Проблемы экологии волнуют многих. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, насколько они загрязнены? Часто ли мы задумываемся об этом? Да, если и задумываемся, то на пустом месте, не владея информацией. А люди, владеющие информацией, не всегда имеют возможность донести ее людям. А ведь Новочеркасск в экологическом плане город неблагополучный, и его жителям, наверное, не безразлично наскольно неблагополучный…
«Экология Новочеркасска. Проблемы, пути решения» — под таким названием несколько месяцев назад увидела свет монография, которая явилась обобщением результатов комплексных экологических исследований, выполненных по заказу Администрации Новочеркасска в 1991-1998 гг. Над монографией трудились ученые ЮРГТУ, Гидрохимического института, Городского центра санэпиднадзора, бывшего Межрайонного комитета по охране окружающей среды и других учреждений.
Если сказать, что в нашем городе есть проблемы с экологией, то это значит — почти ничего не сказать. А проблемы в Новочеркасске такие, каких нет, пожалуй, ни в одном городе европейской части России. Очень серьезные проблемы. Речь идет о чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС).
Экологическое неблагополучие Новочеркасска обнаружилось десять лет назад в виде аномального состояния здоровья людей в городе. Необходима была постановка комплексных исследований по выявлению причин такого положения и разработке путей решения проблем. К счастью для нашего города, наши ученые вполне удовлетворили всем требованиям, которые предъявляются к исполнителям таких исследований и охватили весь спектр экологических проблем. Восемь лет трудились наши исследователи, результаты работ были неоднократно представлены на различных конференциях, в Городской Думе, Законодательном собрании Ростовской области, а также дважды представлялись на парламентские слушания, где интересы экологической безопасности города отстаивала Л.М.Родионова. Казалось бы, парадокс: кому-то в городе нужно доказывать надобность борьбы с экологическим бедствием? Никакого парадокса: эта борьба, как и все мероприятия, требует финансирования, и вот тут начинаются дискуссии, суть которых определить, кому и на какие цели предстоит расходовать средства, а кому можно и подождать. У некоторых чиновников проявляется зависимость: чем выше должность, тем более человек стремится дистанцироваться от решения конкретных проблем. Однако, в конце концов, Государственная экологическая экспертиза на самых высоких уровнях нашими учеными была убеждена и подтвердила, что наш город относится к категории городов с чрезвычайной экологической ситуацией.
Фиксацией этого факта дело не ограничилось: новочеркасцами совместно с учеными Ростова и Москвы была разработана программа экологической реабилитации города, и этот план сейчас осуществляется. С большими трудностями и препонами, как и всякое хорошее дело. Последнее объясняется легко: с «рыночной» точки зрения, если не глядеть дальше базарного лотка, экология есть штука нерентабельная, она не приносит доходов. Однако эта работа была проделана, и эта работа продолжается.
Итак, проблемы есть. О них нам рассказала кандидат геолого-минералогических наук, доцент ЮРГТУ (НПИ) Людмила Михайловна Родионова. Именно она явилась инициатором и двигателем этого труда и главным автором этой монографии. Будучи главным специалистом отдела экологии в Администрации города, депутатом Городского совета первого созыва, она курировала экологические вопросы.
Л.М.Родионова пользуется заслуженным авторитетом в научном мире нашего города, области и за ее пределами. Долгое время Людмила Михайловна занималась в ЮжНИИГиМе проблемами изменения геологической среды при мелиорациях в Ростовской области. Изучаемые проблемы уже тогда имели экологическое значение, и это послужило предпосылкой для того, чтобы глубоко задуматься над воздействием человека на окружающую среду. Этим вопросам была посвящена кандидатская диссертация Людмилы Михайловны, теперь бы сказали, что диссертация написана на экологическую тему, но в те времена мелиорация была делом всенародным, и вопросы экологической безопасности только начинали маячить на нашем безоблачном, как казалось тогда, горизонте. Сегодня объем выбросов новочеркасских предприятий и НчГРЭС в окружающую среду существенно превышает объем выбросов г.Ростова. Если учесть, что Ростов в пять раз превосходит Новочеркасск по числу жителей, то становится ясно, что положение у нас значительно серьезнее, чем у ростовчан. А при сопоставлении площадей, занимаемых нашими городами (а они различаются в десятки раз!), исчезают последние сомнения в отношении масштабов загрязнения окружающей среды в Новочеркасске.
Проблема не надумана, она реально подтверждена высоким уровнем заболеваемости населения города. Когда был поднят вопрос о том, что здоровье жителей города далеко не соответствует среднему уровню заболеваемости населения не только Ростовской области, но и России, то стало понятно, что необходимо выяснять первопричину такого положения. Зависимости оказались очень сложными, для их выявления понадобились очень разные специалисты, которые изучали бы геохимические особенности почв, водную, воздушную среду, санитарно-гигиеническую обстановку в городе.
В самом начале работ очень мощная поддержка была оказана со стороны Администрации города. Люди, стоявшие тогда во главе Новочеркасска, поняли, что без решения экологических проблем, по существу, ставится под угрозу дальнейшее существование нашего города. У истоков развития экологических исследований в Новочеркасске в Администрации города стояли С.А. Шаповалов и А.М.Фролов, они поддержали начинания ученых НПИ.
