправки в Устав действительно преследуют такую цель, почему бы не заявить об этом публично. Во всяком случае, отсутствие гласности в этом вопросе настораживает.

— В своё время Вы были инициатором реформы ЖКХ в городе, курировали её проведение. При этом рост цен на услуги ЖКХ был не столь велик, как сейчас, хотя инфляция росла высокими темпами. Почему сейчас рост тарифов ЖКХ опережает темпы роста инфляции?
— То, что было в середине 90-х годов и сейчас, — это два разных периода истории. Сегодня гораздо легче контролировать ситуацию, чем в период гиперинфляции. И тем не менее мы делали всё, чтобы тарифы росли плавно, не было скачкообразных, резких подъёмов цен на услуги локальных монополий. За этим следила администрация города, тщательно просчитывались реальные затраты, себестоимость на единицу продукции, учитывалась реальная платежеспособность населения, велись консультации с Управлением по ценам Администрации области.
Казалось бы, сегодня есть нормативные акты, способные помочь в расчете тарифов, в анализе затратных статей, нет гиперинфляции. Иначе говоря, есть возможность сделать тарифы приемлемыми для потребителя. Однако, картина наблюдается прямо противоположная. С декабря 2002 года в городе скачкообразно поднялись цены на услуги ЖКХ, за повышение которых никто не хочет брать на себя ответственность. Мэр города заявляет, что он к этому не причастен, хотя именно только он имеет право на внесение в Городскую Думу предложений по изменению тарифов, только Администрация города готовит расчеты. И именно Мэр города подписывает решения Думы. Принял решение — объяснись, не виляя, и неси ответственность.
Это была бы понятная позиция.

Регулирование тарифов должно быть гласным, открытым, широко обсуждаться специалистами. Должна идти цивилизованная полемика и торг между обществом, государством и производителем услуг. Должна эффективно работать система выплат жилищных субсидий, которая раньше в Новочеркасске была на первом месте.
Что касается меня, как депутата Государственной Думы, то 14 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», который позволил в масштабах области снизить цену на электроэнергию с 120 копеек до 92 копеек. Депутатская группа «Народный депутат», в которую я вхожу, является инициатором этого закона, поэтому я могу его записать в свой актив. Принятие Закона позволило потребовать от Правительства РФ и регулирующих органов не допускать повышения тарифов, выше прогнозируемого уровня заложенного в Бюджет РФ на очередной год.

— В последнее время в городских СМИ в Ваш адрес косвенно и прямо было высказано немало критики. Вся она связана с Вашими депутатскими обязанностями. Как Вы можете прокомментировать данные публикации и высказывания? Не удивляет ли Вас поразительная согласованность всех критических нападок?
— Я внимательно и с интересом слежу за тем, что происходит в Новочеркасске, отслеживаю все видео- и печатные материалы в Новочеркасских СМИ. И так называемые «факты», которые приводятся господином Волковым с экранов телевизоров, утверждения, что я в качестве депутата ничего не делаю — клевета, которая, кстати, наказуема по закону. Я хочу напомнить господину Волкову, что нельзя рассматривать депутатов как личных лакеев. Меня избрали, как и других народных избранников, чтобы мы работали в интересах народа, а лакеем я быть не обучен.

Регулярно провожу приемы граждан по личным вопросам (каждый первый вторник месяца в приемной депутата на Ермака, 93), письменно отчитываюсь за каждую сессию Государственной Думы РФ, провожу встречи с избирателями (кстати без охраны). А финансирование из Федерального бюджета Войскового собора, техникума-интерната для инвалидов, городских водоочистных сооружений, газопровода Донской-Хотунок, канализации промрайона, мебели для 4-х школ, ремонта и оборудования для дома престарелых и многое другое, разве не личными поправками депутата Аверченко включены в Федеральный бюджет? Мэр делает вид, что об этом не информирован, хотя это не так.

Конечно, у меня не все получается, но по ряду позиций именно из-за нерасторопности и некомпетентности некоторых городских чиновников.

Приведу примеры.
В этом году празднуется 250 лет со дня рождения нашего земляка атамана Платова.
Этот праздник вполне мог бы быть общероссийским с принятием Постановления Правительства Российской Федерации и выделением финансовых средств из Федерального бюджета. Для этого были нужны мероприятия, разработанные городом, утвержденные областью и направленные в Правительство РФ — таков утвержденный Правительством алгоритм, который я лично направил и А. Волкову и В. Золоторенко, но в Москве предложений так и не дождались. А ведь в это время А. Волков был депутатом областного Законодательного собрания. Напомню, что в 2005 году будет 200 лет г. Новочеркасску — плана мероприятий тоже в Москве нет. А проект бюджета 2004 г. Правительством РФ уже обсуждается. Время уходит, а дела нет.

Мои неоднократные предложения о финансировании федеральными деньгами до 250 квартир в год (примерно 150 млн. руб.) для военнослужащих отклика у администрации не находит. А. Волков, не сумев подготовить документы, лично отказался от моей помощи, заявив, что решит все сам.
Не решил, но 2 года потеряно. А вот с главой Б. Калитвы А. Романовым мы такой проект совместно осуществили. Там строители имеют работу, город — налоги, военнослужащие квартиры и горожане вселяются в дома, которые стояли недостроенными.

С главой г. Зернограда А.Ф. Кольчиком также начат подобный проект.
Власть только тогда эффективна, когда она нравственна, открыта и публична. Она эффективна тогда, когда служит людям, а не наоборот.
— У Федора Достоевского есть фраза, что все беды в России от нищеты и невежества. Я бы к этому добавила — неумение людей слышать и слушать друг друга. В частности, отсутствие у чиновников ТЕРПИМОСТИ К ИНОМУ МНЕНИЮ — за примерами ходить далеко не надо. А у Вас есть своя формула терпимости?
— Беда, когда чиновник, как тетерев во время тока, слышит только себя. Моя формула терпимости (кстати её сформулировали ещё древние) такова: поступай в отношении других так, как бы ты поступил в отношении самого себя.