История новочеркасского издательства «Новопринт»
— это во многом история новочеркасской семьи Белоусовых, приоритетами которой всегда были хорошее образование и успешная профессиональная деятельность. В 1990 году перед ними стояла задача найти себя в новых экономических условиях. Юрий Пантелеймонович, журналист, был редактором «Кадров индустрии», многотиражки НПИ, а потом ответсекретарем регионального научного журнала «Известия СКНЦ ВШ», Наталья Васильевна, филолог со знанием французского и испанского языков, — ученым секретарем гидрохимического института, редактором институтского издательства; она была инициатором создания и соавтором первого и пока единственного «Гидрохимического словаря терминов». Сыновья, все трое, хороши каждый на свой лад и одарены в совершенно разных областях. Это и сыграло на руку, когда из развитого социализма, где все было предопределено, все эти трудоголики провалились в так называемое общество равных возможностей, с рынком, свободным от всяких товаров и услуг. Владимир к этому времени уже 10 лет трудился в архитектуре, Андрей, математик, работал в ОКТБ, а Алексей стал художником. Все «сошлось», с учетом профессии жен, среди которых были и экономист, и художница. Таким образом, весь издательский процесс можно было обеспечить собственными силами.
И началась «битва» за понимание рыночной экономики. То, что рекламно-издательская фирма ВААБ, названная по именам сыновей, начиналась как семейное предприятие, было большим плюсом, потому что в те времена опереться можно было только на близких родственников.
Ко времени своего рождения фирма не имела ни помещения (работали дома), ни оборудования (кроме пишущей машинки), ни, конечно же, финансов. Пустой рынок требовал продукции дешевой и интересной массовому покупателю, и первым делом фирма выпустила «Энциклопедию в кармане» — серию небольших и очень недорогих брошюр (полезные советы, лекарственные растения, кулинарные рецепты).
А вскоре появились и заказчики: предприятиям требовались рекламные буклеты, проспекты, листовки и календари. Фирму «ВААБ» заметила администрация города и заказала полноцветный рекламный буклет «Новочеркасск». Ростовским художникам, работающим над творческими композициями из стекла, потребовался каталог своих работ, который ждали на выставке в Германии. Полиграфические предприятия Ростова в то время еще не могли обеспечить европейский уровень печати каталога, и провинциальные издатели заказали его в одной из лучших типографий Москвы, где на них обратили внимание и помогли с приобретением техники.
Любовь к родному городу и знания о нем — все это Белоусовы вложили в издания о Новочеркасске, когда на них появился спрос, и особенно урожайным стал год 190-летия города — 1995-й, когда были изданы альбом «Новочеркасск» (автор В. Кулишов, фотохудожник О. Мацнев, дизайнер А.Чернявский), книги Е. Кирсанова «Новочеркасск» и О. Лобова «Памятка кадета».
Если в первые годы существования издательство пробовало себя в рекламной деятельности, то позднее, когда начался выпуск календарей «Н.Н. Дубовской», «Живопись Ростовских художников», «Архитектура Дона», «Золото сарматов», «Симфония красок моря» и других, твердо прозвучала тема художественности изданий.
К 250-летию Ростова издательство выпустило альбом, посвященный Ростовскому краеведческому музею, — «Сокровища Донского края». Проиллюстрированный цветными фотографиями драгоценных старинных реликвий, альбом был издан с таким вкусом и изяществом, что до сих пор, хотя полиграфия за эти годы ушла далеко вперед, его приятно держать в руках (художественное решение И. Горбунова).
В 1997 году издательство, уже называвшееся «Новопринт», получило заказ от Новороссийского морского пароходства, которое до этого времени ежегодный отчет на английском языке издавало в Великобритании. Теперь этот крупнейший заказчик, убедившийся в том, что его выбор — верный, в течение шести лет издает свой годовой отчет в Новочеркасске. Три года подряд пароходство заказывало настенные календари с репродукциями картин Айвазовского, для чего фотохудожники Алексей Белоусов, Ольга и Игорь Улько работали в Феодосийской картинной галерее, и благодаря созданному богатейшему архиву, репродукции в календарях ни разу не повторились.
Из богатства фотоархива родилось новое направление — фотокартины, репродукции, постеры, представленное в галерее на Крепостном в Ростове-на-Дону. Все возможности издательства демонстрируются в каталогах — в печатном и электронном вариантах: репродукции с картин художников и фотохудожников, постеры дизайнеров «Новопринта».
Издательство существует уже почти тринадцать лет. Его возглавляет Владимир Белоусов, он же в основном генерирует идеи. Алексей Белоусов, который закончил традиционный худграф пединститута, увлекся цветной художественной фотографией. В 1997 году фирма «ВААБ» разделилась на издательство «Новопринт» и ООО «Геликон» Андрея Белоусова. Андрей выполняет заказы предприятий Новочеркасска и области. Его продукция — проспекты, буклеты, листовки, папки, перекидные календари, настольные и настенные, очень высокого уровня.
В Новочеркасске никогда не было развито издательское дело. Да и по Югу России Белоусовы были одними из первых. Увидев продукцию «Новопринта», все удивляются, что это делается у нас в Новочеркасске на Михайловской улице. Вот и далеко не каждый город может похвастаться своей энциклопедией. Ростов-на-Дону, например, не может.
Участие старшего поколения Белоусовых в издании энциклопедии Новочеркасска (вышла в 2001 году) привнесло культуру отношения к работе, критерии значимости информации, ответственность за каждое слово.
Скептики сомневались в осуществлении этой затеи. У них было основание: полное отсутствие финансирования. Все делалось на общественных началах, а издательство «Новопринт» зарабатывало деньги на издание этого своеобразного подарка Новочеркасску.
Собирал материалы старейший журналист города И.Г. Репников. Многие считали честью для себя участвовать в создании энциклопедии, за что издательство им глубоко признательно. Н.В. и Ю.П. Белоусовы написали многие статьи и взяли на себя всю редакционно-издательскую подготовку, включая работу с авторами, проверку фактического материала, литературное и техническое редактирование, корректуру, вычитку, участвовали в верстке и так далее, то есть работу нескольких специалистов. Работали шесть лет.
Энциклопедия названа краткой, потому что в нее вошло далеко не все из задуманного материала, и, выпуская ее, издательству уже виделась следующая, дополненная, исправленная, юбилейная книга — к 200-летию Новочеркасска.
Первую энциклопедию делали на свой страх и риск, когда начали делать вторую, издательство завалили материалами — люди поверили в энциклопедию и начали бескорыстно помогать, и будем надеяться, что к своему юбилею город ее получит!