Работа была начата по поручению сессии Городского совета народных депутатов. Рассматривались вопросы о влиянии Новочеркасской ГРЭС на экологию города — волновала тогда депутатов экологическая обстановка в городе. Учеными во главе с Л.М.Родионовой был поставлен вопрос об экологическом неблагополучии в городе и необходимость государственной поддержки в решении этого круга вопросов. Подготовив необходимые документы, они в начале девяностых годов обратились в Правительство Российской Федерации. Москва поддержала Новочеркасск, однако все наши документы были уничтожены страшными событиями октября 1993 года. Повторно обращаться было уже не к кому: сменился состав депутатского корпуса.
Однако работа по оценке экологической обстановки Новочеркасска была продолжена: коллективы ученых Новочеркасска и Ростова были объединены в рамках единой программы «Экологическая безопасность России» для апробации критериев экологического неблагополучия территорий Российской Федерации. Оценка состояния окружающей среды г.Новочеркасска производилось исходя из разработанных Министерством охраны окружающей среды критериев оценки состояния природных сред и здоровья населения. В то время экологическая тематика была популярна: мало какой митинг обходился без выступлений на эту тему. И вот тогда Министерство охраны окружающей среды разработало критерии, с помощью которых можно было дифференцировать территории по степени загрязненности, и, таким образом, отсечь политических болтунов от специалистов, которые всерьез озабочены настоящими проблемами. Правительством России был утвержден «Перечень территорий с неблагоприятной экологической обстановкой». Территорий на всю Россию нашлось восемь. Мы попали в этот список. Оказалось, что наши показатели неблагополучия экологической обстановки намного превышают критериальные. Стало ясно, что дела обстоят гораздо хуже, чем предполагалось. Это давало нам право на основании действовавших тогда законов подавать документы на Государственную экологическую экспертизу с целью придания городу статуса экологически неблагополучной территории. Это мягко звучит — «неблагополучие», на самом деле речь шла о ЧЭС — чрезвычайной экологической ситуации. Мы были одним из последних городов, который подавал подобные документы на рассмотрение государственной Экологической экспертизы: министерство, так сказать, «включило ограничитель списка желающих», но мы успели. На первое место среди тревожащих факторов у нас выходит высокий уровень заболеваемости детей, аномально высок уровень эндокринных заболеваний населения, крайне плохо обстоит дело с заболеваниями органов кровообращения, пищеварения и др. Уровень заболеваемости населения оказался в полтора, в четыре раза, а то и более выше, чем у городов, взятых для корректного сравнения — Таганрог, Каменск-Шахтинский, Волгодонск. К нам выезжал эксперт Всемирной организации здравоохранения доктор медицинских наук Б.А.Ревич. Он согласился с нашими доводами. 6 марта 2000 года вышел приказ Министра охраны окружающей среды, утвердивший заключение Государственной экологической экспертизы и программы экологической реабилитации города. Государственная экологическая экспертиза признала экологическую обстановку и состояние здоровья населения г.Новочеркасска соответствующими чрезвычайной экологической обстановке.
Однако одобренная Правительством России программа не получила финансирования из областного бюджета. Так, в результате чиновничьей волокиты, все и оказалось как бы в подвешенном состоянии. Сейчас нами в Государственную думу представлены документы, которые могут позволить перевести нашу программу на федеральный уровень. Есть надежда на то, что, согласно новому Закону об охране окружающей среды, наша многострадальная программа будет утверждена и на законодательном уровне. Когда приходилось пробивать все эти барьеры, просто поражало чиновничье равнодушие, которое зачастую было обусловлено элементарным экологическим невежеством. Такое прохладное отношение к экологии, возможно объясняется тем, что экологи обязаны говорить неприятные вещи, когда обстановка неблагополучна. А кому же такие вещи по душе? Экологи ведь не причина беды, они просто говорят о ней. Видимо, сильны некоторые традиции на святой Руси, ведь было время, когда и лекарей в холерные бунты убивали.
Разработанная нашими учеными программа оздоровления экологической обстановки Новочеркасска является единственной на европейской территории нашей страны. Перспективы решения экологических проблем заключаются, во-первых, в продолжении мониторинговых исследований, или, проще говоря, в контроле за изменением окружающей среды. Девятилетний перерыв, отделяющий исследования прежние от нынешних, показал, что улучшения экологической обстановки нет, несмотря на то, что основные источники загрязнения — промышленные предприятия — в прошедшее десятилетие работали далеко не на полную мощность. Изменение экологической обстановки требует проведения мероприятий, изложенных в программе, которая содержится в монографии. Эта программа защищена на самом высоком государственном уровне, она прошла полную государственную экспертизу.
Результаты работ и все наши выводы были полностью подтверждены. Несмотря на ожесточенные дискуссии, аргументы наших ученых в отношении экологического состояния Новочеркасска все же оказались достаточно весомыми.
Удастся или нет завершить эту десятилетнюю работу — трудно сказать. За год сменилось три заместителя главы Администрации города, курирующих вопросы экологии, среди них не оказалось ни одного профессионального эколога. Городская Дума не включила ни одной позиции Программы. Создается впечатление, что те, кого занимаемая должность обязывает заботиться о здоровье и выживании города, не считают это главным. Противодействия, конечно, на городском уровне нет, но и помощи особой — тоже. Остается надеяться на то, что в деятельности городской Думы станут приоритетными вопросы экологической безопасности города.